Как в порту Актау борются с непогодой и обмелением
20 Января 2025 (14:45) | 461 | Автор: Редакция
Казахстан не жалеет сил и средств для увеличения пропускной способности Транскаспийского маршрута. Специально для этого «Казмортрансфлот», “дочка” «КазМунайГаза», и AD Ports Group из Арабских Эмиратов построят два контейнеровоза. А ещё они держат на заметке создание паромов большой вместимости и терминальной инфраструктуры на Каспии. Почему нефть там больше не главный груз, как падение уровня моря отражается на работе, сколько денег зарабатывает порт и зачем просит помощи у государства — в репортаже нашего корреспондента.
После обретения независимости Казахстаном порт Актау, который называют западными воротами Казахстана, обрёл международный статус. Традиционный груз, который экспортирует страна через каспийское морское сообщение — это нефть с мангистауских и атырауских месторождений. Ежегодно порт Актау отгружает более 3,5 млн тонн нефти. Процесс залива сырья в танкеры занимает почти целый день.
Гружённые нефтяные танкеры из актауского порта направляются в порт Махачкалы (РФ), а затем по системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть» казахстанское “чёрное золото” попадает в Европу.
Правда, в последнее время нефть — не главный груз в порту Актау. По объёму отправок контейнеры постепенно вытесняют сырьё с лидирующих позиций.В громадных железных хранилищах перевозят отечественные сельхозпродукты, цветные металлы и транзитные грузы из Китая. Поднебесная экспортирует через Казахстан смартфоны и другие гаджеты, собранные на китайских заводах. Из порта Актау контейнеры с товарами отправляются в Баку, а затем в Батуми и далее на мировые рынки. По словам президента актауского порта Абая Турикпенбаева, объём контейнерных перевозок увеличился почти вдвое и на сегодняшний день составил 51 тысячу ДФЭ в год. ДФЭ, это условная единица учета перевозок, за которую принят интермодальный контейнер размером 20 х 8 х 8 футов.
Актауский порт находится на доверительном управлении АО «НК «КТЖ». Все эти контейнеры попадают в Актау по железной дороге. Через Каспийское море Казахстан экспортирует зерно, чечевицу, горох и семена подсолнечника. Основным покупателем казахстанского зерна по морскому сообщению был и остается Иран. Но в последнее время с иранского рынка нас вытесняет Россия.
Раньше мы переваливали около 800 тысяч тонн зерна ежегодно. Но в последние годы эта цифра уменьшилась в разы. В 2024 году мы перевалили порядка 250-270 тысяч тонн зерна. Это связано с тем, что идёт обострение конкуренции на самом иранском рынке, где очень хорошо работают российские зернопроизводители и трейдеры. У них тоже хороший урожай, и они максимально нацелены на этот рынок.
рассказал президент порта Абай Турикпенбаев.
В списке товаров, которыми Казахстан торгует через Каспийское море, — цветные металлы (медь, алюминий, цинк, свинец), ферросилиций, феррохром и уран. Транспортировка последнего осуществляется по специальной технике безопасности перевозок радиоактивных веществ, утверждённой МАГАТЭ. Уран — один из самых востребованных видов ископаемого топлива в мире. В 2023 году через порт Актау перевезли более 200 контейнеров казахстанского урана.
В ноябре и декабре 2024 года на казахстанской части Каспия довольно сильно штормило, и из-за этого прекратилась отгрузка контейнеров. Предсказать погоду можно, но порой случаются сюрпризы.
Если традиционно в эти месяцы мы ожидали от четырех до шести дней непогоды, то в ноябре это было 11 дней, а в декабре больше 10 дней. В эти штормовые дни порт закрывается. Морские суда не рискуют ходить по штормовому морю из-за того, что они грузят контейнеры в пять ярусов. Достаточно большая парусность, есть опасность повреждения контейнеров, повреждения грузов внутри контейнеров. Поэтому в первую очередь соблюдаются меры безопасности мореплавателей.
В последнее время не только погода, но и природа начала демонстрировать свой нрав. Каспийское море стало быстро сокращаться. Падение уровня воды напрямую повлияло на работу порта Актау. Когда сантиметр за сантиметром море уступает суше, грузовые корабли не могут в достаточной мере приблизиться к причалам для перевалки грузов. И это, как выяснилось, не единственная проблема.
Падение уровня Каспия сказывается на деятельности порта, то есть проходные осадки уменьшаются, суда уходят недогруженными, что ухудшает экономику морских перевозок, ухудшает экономику с альтернативными маршрутами. Кроме того, в этом году мы наблюдали явление, которого никогда раньше не было, — порт начал заноситься илом и песком. Нам пришлось проводить дноочистительные работы. Периодически возле причала мы чистим кранами, грейферами, а в акватории мы работаем земснарядом. На 2025 год тоже заложили бюджет на аналогичные работы. Нам приходится это делать для того, чтобы поддерживать безопасность мореплавания в порту
Вышеперечисленные меры — это только борьба с последствиями, уточняет президент актауского порта. По его словам, проблему решит только дноуглубление. Однако этот процесс стоит больших денег. И порт намерен просить финпомощь у государства.
Чтобы кардинально решить этот вопрос и нивелировать риски, требуется дноуглубление самой акватории. Требуется выемка порядка 1,3 миллиона кубометров грунта. Грунт очень твёрдый, это значит, что требуются дноуглубительные земснаряды другого порядка, более тяжёлые, которые достаточно эффективные, но дорогостоящие. Конечно, средств порта не хватает. В большинстве стран мира затраты на такие мероприятия берёт на себя государство, не бизнес. Поэтому мы обратились к правительству с просьбой о помощи, потому что окупаемость таких инвестиций составляет больше чем 40 лет. Никакая коммерческая организация, в том числе и наша, такие расходы потянуть не сможет
По приблизительным оценкам, только первый этап дноуглубления акватории Каспия обойдётся в 25 млрд тенге. А с учетом того, что море сокращается ежегодно, то одним этапом работа по дноуглублению не закончится. Сможет ли правительство найти в бюджете миллиарды для этой цели, пока неизвестно.
В этом году Каспий сократился на 15 см, а до этого три года подряд снижался на 20-25 см. Раньше такой динамики не было. Есть, конечно, и солнечная активность, которая влияет. Последние 10-12 лет считаются жаркими, зеркало испарения большое, но к этому добавляются ещё и другие явления, которые, к сожалению, учёные пока не могут объяснить.
Порт Актау используется не только для экспорта товаров и сырья. Через Каспий на казахстанский рынок попадают импортные фрукты и овощи, строительные материалы и химическая продукция. Некоторые грузы идут и за пределы страны, к нашим соседям по суше. Как выяснилось, в актауский порт привозят также автомобили из Дубая. Люксовые и простые машины проделывают большой путь, прежде чем попасть на наши дороги: из Эмиратов их привозят в иранские порты, а оттуда автомобили на грузовом корабле переплывают Каспийское море. В прошлом году поступило рекордное количество иномарок из Дубая, в этом году их значительно меньше, и мы застали только три машины на стоянке.
Источник: Orda.kz
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему