В актауском клубе «Фарадей» детям прививают интерес к точным наукам
19 Мая 2019 (11:55) | 8673 | Автор: Наталья Шляховая
Если спросить, что мы знаем о химии, то многие ответят: ничего – даже из школьной программы мало что помнят. Более образованные люди скажут, что химия – это всё, то есть мы сами и всё вокруг нас состоит из химических соединений, и будут близки к истине.
Как писал Карл Саган, популяризатор этой науки, «Вряд ли есть хоть какой-то аспект нашей жизни, который не затрагивает химия: электроника и компьютеры; питание; атмосфера; добыча полезных ископаемых и металлургия; медицина и фармацевтика; любое заболевание,… наркотики; токсичная вода - практически всё то, что мы называем человеческой природой. По большому счёту, мы такие, какие есть, именно из-за атомов и молекул, из которых созданы наши тела, и их взаимодействий. Химия - это то, что делает нас нами».
В разные промежутки времени на историческую сцену вперёд вырывалась та или иная прогрессивная наука: мы помним век кибернетики, эру электроники, эпоху математических открытий, расцвет «физики и лирики». А химия, как серый кардинал, была всегда их невидимым подспорьем – под эгидой астрофизики, алхимии, поисков философского камня и превращения оловянных слитков в золото. Здесь мы не открываем Америку, утверждая, что химические дисциплины – основа основ всего существующего на нашей планете. В тесном взаимодействии с другими точными науками химия является неизменной законодательницей и повелительницей буквально всех процессов, происходящих на Земле.
Все мы учились на уроках химии «чему-нибудь и как-нибудь». Одни ничего не вынесли из этого обучения, другие помнят, что Н2О - это формула воды и что периодическую таблицу элементов разработал Дмитрий Менделеев. И то хорошо. А есть категория людей, которые посвятили жизнь этой нужной и занимательной науке. В данной статье речь именно о таких адептах химии, которые собственными силами открыли познавательный кружок для ребят – «Фарадей» - и с воодушевлением прививают детворе любовь к одной из удивительных сфер нашего бытия. Это Алинур Куманова и Аксырга Тлепова.
Первая имеет профильное образование, полученное в России - в Томском научно-исследовательском политехническом университете. Она ведёт занятия на русском языке. Вторая заинтересовалась химией недавно, но, считает, всерьёз и надолго. Прошла соответствующую подготовку экстерном и теперь разбирается в предмете не хуже выпускника химического факультета. Её прерогатива – демонстрация и пояснение химических чудес на казахском языке. Она, кстати, организатор этой «химической» затеи.
Нужно сказать, что «Фарадей» - распространённая сеть научных детских клубов на постсоветском пространстве. Здесь за основу взяты интереснейшие опыты и инновационная система обучения. На таких занятиях ребята увлекаются наукой благодаря необычным экспериментам, захватывающим исследованиям и лёгкой для понимания теории.
- В нашей стране такие химические секции есть, к примеру, в северной столице, в Актобе, а вот в Атырау кружок недавно закрылся, не успев открыться. Главная причина, наверное, в финансировании. Аренда помещения, покупка расходных материалов требуют средств. И нам знакома такая проблема. Химреагентами нас обеспечивает головной клуб, который находится в Пятигорске. Мы являемся его франшизой, своего рода филиалом. Там это поставлено на широкую ногу, химические кружки «Фарадей» и «Эдисон» есть почти в каждом российском городе и пользуются большой популярностью, - говорят Алинур и Аксырга.
Преподаватели сочетают игровое и прикладное обучение, большое внимание уделяют практике. В простой и доступной форме дети погружаются в волшебный мир науки. Помимо приобретаемых полезных знаний на занятиях происходит дружеское общение детей. Общее дело способствует их сплочению.
Концепция программы основывается на оптимальном сочетании пяти компонентов: опыты, знания, чудо, игра, общение. Юным экспериментаторам отдана на откуп вся творческая составляющая. Они сами делают приготовления к опытам, непосредственно участвуют в них, часто забирают с собой плоды своих испытаний и изысканий. Всё это им очень нравится, потому что здесь объясняют – почему происходит так, а не иначе, и доказывают на примерах.
В самом деле, большой соблазн, особенно мальчишкам, устроить небольшой взрыв, всего лишь перелив содержимое одной колбы в другую. Или же соединить два бесцветных раствора, а в результате получить красную или синюю шипучую жидкость; положить металлический гвоздь в тёмно-зелёный раствор и наблюдать, как там вырастает причудливый коричневый кристалл. Изготовить зеркало – не менее занимательное занятие: нанесённая на стекло чёрная смола при высокой температуре превращается в сияющее серебро – зеркальную поверхность. Можно увидеть в пробирке кусочек неба, если провести реакцию «берлинская лазурь». А летающие чайные пакетики! Это миниатюрный прообраз дирижаблей и аэростатов, которые, наполняясь гелием или водородом, под воздействием тепла взмывают в небесную высь. Восторг и удивление вызывает у ребятни опыт с деревянной лучинкой, вспыхивающей огнём ни с того ни с сего, когда её помещают в сосуд с перекисью водорода.
- В кружке занимаются и школьники, и дети дошкольного возраста. Занятия ведутся со среды по воскресенье в две смены – до обеда и после. Хоть эта студия появилась в нашем городе недавно – в декабре прошлого года, многие родители о ней уже наслышаны, а ребятня бежит на уроки вприпрыжку – так им здесь любопытно. Некоторые хорошо усвоили азы этой прикладной науки, быстро запомнили названия сложных реакций, реактивов, разных соединений и живо оперируют специфическими терминами типа «цитроборат натрия», «медный купорос», «коллоидный раствор» и им подобными. Память у детей цепкая, поэтому и нужно заложить в неё как можно больше полезной, нужной и интересной информации. Например, о природе того или иного явления или, скажем, вреде газировки, чипсов, табака и алкоголя, о воздействии на зубы жевательной резинки и многом другом в том же духе, - рассказывает Аксырга Тлепова.
Каждый день вокруг нас происходят миллионы процессов, на которые мы не обращаем внимания или просто не видим. И всё это химия, без которой наша жизнь была бы невозможна. Эта наука отнюдь не односложна и делится на разные виды: органическая и неорганическая, аналитическая, физическая, коллоидная, техническая, квантовая, косметическая, биохимия, агрохимия, ядерная, лазерная, галургия и ещё много-много других направлений.
Зарождение химии возникло с момента появления человека. Поскольку люди всегда, так или иначе, имели дело с химическими веществами, то их первые эксперименты с огнём, дублением шкур, приготовлением пищи можно назвать зачатками практической химии. Постепенно прикладные знания накапливались, и человек уже мог готовить некоторые краски, эмали, яды, лекарства. Он научился использовать процессы горения, спекания, сплавления; получать медь, железо, серебро и свинец из различных соединений. Такие ремёсла как металлургия, гончарное и стекольное дело, крашение, парфюмерия, косметика достигли значительного развития ещё до начала нашей эры. Например, состав современного бутылочного стекла практически не отличается от состава стекла, применявшегося ещё в древнем Египте.
Надо сказать , что все эти «технологии» сначала появились в Азии, и лишь потом попали к европейцам. Арабы называли эту науку «алхимией», от них это название распространилось и в Европе.
До нашей эры существовала теория об основных элементах: вода, огонь, земля и воздух. Однако уже современными учёными доказано – и для многих это станет открытием, что главными «химическими китами» являются газообразные элементы: углерод, водород, азот и кислород. Их простые соединения представляют собой воду и воздух, а сложные – соли, кислоты, щёлочи, спирты, сахара, жиры и белки. Одним словом, всё то, что является необходимым для всего живого на земном шаре.
Как писал незабвенный Пушкин «…много нам открытий чудных готовит просвещенья дух». Действительно, впереди безграничный простор для научных изысканий, находок и свершений. И может быть однажды кто-то из наших доморощенных Фарадеев, Эдисонов, Нобелей, Резерфордов или Менделеевых воскликнет «Эврика!» и мир услышит о громком сенсационном открытии.
В конце хочется добавить: честь и хвала самим преподавательницам – молодым женщинам, которые отвлекают нашу детвору от бесполезных игр с планшетами-гаджетами-смартфонами, прививают им пытливость, развивают любознательность, приобщают к интересному и практичному делу, предоставляя юным умам простор для творчества.
Фото автора
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена
отмена