Два ровесника – две судьбы
23 Сентября 2014 (16:47) | 16639 | Автор: Ольга Золотых
В этом году я снова, наверное, в сотый раз побывала в ставшем моей второй родиной городе Степногорск. Когда-то, в 90-е годы, как и многие, моя семья уехала из Актау, выбрав далекий Степногорск, где жила и живет вся материнская родня. На деньги, которые выручили за нашу «трешку» в тринадцатом микрорайоне, мы также купили трехкомнатную квартиру улучшенной планировки, машину, гараж и дачу. Родители устроились на работу, мы с братом – в школу. Но тут начались тяжелые для страны годы – конец 90-ых. Я до сих пор с ужасом вспоминаю то время. Город стал приходить в упадок, громадные заводы - закрываться. Тысячи людей теряли работу, бросали свои квартиры и разъезжались кто куда. Мы вновь вернулись в Актау. Потом я практически каждый год ездила на север, под Астану, в этот самый Степногорск. Провинциальный городок как будто застыл в прошлом – долгие годы не менялось ничего. Все те же разрушенные дороги, ни одного нового здания, высотки, бывшие когда-то общежитиями, а теперь ставшие приютом для бомжей, пугали своими разбитыми окнами и пустотой. Но все также же работала пригородная электричка, которая, как и много лет назад, отвозила и отвозит людей на заводы и дачи. Всегда удивлялась – как народ здесь выживает.
Благоустройство – внешний вид. В этом году я вновь приехала сюда и поразилась. Когда-то возле нашего дома был огромный ров, который каждый год во время дождей превращался в непроходимое болото. А учитывая, что в тех краях почва глинистая, то проехать можно было лишь на тракторе. Теперь здесь новый ровный асфальт, вдоль тротуаров освещение, а дорога продумана настолько, что есть даже ливневые стоки (их несколько десятков). Хотя первое, что бросилось в глаза – это елки. Степногорск никогда не страдал отсутствием зеленых насаждений - да, здесь и климат иной, и почва другая, нежели в Актау. Лесопосадки прямо в городе и цветы во всех скверах – их не счесть, но елки были посажены весьма знакомым мне способом. Год назад, когда я была в Китае, увидела нечто подобное. В городах Поднебесной буквально за месяц, а то и меньше, вырастают огромные парки. Как китайцы это делают? Во всех парках стоят взрослые деревья, которые с нескольких сторон держит бамбук. С каждого ствола свисает что-то наподобие системы орошения (капельницы). Оказалось, что деревья в питомниках выращивают до определенного возраста и уже взрослыми высаживают на новое место. Подпорки из бамбука нужны для устойчивости, а через систему к корням поступают необходимые витамины и минеральные удобрения. Конечно, в Степногорске не так, как в Китае, но похоже: растения высадили уже взрослыми, привязали к колышкам веревками (от ветров), и они растут! Правда, посадили их глубокой осенью, и много елочек унесли домой – на Новый год. Но факт остается фактом. Даже здесь, в глуши, и то догадались! У нас же все думают-гадают, как бы озеленить получше. В прошлом году, когда я делала на ТВ репортаж на тему озеленения, один из специалистов «Каспий Оперейтинг» уверял меня, что работы ведутся, был приглашен даже специалист из Астаны, чтобы помог. Он отметил, что у нас почвы солончаковые. Открыл Америку! А мы-то до приезда этого товарища много лет жили в неведении и даже и не догадывались о солончаках! Открыл глаза нам специалист!
Так вот, на протяжении всей дороги поставили столбы освещения (как у нас по дороге в аэропорт), сделали тротуар, выложив его плиткой. В центре города у крупного магазина разместили несколько фонтанов (вернее, отреставрировали и обновили старые), поставили новые скамейки, высадили цветы. Возле этого магазина, кстати, как во времена моего детства, бабушки до сих пор продают семечки стаканами.
Парков много, город вообще, не в пример Актау, утопает в зелени. В них есть и памятники, и красивые ухоженные клумбы, и витые скамейки – возле каждой стоят урны. В самом большом парке - он в несколько раз больше «Ак боты» - недавно сделали аттракционы, при этом ничего нигде не вырубили. Еще с детства я помню, как здесь заливали (и до сих пор заливают) каток, как зимой действовали пункты проката лыж и коньков. Конечно, наша зима к катанию с горок не располагает, но тут все это сделано рационально.
Работа. Степногорск - почти ровесник Актау. В этом году ему исполняется 50 лет. Он тоже детище Средмаша, и во многом его судьба схожа с тогда еще Шевченко. Степногорск долго был закрытым городом. Его какое-то время не было на карте - город, так же как и Актау, построили ради урана. Даже названия заводов, некогда гремевших на весь Советский Союз, схожи. В Степногорске, как и в Шевченко, были свой СКЗ, РМЗ, химический завод. До сих пор работают ГМЗ – урановый завод, ГПЗ (шарикоподшипниковый). И если названия многих этих заводов в Актау остались лишь названиями, а предприятия просто стерли с лица земли (некоторые превратились в руины), то в Степногорске заводы, хоть и не развалили, но все же многие из них действуют лишь частично – работают всего несколько цехов. Даже ГПЗ, до недавнего времени считавшийся самым стабильно работающим предприятием, сейчас загружен на половину мощности, многие рабочие – в вынужденных отпусках. Функционируют, но не в полную силу, и шахты вокруг города – урановые или золотосодержащие. Самая большая заработная плата у заводчан – 60 тысяч, у ИТР – не больше 100. Значительная часть мужского населения работает вахтовым методом – ездит в Россию и на запад Казахстана.
Степногорск – стареющийй город, здесь большинство – люди среднего и пенсионного возраста, для молодежи перспектив немного. Да и то население, что осталось, пашет, в основном, на «дядю» - в частных фирмах и компаниях. В сфере сельского хозяйства работают жители близлежащих поселков. Когда-то вокруг города были крупные совхозы, мощные теплицы и хозяйства. Сейчас от всего этого величия остались лишь воспоминания. Уцелевшие хозяйства с трудом выживают, но все же стараются обеспечивать продовольствием город. Их продукция всегда была и будет дешевле привозной. В Актау мы жалуемся, что везут отовсюду. На севере же, где, казалось бы, можно все выращивать самим, и кормить себя самостоятельно, тоже большинство продуктов – привозные. География поставок, правда, ограничивается Россией (Омск) и соседними областями республики. Мясную и молочную продукцию везут из близлежащих поселков, Кокшетау, Петропавловска, колбасы и сыры – из Кокшетау, некоторые овощи из Ташкента.
Цены на продукты. На рынке мне попались ташкентские «ошен сладки памидор» за 400 тенге. Цены, не сказать, что ниже актауских. Да, некоторая продукция дешевле, иная же не уступает нашей. Дешевле, конечно, ягоды. В сезон их не продают стаканчиками, а сразу ведрами. Собирают ягоды в окрестных лесах и на дачах. Народ здесь, в основном пенсионеры, до сих пор кормится с дач. Хотя многие из дачных массивов уже загубил солончак – они сейчас заброшены (на них живут бомжи), другие, что еще пригодны, снабжают половину семей в Степногорске. Вот некоторые цены на продукты питания: мясо (свежее, замороженного здесь нет) говядина – 1400 тенге за килограмм, свинина – 1300, помидоры – 400, огурцы – 250, картофель – 120, капуста – 100, лук – 80 тенге за килограмм. Самое дорогое молоко стоит 180 тенге. Килограмм малины или клубники стоит 700 тенге. Если взять ведро (5 кг), то выйдет дешевле 550-600 тенге за кг. Черная смородина (литровая банка) – 800 тенге. Лесную ягоду (землянику) продают только ведрами - 5 кг стоят 2 тысячи тенге.
Дороги. Сколько лет приезжала в Степногорск, столько же поражалась – ни одной целой дороги. Латали дорожное полотно постоянно, с незапамятных времен оно было разбито. Правда, один аким отличался тем, что постоянно белил бордюры. И все! В прошлом году к власти пришел новый мэр. И сразу же у города появился хозяин. Практически все дороги, которые много лет находились в состоянии разрушения и были бедой не только для автомобилистов, но и для пешеходов, отремонтированы! Причем, был сделан не просто ямочный ремонт, а полностью заменен асфальт. Город стали постепенно облагораживать, приводить в порядок и божеский вид, во дворах начали строить детские площадки.
Вода. Здесь, конечно, нет (как и в других городах Казахстана) технической воды. Только питьевая и горячая. Она нормального цвета, запаха и мягкости. Только в зимний период буквально на вес золота. В месяц с трехкомнатной квартиры за отопление и горячую воду можно отдать 15-20 тысяч тенге.
Газ. Когда-то во всем городе было централизованное газоснабжение. Потом в эпоху перестройки о такой системе забыли. В дома и квартиры стали привозить газовые баллоны. Один баллон стоит 1200 тенге (с доставкой 1400), его хватает при хорошем раскладе на месяц, не больше. Почти 100 процентов населения города пользуется такими газовыми баллонами, и лишь единицы - электроплитами. Но если раньше для таких людей были какие-то льготы, то теперь приходится за электричество платить по полной. А счетчик при наличии таких плит крутится очень быстро и «весело». По сравнению с нашей ценой на газ, думаю, жителям Мангистау вообще грех жаловаться.
Строительство. В отличие от Актау, в Степногорске практически ничего не строится. Новых домов, по словам жителей, не возводили очень давно. А смысл? Много домов и бывших общежитий стоят пустые. Это и высотные дома, и обычные пятиэтажки - их бы восстановить. Микрорайоны, которых в Степногорске всего 9, естественно, не уплотняют по примеру актауских застройщиков. На весь город всего несколько бизнес-центров и гостиниц.
Квартиры. Когда я узнала цены на квартиры и на аренду жилья, сначала не поверила. Неужели бывают такие цены? Хотя для Степногорска они вполне нормальные, не сравнить с амбициозным нефтяным Актау. «Трешка» с хорошим евроремонтом в приличном микрорайоне стоит от силы 30 тысяч долларов, в самом непрестижном районе – около 13 тысяч. Цены на аренду жилья и вовсе смешные. Однокомнатная немеблированная – 10 тысяч тенге плюс квартплата, с мебелью – максимум 20 тысяч. Трехкомнатная – в пределах 25-30 тысяч тенге. Посуточно можно снять квартиру за 3 тысячи тенге.
Транспорт. Вы не увидите на дорогах города автобусов, лишь маршрутки – по городу до сих пор ездят «Газели». Большие автобусы курсируют только на междугородних и пригородных маршрутах. Цена на проезд в маршрутке – 40 тенге. На остановках также стоят легковые авто, которые работают по принципу маршрутного такси – набирают салон и едут, останавливаясь на остановках тех же «Газелей». Цена с человека - 50 тенге. Поймать такси на улице – 300 тенге, причем в любую точку, даже если нужно проехать в соседний дом. А вот такси по вызову здесь даже дешевле! Если в Актау можно уехать за 200 тенге, а вызов стоит не меньше 300-т, то в Степногорске такси по вызову стоит 250-300 тенге (в зависимости от расстояния).
Два ровесника, и две такие разные судьбы. Наш город, если бы не нефть, в принципе, мог бы вполне повторить судьбу Степногорска. Но не повторил. В некотором случае это к лучшему.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Цены разные: трёшка может и 30 и 40 стоить - зависит от квадратуры и месторасположения. Есть наша двушка (45 кв.м) за 18 000 уе:
http://krisha.kz/a/show/13901260
Трёшка за 30 тыс (70 кв)
http://krisha.kz/a/show/13714066
Трёшка за 40 тыс (76 кв)
http://krisha.kz/a/show/13905757
И можно торговаться, естественно. Всё правильно автор написал.
отмена
Автор... Ну вы и дезу пустили. Трешка в приличном районе не меньше сорока обойдется, а про непрестижный - за столько и однушку не купить...
отмена
Актау, сударыня, город на отшибе, не забывайте, а Степногорск мало того что открытый по логистике, так и приграничный с другим государством, думать же надо, когда пишите. Здесь совсем другое развитие, плюс с/х деятельность в Степногорске развита сильно. Как можно сравнивать эти два города, они по географии очень разные, вот вам и ответ. А не то что вы там пишите про заводы и параходы.
отмена
Чем вам не сравнение? начинали одинаково, а закончили как то не айс
отмена
отмена