Митрофанушки Интернешнл
10 Ноября 2014 (05:31) | 21322 | Автор: Наталья Шляховая
Об уровне образованности и воспитанности подрастающего поколения
Старшее поколение помнит из школьной программы героя комедии Фонвизина «Недоросль» Митрофанушку, не проявляющего к учебе никакого интереса, зато мечтающего поскорее познать утехи любви. Вспомнился он не зря, и толчком для написания данной статьи стала нашумевшая история о провокационном вопросе ученицы, заданном учителю, и резонанс по этому поводу в Интернете.
Комментарии различного толка, которыми оброс инцидент, заставляют лишний раз обратиться к краеугольной проблеме воспитания и образования нынешней молодежи, уже давно назревшей и перезревшей. Как бы мы не сглаживали ситуацию, не закрывали глаза и не прятали голову в песок наподобие страуса, издержки существующей воспитательной системы вылезают, как на Прокрустовом ложе, то с одной, то с другой стороны. Нужно прямо сказать, что эта проблема – не мина замедленного действия, а торпеда, несущая разрушения с повышенной скоростью. Осталось совсем недолго, и мы в полной мере ощутим правдивость озвученных опасений.
Какому поколению мы передадим эстафету управления государством? Некоторые восторженные и недальновидные оптимисты утверждают, что не все так критично, другие же – более трезвые реалисты – бьют тревогу в данной связи. Есть, конечно, воспитанные и вполне достойные молодые люди, но они, к сожалению, в меньшинстве. В основном же, дети и подростки грубы, невоспитанны и невежественны. Взрослея, они редко стремятся к самосовершенствованию, оставаясь на начальной ступени развития. Об этом сокрушаются и педагоги, и священнослужители, и сотрудники органов правопорядка, и просто неравнодушные люди.
Заступники, жалеющие бедных детишек, которым пришлось слегка поплатиться за свою выходку, забывают, что безнаказанность влечет дальнейшие проступки. Безответственные «шалуны» вряд ли сделают правильные выводы, если будут уверены, что им ничего не грозит. С трудом верится, что родители, воспитывающие своих отпрысков подобным образом, накажут их за такое безобразие. Вместо того чтобы заставлять нерадивое чадо учиться как положено и соблюдать дисциплину на уроках, а не интересоваться тем, что ему еще знать не обязательно, мамаша этой нашкодившей девицы еще и возмущается. А может ей самой пойти поработать в школу и пообщаться с такими акселератами, которые со страшной силой тянуться к познаниям, но не тем, которым нужно. Они не знают таблицы умножения – без калькулятора зависают в прострации, не имеют внятного понятия о грамматике – одни пишут с миллионом ошибок, другие, наверное, вообще не могут писать, а только нажимать кнопки компьютера. А то, что Волга впадает в Каспийское море, а не в Северный Ледовитый океан, для них просто открытие. О физике и химии можно не упоминать – это космос. Поэтому хочется подсказать: деточки, вы бы лучше интересовались математикой, историей и географией, а не физиологией полов! Об этом вы так или иначе, беря во внимание вашу «любознательность» и развращенность общества, скоро узнаете. Но как быть с эрудицией, с образованностью, с развитием личности и расширением кругозора, чтобы соответствовать требованиям современности и следовать за стремительным техническим прогрессом? Или вы так и будете прикованы к Интернету и сотовым телефонам, навсегда отстранившись от реальности?
КНУТ И ПРЯНИК
Еще сто лет назад знания в школьных и гимназических стенах вбивали розгами. Затем методы внедрения науки в нерадивые головы смягчили на практику повторного изучения годовой программы – неуча оставляли на второй год, всячески порицая и перевоспитывая его на классных собраниях и линейках, если он так и не стал на путь исправления. Таким невеждам, кое-как осилившим средний курс обучения, был предначертан один путь – в профессионально-техническое училище или прямо на завод разнорабочим. В настоящее время гнев сменился на милость, и все «митрофанушки» за деньги благополучно поступают в высшие учебные заведения, получая порой более высокие баллы, чем те абитуриенты, которые их действительно заслуживают. Хотя раньше такого соискателя и близко бы не подпустили к храму науки. Но времена изменились, наступил век «золотого тельца». И получается анекдотическая ситуация: пенсионер со школьным советским образованием гораздо умнее, чем сегодняшний выпускник академии или университета. Мало того, что у такого умника липовый диплом, у него еще и неимоверные амбиции: подайте ему должность руководителя, мягкое кресло и заоблачную зарплату.
По мнению опытных специалистов и грамотных людей, толерантность здесь ни к чему. А из метода «кнута и пряника» в данном случае лучше выбрать первое. Из двух зол, как говорится, выбирай меньшее, лучше переусердствовать, чем пустить ситуацию на самотек. Еще мудрецы советовали: хочешь добра своему отроку – почаще нагибай его шею. Современные ребятишки не то что заслуживают этого, а просто-таки выпрашивают.
Обратите пристальное внимание на многих наших недорослей: в глазах пустота, во рту жвачка, в ушах наушники с проводами, в руках игрушка в виде айфона или смартфона. А в голове – полнейший вакуум. Это собирательный образ героя нашего времени. Зрелище прискорбное.
Но еще хуже, можно сказать катастрофичнее, то, что окончив школу, а затем чисто символически и вуз, получив заветные корочки дипломированного специалиста, такой фрукт направляется на производство, в свободное плавание, так сказать, и начинает бурную деятельность в том плане, в каком он ее понимает. Некоторые считают, что делать вообще ничего не нужно – за него все сделают другие. И полбеды, если им кто-то будет управлять, а не он другими. Потому что результаты такого управления очень прискорбны и плачевны. Каждый день мы видим и слышим в средствах массовой информации, как падают спутники и самолеты, выходят из строя электростанции, обрушиваются новостройки, лопаются водопроводы, разливается нефть в катастрофических масштабах, гибнет флора и фауна. Все это плоды деятельности наших новоявленных умельцев, которым доверили руль управления в той или иной сфере народного хозяйства. И это при том, что еще остались настоящие профессионалы, мастера своего дела. Они уже в преклонном возрасте, но хоть как-то влияют на ситуацию. Что нас ждет, когда таким дилетантам передадут бразды правления окончательно, и им не у кого больше будет спросить совета? Наступит конец света. Самостоятельный безграмотный руководитель – это обезьяна с гранатой. Нужно добавить, что большинство выпускников школ стремится стать банкирами, юристами и экономистами. С одной стороны это к лучшему – меньше риска. А с другой – кому работать на предприятиях? Где инженеры? Кто будет двигать экономику страны? Придется приглашать поводырей из других государств. А это недостойно и позорно, к тому же накладно.
НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ, А ХОЧУ ЖЕНИТЬСЯ
Но вернемся «к нашим баранам». Во всем произошедшем виноваты не столько школьники, сколько их родители, которые так их воспитали, а по большому счету, не воспитали совсем. Сейчас стало признаком хорошего тона трястись над своими отпрысками и носиться с ними, как дурень с писанной торбой. И подчас такие родители не задумываются – чем их дети лучше других, почему с ними нужно обращаться, как с хрустальной вазой? Сдувая пыль со своих чад, отцы и матери не видят дальше своего носа, не хотят знать – чем дышит их ребенок и в кого превращается. Неужели они не замечают, что их сыновья курят, употребляют энергетические напитки и спиртное, разговаривают на лексиконе, которому позавидовал бы и уголовник. Дочери не отстают, они вызывающе одеты – в юбки до аппендицита и в блузки с двумя пуговицами. Их пугающий макияж заткнет за пояс любого индейца, раскрашенного перед битвой для устрашения противника. Разговаривают девочки на том же жаргоне, периодически затягиваясь сигаретой. Какая наука пойдет на ум таким ученикам? Их интересует совсем другое, например, предмет каверзного вопроса. Наверное, они уже знают всё, кроме самой малости, о которой и решили спросить педагога, поставив того в тупик. Но думается, что все как раз наоборот: имея смутные понятия о школьных дисциплинах, ответы на вопросы полового воспитания им хорошо известны. А спросили они об этом, чтобы поставить учителя в неловкое положение. И нечего равнять горбатого по стенке - дети решили развлечься.
Если бы моя дочь в свое время позволила себе подобное развлечение, ее бы ждала образцово-показательная порка, а меня – угрызения совести, что я допустила промахи в воспитании и теперь должна краснеть и позориться за себя и своего непутевого ребенка. Моя дочка, несмотря на то, что она одна в семье, воспитывалась в строгости, что дало свои закономерно положительные результаты. Поощряя в детях некую исключительность, считая их чуть ли не царственными особами, родители тем самым оказывают им медвежью услугу. Или противоположная ситуация, когда дети растут сами по себе, как сорная трава. Результат, как правило, в обоих случаях неутешителен. Вырастает грубое и черствое, равнодушное и безучастное ко всему поколение. И если такие юноши и девушки издеваются над преподавателями, грубят соседям, не уступают старшим место в транспорте, это не значит, что по отношению к вам, дорогие родители, у них сложится кардинально иное отношение. Точно такое же, даже хуже! Примеров тому великое множество: не купили новую иномарку – «благодарный» потомок забыл дорогу к предкам, не дали энную сумму денег – просьба может закончиться рукоприкладством, не поделились жилплощадью – можно выгнать из дома строптивых родственников, а то и «заказать». Цинизма и жестокости в наш век не занимать.
ДАРОМ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВРЕМЯ СО МНОЮ ТРАТИЛИ
И под занавес хотелось бы несколько слов сказать в защиту учительства. Имейте совесть те, кто старается переложить ответственность с больной головы на здоровую. Педагог во все времена считался особенным человеком, терпимым и самоотверженным, преследующим цель созидания. Не каждому дано донести до незрелого отроческого сознания основы науки, культуры, мировоззрения и философии. Это очень тяжкий и порой неблагодарный труд, не всякий его осилит и взвалит на себя такое бремя ответственности. Поэтому желающих стать учителем все меньше. Кому захочется за мизерную зарплату подрывать здоровье и нервную систему в окружении оболтусов, которым ничего не стоит оскорбить и унизить человека, заслуживающего уважения только за то, что он пытается вложить в их бесшабашные головы хоть какие-то знания?
Не нравится, что педагог пенсионного возраста? Скоро и таких не останется, потому что, повторюсь, мало охотников идти работать в сферу школьного образования, где учителей ни в грош не ставят. Раньше поприще педагогики считалось почетным и престижным, теперь же все перевернулось с ног на голову, и прежние ценности утрачены. Опять же, вместо того чтобы выгораживать и оправдывать безобразное поведение школьников, родители должны стоять на стороне преподавателя, помогая ему сохранять дисциплину и дистанцию между учеником и учителем, старшим и младшим. Нужно очутиться в его шкуре, чтобы понять абсурдность положения. Если ваш ребенок проявляет повышенную любознательность в таких щепетильных материях, объясните ему сами и дайте исчерпывающий ответ на насущный и животрепещущий вопрос.
Хочется надеяться, что не произойдет цепная реакция и не найдутся слепые подражатели, которые захотят прославиться аналогичным образом. Поговорка гласит, что добрая слава дома сидит, а худая по свету бежит. Но нынешнее племя не особо разборчиво, лишь бы обрести пресловутую популярность хоть на короткий срок. Но в чем ее смысл? Родители, объясните детям.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена
отмена
ни в коем случае не оправдываю сложных детей, так скажем, но и учителя сейчас не подарки, некоторые в полном смысле гнобят детей, называют то тупыми, то придурками, знания как таковые не дают, бывают случаи, что детям на дом дается задание пройти новую тему, потому, что во время урока учитель либо чаи прогонял либо проболтал. Так, что тут как говорится палка о двух концах. Как дети так и учителя уже не те пошли.
Точно. У нас в школе учитель музыки так и говорит - чтоб вы сдохли, выродки. Вернее, говорила. Сейчас уволилась. А то, что орут и называют как попало детей, так это у всех учителей сейчас в порядке вещей. И раньше так было. когда мы учились. хотя мы не были такие. как современные подростки. так что не нужно. во всем винить нынешнюю молодежь.
отмена
отмена
отмена
Как верно подмечено. Как на панель идут. В мое время директор встречал перед входом в школу и был два варианта - сходить домой смыть косметику или в школьном туалете. Все предпочитали сбегать домой умыться и прийти к третьему уроку. Особо наглых вели в туалет и директор своей большой лапищей отмывала под умывальником размалеванное лицо.
А мамы этих девочек не возмущались? Встретила как-то знакомую с дочкой. Девочка в восьмом классе училась и стоит такая скромненькая типа, шепотом говорит, глаза потупила, волосы с лица убирает а я глаз не могу отвести от ее брюк, что не понятно на чем держатся и не понятно почему еще не упали с нее. Ну прям на несколько миллиметров ниже были бы и не было бы смысла их вообще одевать. И кофточка на ней, как автор пишет.- хоть и без пуговиц, но чуть длиннее бюстгалтера. А мамочка рядом стоит и видимо даже не стесняется в дневное время с несовершенолетней дочкой в таком виде ходить по городу. dntknw
отмена
Как верно подмечено. Как на панель идут. В мое время директор встречал перед входом в школу и был два варианта - сходить домой смыть косметику или в школьном туалете. Все предпочитали сбегать домой умыться и прийти к третьему уроку. Особо наглых вели в туалет и директор своей большой лапищей отмывала под умывальником размалеванное лицо.
отмена
отмена
отмена
отмена