Очерки случайного туриста: Солдатское кладбище в Форт-Шевченко
27 Апреля 2015 (14:24) | 5679 | Автор: Евгений Дорошенко
Кто из нас, жителей славного полуострова Мангистау, не бывал в прекрасном городе Форт-Шевченко? Предположу, что абсолютное большинство. Ну а тех, кто был в Форту-Шевченко не по делам, а с целью посещения его исторических мест, и того меньше.
Вот автору данного очерка довелось быть в Форту-Шевченко по делам. Может, кто из читателей вспомнит про недавний субботник. Там, с обратной стороны фотообъектива, то лопатой, а то и затвором фотокамеры, автору и пришлось орудовать.
А день был таким длинным. А погода такой, не то что бы прекрасной, но располагающей к самостоятельному обходу местных достопримечательностей. Было их не мало. И обо всех о них хочется рассказать много. А нечего. Ибо к посещению их автор не готовился абсолютно.
Это сейчас, вооружившись чашкой горячего чая и Интернетом, он без труда опишет вам в насыщенных красках то или иное историческое место. Это будет, не беспокойтесь.
А вот личные впечатления из Интернета не скачать. Ими можно только поделиться. Поэтому, разрешите поделиться с Вами, уважаемые читатели, впечатлениями от посещения старого Солдатского кладбища в Форту-Шевченко. Выглядит оно очень грустно, но, в то же время, очень завораживающе.
Пройдемся же по небольшой исторической справке. Сам Форт-Шевченко был основан в 1846 году. Был он военным укреплением и имел название Новопетровское. Не трудно догадаться, что большинство жителей нового населенного пункта составляли военные, которые служили здесь годами и даже десятилетиями. Военные обзаводились семьями. Многие, увы, не доживали до дембеля. Возник закономерный вопрос: где хоронить людей?
В первые годы покойных хоронили ниже возвышавшейся над долиной крепости. В середине XIX века кладбище перенесли на его нынешнее место.
Захоронены здесь русские, грузины, армяне. Современники Льва Толстого, Федора Достоевского, ну и конечно, самого Тараса Григорьевича. Есть даже надгробная стела, посвященная австрийским военнопленным, нашедшим место упокоения в земле далекого степного края еще в 1915 году.
Действовало это кладбище и в Советское время. Действующим оно является и сегодня. Вот такая небольшая справка.
Ну а теперь, о впечатлениях.
Первое, что бросается в глаза, это то, что кладбище выглядит, откровенно говоря, очень и очень заброшенным. Но, в то же время достаточно чистым. За это следует поблагодарить местных жителей, которые, судя по очеркам в нашей местной прессе, года два назад проводили здесь субботник.
Кладбище является полностью огороженным. Ограда имеет фигурные элементы, напоминающие крепостные башенки. Снаружи ограда еще более-менее покрашена. С внутренней стороны она сохранила, разве что, ошметки своего первоначального покрытия.
Попасть на кладбище можно не только через открытые ворота, но и разрушенные секции забора. Ну да спишем все это на время.
Мы внутри. Здесь вольно-невольно ощущаешь, насколько быстро и насколько сильно погружаешься ты в историю родной земли. Ведь вот перед тобой выбитые в ракушечнике надписи.
Отчетливо можно прочитать здесь и некоторые надгробия второй половины XIX века: «Здесь покоится…скончалась 1874 года. Августа 10 дня. Дочь…умерла 1879 года. Июля 7 дня»
«Здесь покоится прах Астраханского армянина…родившегося в 1814 году. Скончался в 1893 году. Января 5. Отроду 79 года. Господи, прими дух мой с миром».
На некоторых каменных надгробиях конца XIX – начала XX веков мастера-гравюрщики умудрялись вырезать целые стихотворения.
Вот только одно из них: «Богу угодно было тебя, отец, с нами разлучить. И без тебя сиротами остались. Век плакать и грустить о мире тебе мы в час унылый, Придем на гроб твой отдохнуть, Где прах покоится твой милый. Придем поплакать и вздохнуть. От жены и детей. 1906 года. Апреля 11 дня».
Автора достаточно сильно впечатлили уже только одни выше описанные элементы надгробий. А ведь и само оформление их достойно отдельного описания.
Покосившиеся, опрокинутые, поломанные, треснувшие, осыпавшиеся от времени. Но, все так же изящные и монументальные, как и 160 лет тому назад.
Проведя небольшую Интернет-экспертизу, автор данного материала пришел к выводу, что большинство из них выполнены в стиле Эклектика, доминировавшем в середине 19 века.
Характерными чертами эклектического стиля являются, тесное сплетение в возводимом сооружении технических аспектов с художественными, монументальность, изобилие декоративных элементов.
Эклектический стиль отличается разнообразием форм, приемов композиции и, порой, бездумным, не всегда обоснованным соединением стилей.
Целью эклектического стиля, прежде всего, является достижение эстетического богатства, акцент на художественную сторону возводимого сооружения.
До сих пор на надгробиях данного кладбища можно увидеть высеченные в ракушечнике складки простыни или театрального занавеса, различные колонны, образующие арки с углублениями для свечей. Можно увидеть здесь высеченные в ракушечнике листья, а то и целые надгробия в форме листов. Это история. И это впечатляет.Описывать их можно бесконечно долго, но хочется рассказать об увиденном емко.
Наиболее значительным сооружением кладбища является часовня, построенная в XIX веке.Снаружи это красивое сооружение огорожено узорчатой оградой. Видимо, родной, судя по тому, насколько она проржавела. Вот по этой часовне можно точно сказать, что воздействует на это кладбище не только время, но и человек. Об этом можно судить и по огромным щелям в стене, служившими когда-то для крепления дверных петель.
Да и внутренней разрухи тут тоже достаточно. Но, скажем прямо, не стоит в этом винить только современное поколение. Ведь на стене этой часовни можно прочитать такую нацарапанную надпись, как: «Тушнов, Туберозов. Январь 1943 года». Забавно, но глядя на эту надпись, невольно ловишь себя на мысли: «Вандалы. Но, все-таки тоже уже история».
Присмотревшись повнимательнее, можно увидеть, что когда-то часовня была окрашена в белый цвет.
А на полу был постелен узорчатый кафель. Хотя, может, и не такой уж и старинный.
Заканчивая свои восхищения историческими надгробиями, автор хотел бы отметить то, насколько все-таки ракушечник пластичен, как материал
Это утверждение можно применить и к уже описанным надгробиям, и к надгробиям, выполненным в форме ящиков с вырезанными на них православными крестами.
Перейдем к Советской части кладбища. Не смотря на то, что могилы эти младше выше описанных, выглядят они еще более грустно. Ведь практически все надгробия Советского времени выполнены из металла. А это вам не вековой ракушечник.
Многие из надгробий покосились или повалены. Те, что огорожены забором, нуждаются в многослойной покраске. Да вот собственно и все, что о них можно сказать.
Подводя итог всему выше описанному автор не станет говорить о том, как здорово было бы благоустроить это место и сделать из него туристическую достопримечательность. Не надо, покойным не до фотовспышек и голодных до зрелища туристов.
Но, привести это место в порядок следует, несомненно. Просто, чтобы он был здесь, как таковой. Да, на этом кладбище фактически нет мусора. Но, и пара маляров с краской за недельку-другую придали бы ему вид более достойный, чем оно имеет сегодня.
Солдатское кладбище – это не единственная историческая достопримечательность Форта-Шевченко. Но о них уже в следующих очерках случайного туриста, заехавшего в Форт-Шевченко на денек, деревья повскапывать.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена
Но вот слова про завоевателей как-то напрягли
отмена
Можно было каменный карьер там снять, и место, где стоял памятник Ленину. Тоже ведь история, зачем снесли-то?
отмена
отмена
Актов вандализма было немало, и их пытаются тщательно скрывать.
Солдаты эти не были завоевателями, а охраняли караваны от набегов разбойников.
Насчёт ″менталитета″ вы явно перегнули: Тарас Шевченко посадил деревья, которые простояли более 100 лет. В Форту деревья начали сажать только в середине 70-х, и то, их верблюды объели. Потом поставили ограждение, и деревья прижились. И то, это было при советской власти.
За годы ″независимости″ Форт угробили, превратив в аул. Уже нет детской площадки на территории музея, водопой безвозвратно потерян - порублен на дрова; колодец Тараса - загадили по самый верх. Совсем недавно сотрудники КазНИПИ приезжали из Актау, чтобы провести субботник на территории музея. О каком менталитете речь?
Посёлок Баутино с уникальнейшей архитектурой, превращён в банальный аул, а в п. Аташ машину и днём нельзя оставить - разуют в момент. Там всю жизнь так было.
Сначала российские/царские войска порядок поддерживали, потом Т. Шевченко деревьев насадил и учил местных грамоте, потом советские рабочие превратили посёлок в город, а потом иностранные компании пришли и поддерживают город на плаву.
отмена
Посудите сами, ведь прошло сколько лет, больше века, и все сохранилось в первозданном виде! Никакого акта вандализма! А ведь эти солдаты по сути были завоевателями. Если автор показал только один акт вандализма, то даже он был выполнен самими христианами.
Здесь ярко выражен наш национальный казахский менталитет - одинаково уважительно относиться к усопшим, кем бы он ни был при жизни, какой веры бы ни был.
отмена
А по поводу могил исторических.. так вы наверное не знаете, а я вот помню, в силу своего возраста))).на том самом мысе нашем знаменитом, где находится гостиница ММГ стоял раньше маяк старый и могилы были несколько штук.. я была маленькая, но помню их очень....такое впечатление они на меня произвели....огорожены и надгробия.. наподобие тех, что на фото в этой статье...И где все это сейчас? Не мое это дело, но до сих пор , как вижу эти элитные постройки на мысе вместе с гостиницей....неприятно становится..... стоят то они на костях людей.... на могилах....вот так то....