Рост автопарка и страх нестабильности ускоряют цифровизацию страхования в Казахстане
14 Декабря 2023 (11:36) | 2146 | Автор: Редакция
Осталось меньше месяца до внедрения в Казахстане Европротокола - механизма онлайн-урегулирования страховых случаев при ДТП. По мнению страховщиков и регулятора (Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК, АРРФР) с января 2024 года данный механизм упростит процесс страхования и сделает его более транспарентным. Автовладелец сможет подать заявление и необходимые документы для получения страховой выплаты онлайн, не посещая офис.
Европротокол будет применим, если нет пострадавших в аварии, в ДТП участвуют только две машины, ущерб понесли только эти автомобили и участники согласны с размером страховой выплаты. Важное условие - размер ущерба не должен превышать 100 МРП (в 2024 году - 369 200 тенге). Если условия соблюдены, Единая страховая база данных (ЕСБД) автоматически проверит факт регистрации страхового случая с участием данных машин и процесс выплаты будет запущен.
Некоторые компании уже используют такое приложение. Одно из них - DTP.kz от Freedom Insurance. “Данный сервис мы запустили в конце прошлого года, и сейчас уже около 30% наших клиентов пользуются приложением dtp.kz для урегулирования страховых случаев», - отметил заместитель председателя правления АО СК «Freedom Insurance» Аскар Рустанов.
Чтобы предоставлять клиенту более персонифицированные предложения, страховые компании используют различные модели оценки рисков (скоринг). «В зависимости от результата, выданного скорингом, мы формируем цену для клиента по таким продуктам, как КАСКО, КАСКО-экспресс. Если по ряду параметров клиента мы видим, что он использует машину в режиме такси, то цена полиса для него будет высокой. Если клиент - опытный и осторожный водитель, то для него цена на такой полис будет ниже», - объяснил страховщик. Этот подход - давно не секрет, многие компании пользуются собственной скоринговой моделью.
ОГПО ВТС (обязательный вид автострахования) - самый массовый вид страхования в Казахстане. Вторым по популярности можно назвать КАСКО (добровольный вид страхования). По данным Бюро национальной статистики РК только за последний год число автомобилей в стране выросло на 15%, составив более 5 млн единиц. По мере роста спроса на электронные полисы, рынок стал более прозрачным. «Цифровизация искоренила подделку полисов. Сейчас сотрудники полиции через планшет могут проверить наличие полиса, и за его отсутствие выпишут штраф», - поделился Аскар Рустанов.
Цифровизация рынка началась несколько лет назад. С 2019 года все страховые компании начали переходить на цифровой формат выписки полисов автострахования. Такое решение было принято по рекомендации регулятора - АРРФР. После этого начался перевод остальных страховых продуктов в цифровой формат. “По инициативе регулятора, в цифровой формат переходят многие продукты и услуги страховых компаний. Платформа DTP.kz показала, что онлайн-урегулирование помогает и страхователю, и выгодоприобретателю более прозрачно видеть размеры убытков”, - отметил страховщик. По его словам, подобные сервисы уменьшает количество посредников между страховой компанией и получателем выплаты.
Онлайн-продукты доказали свое удобство. “Тенденция прослеживается не только у Freedom Insurance, это рыночный тренд. У кого-то процесс налажен совместно с родственным банком, например, у Jusan Garant или СК Halyk”, - уточнил эксперт. “Сейчас основные цифровые технологии доступнее людям, живущим в крупных городах, но со временем цифровизация пойдет глубже, в отдаленные населенные пункты”, - считает он.
Цифровизация не ограничивается автострахованием. Одним из недооцененных, но эффективных видов страхования является страхование недвижимости. Аскар Рустанов отмечает, что спрос на него волнообразный. Когда в мире происходят катаклизмы, то люди задумываются о данном полисе. Спустя время ажиотаж спадает и люди забывают о нем. «Продукты по страхованию недвижимости в нашей компании также можно купить онлайн, но назвать их массовыми сложно. Вероятно, страхователи еще не осознают всю их ценность. Думаю, это вопрос времени, учитывая, что стоимость этого вида страхования невысокая, и оно доступно по подписке на сайте Freedom Insurance. Это удобно и не накладно», - поделился эксперт.
В последнее время страховые компании отмечают рост спроса на страхование жилья со стороны малого бизнеса, особенно на покрытие риска массовых волнений. Этот фактор влияет на цену полиса. Если страховая компания страхует данный риск, и его ёмкость достаточно большая, то она старается перестраховать его часть у другой компании. Если риск этот небольшой, то компания страхует его самостоятельно.
«Самые ближайшие тенденции – упрощение процесса получения услуги и сокращение времени получения выплаты. На примере сайта DTP.kz мы видим значительное сокращение среднего периода получения выплат – с трех месяцев до 5 дней. Цифровизация будет влиять на возникновение новых страховых продуктов, либо на улучшение уже существующих услуг для конечного потребителя», - резюмировал эксперт.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему