Мошенники в сети: как не попасть на уловки киберпреступников
Курс валют в Актау
на 16/06/2024
 
424.86
428.61
 
514.3
519.05
 
5.83
6.01
Номер редакции: +7 775 350 54 52
Новостной отдел: +7 777 259 44 50
Рекламный отдел: +7 778 399 22 62
reklama@tumba.kz
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Воскресенье,
16 Июня, 08:16
Вход |Регистрация
Главное » Жизнь региона

Мошенники в сети: как не попасть на уловки киберпреступников

27 Ноября 2023 (16:43) | 1537 | Автор: Редакция

На сегодняшний день с кибермошенничеством, пожалуй, сталкивался каждый. Этот вид мошенничества возник с появлением интернета и его активным применением в повседневной жизни. Скачок развития онлайн-услуг отмечен в период пандемии коронавируса, когда большая часть компаний и услуг по всему миру стала переходить в онлайн-формат. Это напрямую повлияло на развитие цифровизации, а вместе с этим и на рост киберпреступлений. 

По данным МВД РК, за январь-август 2023 года в стране было зафиксировано более 13,7 тысяч киберпреступлений. Данное количество практически сопоставимо с показателями за тот же период прошлого года. Для сравнения - по данным Генпрокуратуры РК, за 2017 год насчитывалось 535 дел по интернет-мошенничеству или 2% от всех дел по статье «Мошенничество». В 2019-ом их количество составило уже 8,2 тыс. Помимо этого, Государственная техническая служба РК зафиксировала, что за 2022 год в стране было обнаружено 56 тыс уязвимых цифровых ресурсов, на которых отмечено 89,4 тыс уязвимых сервисов. 

К сожалению, более 70% дел о кибермошенничестве остаются нераскрытыми, так как их сложно расследовать. В интернете онлайн-преступники анонимны и зачастую находятся за пределами страны. В 2021 году всего более 3 тыс дел об интернет-мошенничестве в Казахстане было доведено до суда, что составило 13% от всех дел по этому виду правонарушения. 

Госорганы, в свою очередь, взяли ситуацию под контроль и принимают меры по снижению количества случаев киберпреступлений. В 2022 году МВД РК совместно с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК интегрировали базы данных антифрод-систем операторов сотовой связи («Кселл», «КаР-Тел», «Алтел» и «Теле 2»). Антифрод-системы - это комплекс мер, которые позволяют оценить банковские или интернет-транзакции на уровень вероятности мошенничества. Они помогают распознать необычное поведение и оценить риски операции. С их помощью финансовая организация понимает, стоит ли  разрешать или запрещать проведение транзакции. Эта мера помогла заблокировать фрод-звонки на абонентские номера казахстанцев, которые идут через международный трафик. По данным на 1 июня было заблокировано 36 млн таких звонков.

Все же киберпреступники находят способы украсть деньги. По данным МВД РК, за девять месяцев 2023 года более 13,5 тыс казахстанцев стали жертвами онлайн-мошенников. Ущерб от их действий составил 11,3 млрд тенге. Городские жители чаще всего попадаются на уловки кибермошенников - более 9 тыс человек, в селах это количество меньше - более 4 тыс. В рейтинге самых распространенных видов мошенничества лидирует оформление онлайн-кредитов. На втором месте по частоте - ссылки для оплаты товара с помощью соцсетей/продажа несуществующих товаров, а на последнем месте рейтинга - звонки от имени “сотрудников служб безопасности различных банков”.

Также, по сообщению МВД РК, в основном, угрозу для граждан представляют преступники, совершающие действия из-за рубежа, которые выдают себя за банкиров, полицейских, либо предлагают заработать большие деньги на инвестициях.  

Как правило, люди верят мошенникам, если они представляются сотрудниками существующих банков, страховых компаний или других представленных на рынке финансовых организаций. Часто мошенники находят своих потенциальных жертв в социальных сетях и мессенджерах, предлагая “помочь” в оформлении страховки. Многие казахстанцы не считают, что такой способ связи может быть опасным, поэтому теряют свои деньги. 

Финансовые организации имеют собственную систему защиты от онлайн-преступников: внутренняя служба безопасности расследует нестандартные запросы клиентов, работают антифрод-системы, которые изучают на степень мошенничества подозрительные запросы на транзакции. Более эффективным методом борьбы будет предупреждение таких ситуаций. Поэтому банки, страховые компании проводят активную разъяснительную работу о том, как не попасться на удочку кибермошенников. 

По мнению председателя правления АО СК «Freedom Insurance» Азамата Керимбаева, одной из причин роста случаев киберпреступлений является низкая финансовая грамотность населения. Самыми ходовыми схемами у страховых мошенников, по его мнению, являются предложение купить страховку через “помогаек”, купить несуществующие полисы через соцсети. “Прямой звонок от якобы менеджера страховой компании с предложением купить полис и просьбой продиктовать личные данные тоже должен насторожить человек. Здесь преступники действуют по той же схеме, что и “представители” банков” - просят продиктовать данные банковской карты а потом списывают с них деньги”, - отмечает страховщик. 

Он назвал несколько способов, которые помогут обезопасить себя перед страховыми и не только онлайн-мошенниками. 

  • не сообщайте личные данные другим лицам, даже если они предлагают помочь оформить страховку или получить выплату
  • процесс покупки полиса и его оплаты должен проходить на сайте страховщика, с указанием номера банковской карты. Если вас просят перевести сумму на сторонние сервисы, то это, скорее всего, мошенники. 
  • самым безопасным способом покупки полиса сейчас является онлайн-покупка на сайте страховой компании. Вы рассчитываете стоимость страховки и сами ее оплачиваете, не прибегая к помощи посторонних
  • убедитесь, что сайт страховой компании - не фейковый. На оригинальность укажет лицензия уполномоченного органа, кредитный рейтинг компании, наличие крупного участника (акционера), перестрахование в крупных международных перестраховочных компаниях. Эти данные должны быть указаны на сайте. 
  • оформление обязательной автостраховки ОГПО потребует вашего ИИН, номера машины и номера мобильного. Этого достаточно для того, чтобы система просчитала цену полиса. После оформления и оплаты полис отправляется автовладельцу через СМС и отображается в личном кабинете клиента на сайте страховщика. 
  • будьте осторожны с сомнительными электронными письмами и сайтами. Не оставляйте там личные данные, если не уверены в их происхождении
  • проверяйте выписки по кредитным картам и банковским счетам, чтобы вовремя выявить незаконные операции
  • не храните личные данные на общедоступных устройствах (номер карты, CVV2/CVC2-коды). Очистить эту информацию можно в настройках. 
  • всегда выходите из своих учетных записей после использования общедоступных компьютеров или устройств

Государство, в свою очередь, разрабатывает информационные технологии и цифровые сервисы по противодействию интернет-мошенничеству. Также, созданы просветительские ресурсы, которые помогают распознать мошенников по ту сторону гаджета, такие, как Stop-piramida.kz и Fingramota.kz. Они рассказывают, как ведут себя кибер-преступники, какие способы защиты от них существуют, а также дают общие советы по управлению финансами. 

Подписывайтесь на наш Telegram канал -
будьте в курсе всех новостей
Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ:
нет комментариев
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или войдите в систему