Экраноплан на Каспии: от слухов к реальности
Курс валют в Актау
на 20/11/2024
 
424.86
428.61
 
514.3
519.05
 
5.83
6.01
Номер редакции: +7 775 350 54 52
Новостной отдел: +7 777 259 44 50
Рекламный отдел: +7 778 399 22 62
reklama@tumba.kz
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Среда,
20 Ноября, 14:25
Вход |Регистрация
Главное » Жизнь региона

Экраноплан на Каспии: от слухов к реальности

30 Октября 2014 (05:22) | 4103 | Автор: Redactor

 

Что за детали такие?

 

Жить без слухов и сплетен на самом деле скучно. Так и прошлая неделя подарила нам очередной повод для домыслов. Им оказались большегрузные фуры, запечатленные случайными свидетелями в районе поселка Бейнеу. На них перевозились крупногабаритные детали фюзеляжей самолетов. Народная молва предположила и то, что это декорации для съемок фильма, и то, что это корпус нового кафе, которое расположится на месте недавно снесенного Кораблика.

 

На деле оказалось, что это были детали для самолетов «Ил-76», которые шли транзитом из Узбекистана в российский город Таганрог. Выяснилось, что это обычная практика, в ходе которой вышеназванные грузы доставляют в порт Баутино, откуда по морю и отправляются к получателю.

 

Но, важно не это. Важно то, что еще одна «народная» версия назначения данных грузов фактически совпала с реальным потоком недавних новостей. Если вкратце, то одному из пользователей Интернета длина крыльев, а так же габариты и форма корпусов самолетов напомнили очертания некогда бороздивших Каспийское море удивительных средств передвижения – экранопланов. После развала Советского союза тему эту положили на полку. Но, судя по объективным факторам, полку эту недавно-таки разобрали. И заинтересовались содержимым.

 

То ли самолет, то ли корабль?

 

Вообще официально по международной классификации экранопланы относятся к морским судам. Но, если выражаться более научным языком, то это транспортное средство обладающее такими преимуществами, как высокая скорость и возможность полета в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на высоте 5-10 метров от поверхности земли, воды, льда. Да чего угодно, главное, чтобы это что-то было более или менее гладким.

 

 

От самолетов экранопланы унаследовали наличие основных очертаний корпуса, и соответственно, гидроаэродинамическое качество. От кораблей – наличие морских и амфибийных свойств. То есть возможности двигаться как над водой, так и над землей. Такой вот тандем наилучших качеств самолета и корабля, соединенных в одном транспортном средстве.

 

История экранопланов неразрывно связана с Каспийским морем. Ведь именно здесь в 1965 году начались испытания самого большого в мире экраноплана, ласково именуемого иностранцами «Каспийским монстром». И на это были все основания. Только представьте себе картину: на вас со скоростью 250 километров в час на высоте не больше пятиэтажного дома движется нечто длинной в 100 метров и размахом крыльев в 40 метров. При этом выше описанный плод гения человеческой мысли способен нести на себе нагрузку в 500 тонн. То есть движется в десятки раз быстрее любого морского судна и несет на себе груз десятка самолетов.

 

Назначение этот экраноплан имел сугубо военное. А именно, как возможность ускоренной переброски десанта или в качестве высокоскоростного и малозаметного противокорабельного комплекса путем установки специальных ракет (экранопланы типа «Лунь»).

 

К сожалению, к 1984 году работы в этом направлении были прекращены. Уже изготовленные корпуса находились на хранении в дагестанском городе Каспийск. И только в 2007 году один из этих корпусов удостоился чести стать одним из музеев ВМФ.

 

Возвращение в строй

 

В чем прелесть предпринимательской инициативы? Да в том, что она ищет пользу в реализации даже уже давно, казалось бы, бесперспективных идей. Прибыль – святое дело.

 

И вот, подобная судьба, наконец, достигла и экранопланов. Параллельно с военными разработками, конечно же.

 

 

 

Убедиться в этом можно на примере крупнейших соседей Казахстана.

 

Начнем с Ирана, где уже с 2010 года начато производство экранопланов «Bavar 2». Известно, как минимум, о десяти таких машинах в составе иранских ВМС. Обладают они небольшим размером. Способны вместить одного пилота и используются, в основном, для патрулирования местности.

 

Но, что важно, не отстает от военных и местный гражданский сектор. Правда, использует он пока только импортные российские экранопланы. Так, буквально в начале октября стало известно о поставке в Иран двух гражданских экранопланов, изготовленных на производственных площадках судостроительного завода «Авангард».

 

Развивается в этом плане и Китай. За последнее время здесь испытаны, как военные, так и коммерческие версии экранопланов. Например, в апреле 2013 года были завершены лётные испытания экраноплана «CYG-11» китайской разработки. По словам разработчиков, заинтересованность этим судном проявляют местные военные ведомства. Так же, через год, в апреле 2014 года успешно завершил испытания первый коммерческий экраноплан Китая «Сянчжоу-1». Судно способно перевозить груз массой 2,5 тонны со скоростью более 220 километров в час.

 

Отдельно стоит отметить усилия нашего северного соседа – России. Помимо уже озвученных выше поставок в Иран, к продукции карельских судостроителей проявляют активный интерес и в Китае.

 

Развивается российское коммерческое экранопланостроение и на другом конце России – в Якутии. Здесь проходит испытания коммерческий экраноплан «Буревестник-24». Планируется, что уже с 2015 года он начнет выполнять коммерческие пассажирские перевозки. Характеристики судна не уступают китайским: грузоподъемность в три тонны, максимальная скорость далеко за 200 километров в час.

 

 

Так же в конце октября текущего года стало известно о том, что в России разработан проект создания и использования экранопланов, рассчитанный аж до 2050 года. Основными задачами для этого типа судов станут организация региональных перевозок в труднодоступных местах и выполнение тактических функций, заложенных военными экспертами.

 

Таким образом, практически все крупные соседи Казахстана развивают производство и использование данного средства перемещения. Ну а чем мы хуже?

 

Для чего он нам?

 

Если отечественным судостроителям не хочется повторять многолетний трудовой путь иностранных создателей экранопланов, то прекрасно можно обойтись и импортной продукцией. Но, важно определиться с теми функциями, которые могла бы выполнить данная техника в нашем регионе. Речь, естественно, о Каспийском море, где, как было сказано выше, и начиналось мировое восхождение экранопланов.

 

Первым на ум приходит использование экранопланов в качестве спасательных кораблей. Часто летом нам приходится слышать шум вертолетов, которые вынуждены вылетать с аэропорта в поисках унесенных в море жителей Мангистау. Даже в случае обнаружения последних вертолет, ну максимум, сможет сбросить утопающему спасательный плот и сообщит о найденном пострадавшем ближайшему спасательному судну, которое на небольшой скорости через относительно большой промежуток времени прибудет в заданный сектор.

 

Как альтернативу выше описанным средствам поиска и спасения можно использовать экраноплан, который, к слову, ни требует никакой базовой инфраструктуры или взлетных полос. На высокой скорости тот сможет за короткое время обнаружить пострадавшего и сразу же приводниться в заданном секторе для того, чтобы принять на борт попавшего в беду человека.

 

Отдельным сегментом использования экранопланов в нашем регионе стали бы грузовые и пассажирские перевозки. Ведь, как уже было сказано выше, экраноплан обладает грузоподъемностью корабля и скоростью воздушного судна. При этом экранопланы экономичнее самолетов.

 

Немаловажным в данном случае станет и фактор живучести, который у экранопланов на достаточно высоком уровне. Даже в случае поломки он всегда сможет приводниться без каких-либо последствий для пассажиров или груза. Кроме того, еще одним техническим преимуществом экраноплана является возможность продолжения полета в случае поломки одного из двигателей. Связано это с тем, что двигатели крупных экранопланов разделены на стартовую и маршевую группы. В случае поломки двигателя маршевой группы его неисправность можно легко компенсировать запуском одного из двигателей стартовой группы.

 

Выше описанные преимущества были бы идеальны, скажем, для экранопланов, занимающихся обслуживанием казахстанских морских нефтяных платформ. Здесь вам и высокая скорость доставки грузов и пассажиров и высокие показатели безопасности, о которых печется любая уважающая себя нефтяная компания.

 

Итоги

 

Экранопланы являются ярким примером того, что все новое – это хорошо забытое старое. Нетребовательность к типу поверхности, высокая экономичность и грузоподъемность, прекрасные скоростные показатели, отсутствие необходимости создания инфраструктуры базирования. Безопасность перемещения, наконец. И это еще только гражданские преимущества экранопланов.

 

Судя по перечисленным выше новостям, экранопланы постепенно занимают ниши, к которым были не готовы предыдущие поколения.

 

Будет ли использоваться это удивительное средство передвижения в нашем регионе, покажет будущее. Да и опыт использования экранопланов в соседних с Казахстаном странах. Но, тем не менее, бескрайние степные просторы и водная гладь Каспия – это уж слишком заманчивые перспективы для уже казахстанских экранопланов.

Подписывайтесь на наш Telegram канал -
будьте в курсе всех новостей
Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ:
orlan666, 30 Октября 2014 (12:29)
0 0
"Сева"
В Советском союзе много было изобретений достойных подражания. Вот поэтому, соседние державы "кормятся", скоммуниздив достижения ВПК СССР. А Казахстану на Каспии сам господь велел, внедрять такое.


В СССР тоже волгу стащили от итальянцев, калаш от немцев. Сегодня главное, чтобы гражданские развить. От них прибыли много будет.
Сева, 30 Октября 2014 (10:35)
0 0
В Советском союзе много было изобретений достойных подражания. Вот поэтому, соседние державы "кормятся", скоммуниздив достижения ВПК СССР. А Казахстану на Каспии сам господь велел, внедрять такое.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или войдите в систему