Преимущества информационной системы «АСТАНА-1»
11 Мая 2018 (16:28) | 3874 | Автор: Реклама
В рамках реализации 38 и 39 шагов Плана нации и в целях развития электронного декларирования Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан разработана и внедрена новая автоматизированная система таможенного и налогового администрирования «АСТАНА-1».
Информационная система «АСТАНА-1» разработана на платформе программы ASYCUDA, соответствующей нормам Всемирной торговой организации и международным стандартам, и активно используется более чем в 90 странах мира.
Данная система является многофункциональной программой. Она внедрялась в 3 этапа и вводилась постепенно, начиная с предварительного информирования о пребывании товаров и транспортных средств на границе, таможенного транзита, экспорта и импорта товаров.
1 этап - 1 октября 2017 года: по всей Республике была запущена подсистема «Транзит» информационной системы «АСТАНА-1».
На сегодняшний момент среднее время оформления товаров по таможенной процедуре «Транзит» по ИС «АСТАНА-1» составляет 4-7 минут, что привело к сокращению времени таможенного оформления транзита в восемь раз. Система работает в штатном режиме, происходит полный обмен информацией со странами ЕАЭС по выпущенным и закрытым транзитным декларациям.
2 этап - 1 января 2018 года: была запущена подсистема «Экспорт» по ИС «АСТАНА-1». В этой области достигнуто сокращение времени таможенной очистки экспортируемых товаров, так как ИС «АСТАНА-1» автоматически осуществляет выпуск электронной декларации по зеленому коридору, то есть, при отсутствии срабатывания системы управлениями рисками. Например:
3 этап - 1 апреля 2018 года: по всей территории Республики Казахстан введен режим информационной системы «АСТАНА-1» по таможенному оформлению импорта всех товаров и транспортных средств, а также по таможенным процедурам «Выпуск для внутреннего потребления», «Таможенный склад», «Переработка на таможенной территории», «Переработка вне таможенной территории», «Временный ввоз (допуск)», «Временный вывоз», «Реимпорт», «Реэкспорт», «Беспошлинная торговля», «Уничтожение», «Отказ в пользу государства», «Свободная таможенная зона», «Свободный склад», «Специальная таможенная процедура».
Созданные условия электронного декларирования позволяют участникам внешнеэкономической деятельности перейти на новый уровень формата таможенной очистки товаров и транспортных средств, исключая при этом физический контакт с сотрудниками таможенных органов и работниками околотаможенных структур. Данный программный продукт разработан таким образом, что от участника ВЭД потребуется всего лишь наличие интернет-ресурса и электронной цифровой подписи. Кроме того, созданы удобства при подаче электронной формы декларации на товары в любое время суток.
Внедрение данной программы направлено на оптимизацию таможенной политики в целом и процедур в соответствии с нормами Всемирной таможенной организации, международными стандартами и передовой практикой, внедрение системы электронного декларирования, сокращение количества документов для экспорта и импорта и времени их обработки, внедрение передовых методик управления рисками и пост-аудита.
Существенная доля товаров после проверки с применением системы управления рисками и в случае невыявления рисков выпускается программой автоматически, т.е. без участия должностного лица и вне зависимости от регламента работы органов государственных доходов.
На сегодняшний день время на обработку и выпуск деклараций на товары по зеленому коридору, то есть таможенная очистка без рисковых товаров производится не более 1 минуты. Раньше на подобные процедуры уходило в среднем до 50 минут, при этом участникам внешнеэкономической деятельности приходилось присутствовать во время таможенного оформления своих грузов в таможенном органе.
Процесс электронного декларирования товаров, в соответствии с 38 и 39 шагами Плана нации, позволило сократить объем документов для экспорта и импорта, сократить время на их обработку. Кроме того, данная программа в целях налогообложения позволяет отследить груз с момента ввоза на таможенную территорию ЕЭС до его реализации.
ИС «АСТАНА-1» имеет ряд преимуществ, включая возможность осуществления автоматизированного контроля всего таможенного процесса. При отсутствии рисков ИС «АСТАНА-1» автоматически выпускает декларацию на товары. Существенную разницу между тем, как было и как стало, подчеркивает и другой важный момент - система предоставляется пользователям бесплатно. Более того, участник внешнеэкономической деятельности может производить все таможенные операции, не покидая офиса - ему нужно иметь лишь доступ к Интернету.
Все таможенные формальности, начиная с предварительного информирования, пересечения таможенной границы, контроля доставки товаров, заполнения декларации на товары, выпуска товаров и вплоть до контроля убытия товаров со складов временного хранения, будет производиться органами государственных доходов, таможенными представителями, владельцами СВХ, декларантами, и таможенными перевозчиками по принципу одного окна в одной информационной системе «АСТАНА-1».
Данная система интегрирована с другими информационными системами государственных органов Республики Казахстан по принципу единого окна («Е-окно»), что позволяет производить таможенное оформление в онлайн-режиме.
Основные преимущества ИС «АСТАНА-1»:
- интеграция всех процессов на единой технологической платформе;
- сокращение времени на ввод и обработку данных - ФЛК;
- оптимизация бизнес-процессов и форматов Е-документов;
- усовершенствованное управление рисками и пост-аудит;
- автоматизация расчета, взимания и учета платежей;
- мониторинг, отчеты и статистика в реальном времени;
- взаимодействие с другими системами (ИНИС, ИКПП, ЕАЭС и т.д.).
В целом автоматизация выдачи разрешительных документов сокращает издержки участников внешнеэкономической деятельности. В частности, упростится процедура подтверждения наличия документа – все разрешения будут в одной информационной системе, к которой имеется доступ у должностного лица таможенного органа. Внедрение данной системы также позволяет нам ликвидировать ненужные дублирующие функции в уполномоченных госорганах. За счет этого сократится время выдачи разрешительного документа.
Департаментом государственных доходов по Мангистауской области в целяхсовершествования таможенного администрирования в рамках цифровизации бизнес-процессов проведена масштабная работа по централизации основного таможенного оформления. Так, на основании приказа департамента от 19 марта 2018 года за №142 основное таможенное оформление с других таможенных постов, находящихся в Мангистауском регионе, за исключением таможенных постов «Бейнеу» и «Кара-Шекпен», перенесено в единую зону таможенного оформления, дислоцированную на базе таможенного поста «Актау-ЦТО».
Преимущества введения централизованного оформления ДТ по принципу единого окна - это:
1) Дислокация при оформлении товара - удобное место расположения – современный операционный зал в здании департамента, полностью оснащенный всем техническим оборудованием для внедрения автоматизированной системы таможенной очистки товаров и других баз данных, используемых в налоговой и таможенной сферах;
2) Получение услуги по очистке товаров:
- в операционном зале функционирует электронная очередь для всех юридических и физических лиц для беспрепятственного получения государственной услуги;
– в операционном зале размещены должностные лица контрольных служб (фитосанитарный, санитарно-карантинный, ветеринарный, транспортный контроль), что позволяет УВЭД существенно сокращать время для получения разрешительных документов.
- доступность к банкам второго уровня, таким как «Форте банк», отделениям Казпочты для уплаты таможенных платежей и налогов.
Следует отметить, что централизация также важна для:
- контроля за ИТС (индекса таможенной стоимости), за стоимостью товаров при таможенной очистке. Учитывая, основное таможенное оформление проводится на таможенном посту «Актау-ЦТО», применение ИТС будет единым.
- контроль за правильной классификацией по коду ТН ВЭД, где осуществим единый подход к правильной интерпретации кодов ТН ВЭД и разъяснений норм таможенного законодательства.
Вместе с тем, ИС «АСТАНА-1» предусматривает подключение складов временного хранения (СВХ), где в онлайн-режиме будет возможность наблюдать за статусом электронной декларации, и при выпуске товара по зеленому коридору создана возможность вывоза товаров с территории СВХ без проставления таможенных отметок.
Сотрудники Департамента государственных доходов твердо убеждены, что полноценный запуск информационной системы «АСТАНА-1» позволит внести вклад в воплощение идеи главы государства Нурсултана Назарбаева по по индустриализации, экономическому росту и развитию малого и среднего бизнеса, увеличению товарооборота Республики Казахстан.
Н.Утебаев
руководитель Управления
таможенного контроля
Департамента государственных доходов
по Мангистауской области
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему