Александр Лавринов: В море я чувствую себя свободным
28 Сентября 2017 (10:22) | 4518 | Автор: Малика Хамракулова
Александр Лавринов - моряк с большим стажем, работает в яхтклубе «Бриз». Ходил в кругосветку, говорит, что любой выход в море – дело серьезное. Моряк признается, что после долгих плаваний с трудом привыкает к земле, а к женщине на судне относится спокойно - главное, чтобы она была на одной волне с остальными. Об этом и многом другом в интервью, подготовленном к Всемирному дню моря – 28 сентября.
- Александр, скажите, как давно вы выходите в море и с чего началась Ваша к нему любовь?
- Парусным спортом я занимаюсь всю сознательную жизнь. Тяга к морю была всегда. Практически на этом берегу, где мы сейчас стоим, был яхт-клуб в городе, в ту пору Шевченко, и вышло так, что 20 мая 1972 года я пришел сюда заниматься. Это было уже 45 лет назад.
-Когда Вы только пришли в клуб, думали ли Вы, что море – это навсегда?
- Я был в таком возрасте, что о будущем и не задумывался. Будучи совсем маленьким мальчишкой, я всегда делал какие-то кораблики. При себе всегда был нож почему-то. Любой маленький брусочек, валяющийся на земле, в моих руках превращался в кораблик. Фантазия в одну сторону работала.
-Когда у Вас был первый «серьезный» выход в море?
- По-настоящему любой выход в море – это дело серьезное, ответственное. Наверное, когда я повзрослел, уже стало интереснее пойти куда-то далеко. Пересечь Каспийское море у меня получилось в 1982 году.
-Расскажите про Ваше кругосветное путешествие.
- 25 сентября 2007 года с берегов Актау стартовала первая Казахстанская кругосветная экспедиция. Организовало ее центрально-азиатское географическое общество. На тот момент у меня был уже большой опыт, и мне предложили заняться командованием парусной яхты, я согласился. Не все было гладко, нас подвел немного кризис 2008 года. На Карибских островах плавание было приостановлено, и в течение практически трех лет яхта стояла там. Но в 2012 году плавание возобновилось, и мы успешно завершили его.
-Сколько человек было в команде, был какой-то кастинг?
- Да, отбор был жесткий. Из 2000 желающих прошли всего восемь человек. А по сути, в составе основной команды было четыре человека.
-Была ли у путешествия какая-то конкретная цель?
- Плавание проходило под девизом: «Мы открываемся миру, мир открывается нам». Мы шли с целью рассказать о нашей стране. Многие в мире не знают, где вообще Казахстан находится. В момент, когда мы находились во второй части плавания, у нас было много рекламной продукции ЭКСПО-2017. В 2012-2013 годах мы рекламировали выставку, о которой никто не слышал и не знал. На некоторых атоллах, где население не превышало 200 человек, мы рассказывали про эту выставку. В тот момент это казалось чем-то невероятным, а сегодня это уже реальность.
-Каков был маршрут следования?
- Мы вышли отсюда, вошли в Волгу по Волго-Донскому каналу в Азовское море. Затем дальше в Средиземное море, через Атлантический океан, далее через Панамский канал в Тихий океан, потом в Индийский и назад. Мы посетили много островов, особенно интересно было в районе Тихого океана. Это удивительные по красоте уголки мира, очень удаленные, невероятно живописные.
-Скажите, чем океан отличается от моря?
- Ну, как…своей величиной невероятной. Представьте себе, Тихий океан – это 7 тысяч 200 миль. Глядя на карту, каждый представит себе длину России, ведь протяженнее страны нет. Но на самом деле, величина Тихого океана в разы больше. Когда мы его переплывали, условно плавание разделилось на две части. В первом не было ни островов, ни какой-либо земли вообще. Мы шли так 24 дня. Ну и характер волны в океаны совсем другой. Конечно, человеку с берега это непонятно, ты это различаешь уже, когда находишься на судне.
-Было ли трудно возвращаться на землю?
- Знаете, да. В какой-то степени, начинаешь даже недопонимать своих близких на берегуи становишься совершенно другим человеком. Требуется достаточно продолжительное время, чтобы привыкнуть к земле. Я, наверное, только через год смог войти в береговую жизнь.
-Расскажите, чем вообще живут моряки на судне?
- Там всегда дело найдется. Парусное судно требует постоянного внимания. Вахта, состоящая из двух человек, постоянно находится в работе. Остальные по большей части спят, потому что сильно устают.
-Не думали еще раз пойти в кругосветку?
- Это мероприятие крайне серьезное. Целые отрезки жизни. С одной стороны, конечно, хочется. Но приходится понимать, что это не так легко. К моему счастью, так получилось, что однажды желания спонсоров и мои – совпали. Но каждый день вокруг света ходить не будешь. Хотя находясь где-то в далеких уголках Тихого океана, порой хотелось там остаться. Очень красиво, природа невероятная и люди добрые, отзывчивые.
-А как семья? Поддерживает ваше увлечение?
- Конечно. Мало того, у меня зять единомышленник. Во многом мой ученик. Во второй части кругосветки он был со мной. Жена, сын, дочь, все поддерживают и сами не прочь выйти в море. Честно сказать, если бы не моя жена, ее поддержка, я бы не решился. Было тяжело решиться оставить все на берегу и уйти. Не считая моментов, когда плавание приостановилось, путешествие заняло 2 года чисто ходового времени.
-Вы поддерживаете связь с людьми, с которыми познакомились в путешествии?
- Раньше поддерживал со многими, но по прошествии лет, к сожалению, утерял. На сегодняшний момент мы, в основном, общаемся с той командой, с которой были в плавании. Они все молодые ребята, как сыновья мне. Очень приятно, что у меня есть такие родственники. Например, Виталий Мельников был старкомом. Он бнаходился в проекте с первого до последнего дня.
- А женщина на судне… Что вы думаете об этом?
- У нас в команде достаточно продолжительное время были две девушки. К сожалению, они вышли из проекта, когда мы уже подходили к Гибралтару. Одна из девушек очень плохо переносила качку и в моменты шторма она была просто бесполезна, поэтому и ушла. А вторая, Асель Сарамбаева, очень достойная. Она вполне могла бы пойти дальше, во всем устраивала команду. И в штормовую погоду работала так же,как и все остальные: и кушать готовила, с ней было удобно. Но она сказала, что люди не поймут, если она будет на корабле одна среди мужчин. Я ее понимаю. Все-таки, период плавания не столь короток, как представлялся. А девушкам и жизнь свою надо устраивать. На берегу это произойдет быстрее.
-Мужчины на корабле более выносливы, нежели девушки?
- Нельзя так сказать. В парусном спорте огромное количество женщин, очень сильных яхтсменок. Просто, не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве морская культура и все виды спорта, связанные с морем, не так популярны, как например на западе.
-Как Вы считаете, почему этот вид спорта не популярен у нас?
- Этот вид спорта развивать достаточно сложно, поскольку он дорогой. Не все могут потянуть в финансовом плане.
-В каком возрасте можно отдавать ребенка в парусный спорт, как считаете?
- Моему внуку всего год, но мы его уже приводили на яхту. Пусть он попробует немного порулить. Это ведь можно делать под надзором взрослых. Вообще у нас самым маленьким детишкам лет 7-8. И так можно продолжать всю жизнь, переходить из класса в класс, из спортивных классов до крупных крейсерских лодок, и заниматься до глубокой старости.
-Может у Вас есть какие-то пожелания для будущих яхтсменов или тех, кто очень хочет, но пока сомневается?
- Для будущих яхтсменов самое главное, чтобы их было больше. Сейчас очень мало молодых людей, которые занимаются парусным спортом. Ну и чтоб чаще выходили в море. Не так давно у нас прошли соревнования надувных катамаранов, это очень красиво. Я никогда не видел здесь, на Каспии, 46 экипажей.
Спасибо за интересную беседу.
Фото и видео Амандыка Аманкулова
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена