Ключи от неба: к дню рождения Актау о славных его основателях
23 Сентября 2019 (12:23) | 12288 | Автор: Наталья Шляховая
В конце сентября отмечается день рождения нашего Актау-Шевченко. В очередной раз мы понимаем, как он нам дорог – родной и неповторимый, уникальный в своём роде, не похожий на другие города. И снова мы должны сказать спасибо тем, кто принимал непосредственное участие в его становлении и развитии, кто отдал недюжинные силы, молодость, кипучую энергию на его созидание, на то, чтоб последующие поколения могли в полной мере считать его своим настоящим домом.
Птенец гнезда Николаева
«Первым делом, первым делом самолёты, ну а девушки, а девушки потом» - поётся в одной старой известной песенке. Может, автор и в самом деле думал, что девушки потом, но не тут-то было, притом в нашем случае. Здесь представительница прекрасного пола «рулит» воздушными судами, как заправский знаток. Вернее, рулила, потому что она авиационный диспетчер «в отставке».
Наша героиня – Раиса Николаевна Кондратьева - всю сознательную жизнь посвятила авиации, проработав в воздушном причале нашего города 36 лет. На Мангышлак она приехала в далёком 1963 году совсем девчушкой – маленькая, худенькая, тонкая, как тростинка, зато с твёрдым характером, завидным упорством и железной выдержкой. «Птенчик» - так её называли, оперился, превратился в прекрасную птицу, которая свела тесную дружбу с птицами рукотворными – авиалайнерами.
Раиса – уроженка небольшого городка Николаевск, что в Волгоградской области. Через некоторое время семья переехала в узбекский Ургенч – туда перевели отца, имевшего в то время редкую профессию – наблюдатель-метеоролог аэропорта. Ещё не раз семейство поменяет дислокацию по этой причине, список географических названий пополнят Астрахань, Кизляр, Махачкала, Грозный. В Ургенче маленькая Рая пошла в школу, притом в раздельную: мальчики тогда учились отдельно от девочек.
Выросла, при кизлярском военкомате окончила курсы радистов. Здесь ей предложили поучаствовать в профессиональном конкурсе, на который съехались морские и гражданские радисты, специалисты из профессиональных клубов. Раиса была самой юной – 17-летней участницей и на удивление всем сумела занять третье место. Она решила остаться работать в махачкалинском аэропорту. Туда же взяли и других соискательниц, но после испытательного срока оставили только Раю. Она освоила премудрости азбуки Морзе и применяла свой ключ на наиболее сложных направлениях: Москва, Минводы и Баку.
- Самое трудное, - говорит собеседница, - вести борт во время грозы, а на Кавказе грозы – обычное дело. Ежедневно в Махачкалу прибывали самолёты с мыса Меловой. Как сейчас помню их позывной – «Арей-3». На ту сторону Каспия летали пилоты Гурьевского авиаотряда. Именно они предложили мне перебраться на Мангышлак.
Там в это самое время уже кипела ударная стройка, возводился город в пустыне, а вот миниатюрный аэропорт сиротливо и скромно располагался в сторонке. Ему не хватало опытных сотрудников, а без помощи воздушных судов строителям было никак не обойтись. Девушка подумала, рассудила, хорошенько всё взвесила и решилась. Тем более, что способную сотрудницу согласились принять с большой радостью.
На момент её приезда коллектив по численности больше напоминал отдел, чем предприятие с громким названием «аэропорт»: начальник – он же диспетчер, кассир, дежурный, механик и радиотехник. Ещё солдаты, помогающие по мелочам. Трудно сейчас представить, насколько высока была квалификация этих людей, которые в таком малочисленном составе могли управлять движением самолётов, не допуская аварий. К тому же работали они от зари до зари.
Ложка к обеду
В ту пору Виктор Щавелев был единственным радистом в поселке Актау. Весь световой день он следил за радиоэфиром, без выходных и проходных. Но существует предел человеческим возможностям. Поэтому сменщицу он встретил с распростёртыми объятиями, сказав: «Вот тебе приёмник и передатчик, желаю успехов в труде». Так девушка стала членом дружной компании, гордо именуемой отрядом аэропорта.
- Дюны и барханы, намёты из песка, верблюжья колючка, грунтовая полоса и маленькое строение со «скворечником» наверху. Это и был наблюдательный пункт диспетчера и рабочее место радиста. Так выглядел аэродром в начале 60-х годов, - вспоминает наша героиня.
Нужно сказать, что в период зарождения Шевченко его снабжение было делом непростым: все предметы первой необходимости, второй и последующих тоже, приходилось завозить извне. Одежда, товары широкого потребления, крупы, макаронные изделия, мука, консервы и другие сухие грузы доставлялись морским путём. А вот скоропортящиеся продукты – молоко, сметана, мясо, детское питание, фрукты, овощи – «летали» Аэрофлотом, по большей части из Махачкалы и Минвод. Поэтому воздушная гавань была пунктом жизненно важной артерии для бесперебойного обеспечения жителей всем необходимым, соединяющей степной полуостров с Большой землёй.
Некоторые старожилы утверждают, что даже воду возили самолётами, но Раиса Николаевна опровергла эти слухи и рассказала, что первым мини-заводиком по опреснению воды была ТЭС-1. Именно оттуда поили весь закрытый посёлок, а потом и город, пока не возвели энергокомбинат. Полностью опреснять воду поначалу не удавалось, поэтому солёные супы и борщи, хоть с натяжкой, но считались съедобными, а вот компот с солью пить было неприятно. Наша собеседница к солёному привкусу так и не привыкла, тем более, после минеральных источников на Кавказе. Поэтому лётчики из Гурьева привозили ей по старой дружбе пресную воду.
Первые годы аэропорт работал в авральных условиях: пыльные бури были такой силы, что камни взмывали ввысь, и воздушный узел приходилось закрывать, бывало и на несколько суток. От разгула ветров было одно спасение – посадить защитную зелёную полосу, как можно больше деревьев. Этим занимались все жители Шевченко – высаживали молодые деревца возле домов, школ, различных учреждений, создавали парки, скверы и аллеи, разбивали клумбы и газоны. К этому приучали и детей. Город расцвёл, нарядился в пышное цветастое платье. Жаль, что сейчас – год от года – зелени становится все меньше, и Актау уже не похож на прежний оазис среди песчаной степи.
Вверх по лестнице
Через несколько лет примерной работы на посту радиста Раисе Кондратьевой руководство дало направление в Ульяновск на повышение квалификации и освоение навыков диспетчера. Женщина вспоминает, что поступать приехало множество претендентов со всей огромной страны. Но после тщательного отбора зачислены были лишь две абитуриентки, и обе – из Казахстана. Одна из них – все та же Раиса. Так она поднялась на ступеньку выше и стала диспетчером. Следует уточнить, что это слово переводится с греческого как «быстро думающий». То есть данная профессия подразумевает быстроту реакции, оперативность, минимум времени для раздумий, срочное принятие единственно верного решения, особенно в экстренной ситуации.
Такими качествами обладает далеко не каждый человек, особенно женщина, у которой, как многие полагают, своя - женская логика. Но Раисе Кондратьевой работа оказалась по плечу, и с ней она успешно справлялась наравне с мужчинами. Постигла все тонкости электронного оборудования – локаторов, пеленгаторов, навигационных систем - и разбиралась в них так, что за все годы службы не допустила ни одного чрезвычайного происшествия.
Говоря о том, как она любит свой город, выросший на её глазах, Раиса Николаевна уверяет, что куда бы ни поехала – а была она везде, её неизменно тянет домой, в степной край, ставший родным. Здесь она вышла замуж, здесь родились сын и дочь, здесь прошли счастливые годы, остались коллеги. Уютный дом, крепкая семья, верные друзья, любимая работа – что ещё надо человеку для счастья?
Считается: самое прекрасное, что создала природа, это женщина, а наиболее совершенное, придуманное человеком, - самолёт. В нашей статье оба эти умозаключения тесно связаны. Как название фильма – «Небо, самолёт, девушка»…
Фото из семейного архива семьи Кондратьевых
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена