С чего начинался город Актау
18 Января 2017 (12:56) | 39216 | Автор: Евгений Дорошенко
История – это очень интересный и в то же время непростой предмет. Однако изучать ее надо, как минимум, для двух вещей. Во-первых, чтобы не повторять ошибок прошлого, а во-вторых, чтобы, собственно, помнить, откуда пошло все вокруг. В нашем конкретном случае, чтобы помнить о том, с чего начиналась история славного города Актау.
А кто, как не директор «Музея трудовой славы ПГМК» Марат Шушаков, владеет наиболее подробной информацией о событиях, предшествующих началу строительства города у моря. С ним и состоялся наш разговор, посвященный тому времени.
Немирный атом
Середина 50-х годов XX века – это период, когда тон основным мировым событиям задавали две страны: Советский Союз и Соединенные штаты Америки. У кого было больше атомных бомб, тот и был прав.
Советскому Союзу для создания новых атомных бомб были необходимы новые месторождения урановых руд. По словам Марата Шушакова, располагались они, в основном, вдоль границ СССР: в Киргизии, Узбекистане, и конечно, в Казахстане:
- Для поиска урановых месторождений на Мангышлак была отправлена геологическая экспедиция под руководством Анатолия Ивановича Кореневского. О том, что уран здесь есть, говорили данные аэрофоторазведки.
Курировало эту экспедицию Министерство среднего машиностроения, руководил которым Ефим Павлович Славский. Именно от его воли, в основном, зависело то, будет ли создан в этом районе город, или же нет.
Обнаруженная на нашем полуострове урано-фосфатная руда оказалась бедна основным продуктом. Поэтому и добывали ее открытым способом. Однако она была богата различными редкоземельными элементами, в частности, скандием, который в больших объемах производился на Мангышлаке в середине 70-х годов XXвека.
С какой стороны Каспия быть Актау
По словам Марата Туркпенбаевича, изначально расположить наш город планировалось с другой стороны Каспийского моря. Работа в этом населенном пункте должна была проводиться вахтовым методом. При этом и называться он должен был вовсе не Гурьев-20, а Махачкала-40:
- Это было связано с тем, что наш край был достаточно не обжитым регионом. Когда геологическая экспедиция Анатолия Кореневского прибыла сюда, то все, что они увидели вокруг – это были отдельные стоянки животноводов и сезонные лагеря для рыбной ловли.
Но, работа есть работа. Геологи начали выбирать место для размещения полевого лагеря. Первоначально он был разбит во впадине Карагие. Однако сразу же возникли сложности, связанные с возможностью организаций посадок самолетов. Все-таки местность вокруг была холмистой. Встал вопрос о необходимости выбора нового места для лагеря геологов:
- Дело в том, что продукты питания, почта и прочие грузы доставлялись геологам самолетами. И, если по какой-либо причине посадка была невозможна, люди оставались ни с чем.
Даже просто для того, чтобы доставить людям питьевую воду, приходилось преодолевать около 150 километров из Форта-Шевченко. При этом стоит помнить, что нормальной прямой дороги тогда не было. У каждого водителя была свой путь. Вот почему полуостров Мангышлак в свое время называли «краем тысячи дорог». Каждый водитель знал свою дорогу, которой он и придерживался во время пути.
От палаток до большой стройки
В поисках нового места для расположения лагеря геологов Анатолий Кореневский с товарищами приехал на мыс Меловой. Осмотревшись, они выбрали в качестве места стоянки тот участок, на котором сегодня расположен парк «Акбота». В свое время этот район служил местом захоронения окрестных жителей:
- Причин разбить лагерь именно у Каспийского моря было несколько. Во-первых, здесь было прохладнее. Во-вторых, можно было организовать хоть какой-то досуг для людей.
Кроме того, окружающая местность представляла из себя большое плато, на котором без труда могли садиться грузовые самолеты. По одним данным, самолеты в то время садились в третьем микрорайоне. По другим данным, в районе питомника. Вполне возможно, что по мере застройки третьего микрорайона взлетно-посадочная полоса была перенесена подальше от будущего населенного пункта. Таким образом, лагерь геологов располагался там, где сегодня находится городской парк.
Геологи продолжали заниматься поиском полезных ископаемых. Жили они, в основном, в землянках и палатках. Вагончиков на всех не хватало.
Со временем темпы работы увеличились. Встал вопрос о строительстве города:
- В 1959 году из туркменского города Красноводск-23 (прим. Кызыл-Кия) в расположение лагеря геологов Анатолия Кореневского прибыла первая автоколонна строителей под руководством Дмитрия Семеновича Захарова. И когда будущий начальник строительства города осмотрелся вокруг, то, конечно, на первый взгляд местность показалась ему не слишком пригодной для большого строительства. Ведь и климат в этой местности тогда был не такой, как сегодня. Здесь постоянно были ветра и пыльные бури.
Но, все же, строительство города началось. По словам Марата Туркпенбаевича, первоначально Дмитрий Захаров и Анатолий Кореневский распланировали то, с каких объектов начинать возведение города.
Кроме того, им предстояло решить и сложности с транспортировкой грузов. Ведь, как и вода, грузы для строительства доставлялись сюда за несколько сотен километров. Морем грузы доставлялись в порт Баутино, где они перегружались на грузовики, и по бездорожью доставлялись на мыс Меловой.
Как только были возведены первые капитальные здания, в них переселили часть геологов из лагеря Анатолия Кореневского, а также строителей будущего города. Со временем лагерь и вовсе был свернут.
Историческое значение
По мнению директора «Музея трудовой славы ПГМК», сегодня только старожилы помнят о том, что когда-то на месте парка «Акбота» был лагерь геологов:
- Сегодня, когда мы отмечаем столетие со дня рождения Рубена Арамаисовича Григоряна, на месте, где когда-то был разбит этот лагерь, необходимо или возвести какую-нибудь стелу, или хотя бы установить стилизованную палатку. Это необходимо для того, чтобы мы помнили о том, что именно здесь когда-то находилось первое поселение людей, прибывших осваивать Мангышлак. Они были первопроходцами, благодаря активной работе которых и было принято решение о строительстве нашего города. Это история, о которой мы должны помнить.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена
Да-да-да. Туркмены и бараны. Погуглите ″Мангышлак″.
отмена
Вот откуда вы такие умники беретесь, когда Россия историю переписывала? Факты в студию, а непросто так языком молотите. Я пока что это вижу только от Украины и Казахстана, вот они да направо налево ее перписывают
отмена
кому ее пропагандировать?
отмена
Если бы хотели, то историю РК давно бы переписали. На счет истории Украины, то Россия давно уже практикует переписывание истории под свой угодный лад, замалчиваю истину и переписывая как ей угодно! Украина же просто переняла опыт и своего соседа! Так что чья бы корова мычала, а чья бы молчала!
Историю Мангыстау надо пропагандировать все ми возможными способами! будь то памятники, литература, походы в музеи и т.д.т.п.
отмена
отмена
отмена
говорят, вроде с правой стороны ближе к 9 этажкам
отмена
отмена
отмена
ну вообще-то сказано, что и до геологов люди здесь жили много лет. а так город все вместе строили
отмена
отмена
отмена
отмена
Интересная идея. Действительно, почему нет? У нас в городе нормальных памятников или стел всего ничего.
отмена