Актау – Атырау: два донора – два лика западного Казахстана
31 Июля 2014 (04:10) | 24389 | Автор: Тимур Казиев
В силу семейных обстоятельств мне пришлось переехать из Атырау в Актау. Но не об этом речь. Оказавшись в морских «вратах» страны, созрело желание написать и в чем-то даже сравнить два города западного региона нашей необъятной страны - Атырау и Актау, областных центров, являющихся донорами республиканской казны.
Аллилуйя, здесь нет проклятых кровососов!!!
Да, простит меня читатель «Тумбы» за откровенность, ибо могу задеть кого-то за родное и сокровенное, особенно коренных актауцев, но пишу, что думаю. Увы, многие наши города на постсоветском пространстве очень схожи и по архитектурному облику, и по имеющимся производствам, и по менталитету людей, и даже по стилю жизни, сказывается старая советская шинель, из которой мы все вышли. И в тоже время местная специфика присутствует всегда, добавляя свой колорит, поэтому Америку открывать не собираюсь.
Ну что же, главное природное отличие, это то, что Актау построен на берегу Каспия, а Атырау в дельте р. Урал с вытекающими отсюда последствиями. Для приезжего атыраусца в летний период, особый восторг вызывает отсутствие на актауской земле комаров, кровососущих тварей коих в Атырау имеется в несметном количестве самых разных видов и мастей. В камышовых зарослях и затопленных подвалах старых многоэтажек этого добра навалом. Вот где надо было бы открыть и готовить кузницу кадров для отечественной энтомологии. Не сказать, что на мангистауских просторах вовсе нет, как мне пообещали, если есть желание ощутить местную экзотику в виде комарья, то вам их найдут.
Идём дальше. Каспийское море, по сути, самое большое озеро в мире, можно смело утверждать – это жемчужина Мангышлака. Набережная Актау, жилые высотки, коттеджи, гостиницы, рестораны, кафе с видом на море зрелище шикарное. На Мангышлаке ещё есть, причудливые горы и бескрайние каньоны, обалденной красоты, прямо таки с лунными пейзажами. В Атырауской области море тоже имеется, и присутствует скорее в сознании, оно где-то там далеко, хотя проехать или доплыть от областного центра до него каких-то 20-25 километров. А в остальном, здесь и там, степи, полупустыни, пески, солончаки, редкая растительность.
Объединяют также знойное лето и суровые зимы, короче говоря, резко континентальный климат. Хотя, признаться честно, в Актау жара переносится легче, да и зимы говорят не такие лютые.
Дома и дороги – унылые близняшки
Сам же г. Актау, производит впечатление того, что здесь не хватает поистине твёрдой хозяйской руки. Удивляет несметное количество колдобин и ям на городских дорогах и тротуарах, а местами и их отсутствие. Не сказать, что дороги не латают вовсе, но видно, что процесс этот здесь затяжной и долгий. Очень благотворно на качество дорожного покрытия, сказывается приезд высоких чинов из первопрестольной Астаны. Возникает подозрение то ли денег на качественное дорожное покрытие, не выделяют, то ли средств в местном бюджете реально с гулькин нос. Хотя, мало в это верится, Мангистауская область, в числе передовых доноров в республиканский бюджет и Нацфонд, по официальной статистике ежегодно перечисляется до 1 триллиона тенге, в пересчёте на «зелёного» - 6,5 миллиардов долларов США.
Раздражает и достаёт, почти что повсеместно, торчащая из под земли искорёженная арматура от фундаментных блоков. Так что, будь здоров, не наткнись, ноги от этого целее не станут. Сероватый, немного уныло-депрессивный и обветшалый вид имеет жилищный фонд. Атырау в этом плане богат на цветастый колор, многие дома тут выкрасили ещё на 100-летие казахстанской нефтянки. А точнее, в кратковременную и ярчайшую эпоху акимства Имангали Тасмагамбетова, пробудившего город от «спячки» и мусорно-коммунального коллапса. С тех пор, дома мало-помалу белят и красят, особенно на центральных улицах. В последний раз фасады привели в порядок в прошлом году, выбив деньги с недропользователей.
В Актау слово «галерея» имеет несколько иной оборот, понятное дело речь не идёт о Третьяковке или Эрмитаже. Всё гораздо банальнее, разговор о жилье, так называемые актауские галерейные дома, плод советского градостроения, их скорее можно принять за фавелы, так называются бедные латиноамериканские кварталы, оставшиеся в моей памяти от эпизодического просмотра когда-то популярных мексикано-бразильских сериалов. Но как раз таки в Бразилии в преддверии мирового чемпионата по футболу в 2014 году, фавелы переживают процесс джентрификации. Джентрификация от английского (gentrification) – это реконструкция и восстановление в жилых строений в нефешебельных городских кварталах, ставшие вновь популярными среди иностранцев и представителей среднего класса из-за чего стоимость квадратного метра и аренды там выросла. Чем не пример для подражания, вопрос, наверное, в наличии желания и средств у властей.
На первый взгляд, бросается нехватка нового жилья, нет не элитного, а арендного, коммунального и кредитного для бюджетников, социально-уязвимых слоёв населения и рядовых граждан, чьи доходы просто-таки не позволят заиметь им жильё эдак в ближайшее десять лет. В Атырау темпы возведения жилья были самыми высокими по республике, по крайней мере, в период одиозного правления областью Бергея Рыскалиева, конечно, не всё так идеально в плане качества, однако народ благодарен ему за это. Лично знаю библиотекарей и медсёстер с жалованием в 30 тысяч тенге получивших жильё по госпрограмме, а также госслужащих, врачей, учителей, отнюдь не состоятельных или зажиточных, но заимевших собственную крышу над головой. Индивидуальное жилищное строительство тоже ведётся бурными темпами, успевай запоминать названия новых микрорайонов. Наличие большой прослойки людей работающих в ТШО, Аджипе, НКОКе и в других западных и совместных нефтяных консорциумах заметно влияют на формирование повышенного спроса, как на земельные участки, так и на квартиры. А здесь, «напряжёнка», как я слышал от местного люда и с индивидуальной жилищной застройкой. В областном земельном управлении лежит и пылится более 150 тысячи заявлении на получения земельных участков для строительства собственного жилья.
Землю не дают, объясняя это отсутствием готовых инженерных коммуникации. Логично, но где же тогда жить людям?
Ценопадом тут не пахнет
Из-за чего, в целом цены на жильё по сравнению с Атырау порядком выше, если там на вторичном рынке двухкомнатную квартиру можно спокойно найти в коридоре от 45 до 80 тысяч долларов, то здесь уже просят от 90 до 150 тысяч долларов. Соответственно выше и цена съёмной жилплощади, она дороже на 30 процентов. Словом цены на всё про всё, тема отдельного разговора и материала, они здесь дорогие, начиная от телефонных актив-карточек и кончая одеждой, продовольствия, бижутерии, стройматериалов и т.д. Говорят, что всё завозное, оттого всё дорогое, но и Атырау вроде не Париж и не Китай, но, однако цены не так кусаются. Хотя народ и там стонет от высоких цен. Небольшой анализ выявил, в Актау они в среднем выше на 25-40 процентов.
Зато, актауские таксисты довезут вас за 200-300 тенге на любой конец города, такая сговорчивость объясняется относительной дешевизной топлива-сжиженного газа, на котором ездит местный автотранспорт. Так что резонно, что автомобилисты активно переоборудовали свои машины на газовое топливо и продолжают это делать. В тренде гибридное потребление топлива, газово-бензинное. Атырауские таксисты в своей ценовой политике шибко грамотные и начитанные товарищи попутно реагируют на всё, и на колебания курса доллара, и на рост продовольственных цен, и тем паче на цену бензина. Февральская девальвация тенге привела к предсказуемому росту их услуги, проезд в такси вырос с 400 до 500 тенге. Актау не в пример Атырау не может похвалиться развитым общественным транспортом и относительно дешёвым проездом за 50 тенге, в последнем парк автобусов обновляется всё большим количеством новеньких китайских или корейских автобусов. Немало и новеньких Газелей колесящих по атырауским улицам.
Вода и воздух действительно богатство
Доподлинно известно, ещё, с советских времён тогдашний Шевченко, а ныне Актау получают морскую воду с опреснительных установок атомного энергокомбината. «Вода – это жизнь», словосочетание всегда актуальное для города расположенного в полупустынной зоне. Водовод Кигач-Мангыстау специально построенный при Союзе запитывает водой населённые пункты области, не доходя до Актау. Не знаю на счёт качества питьевой воды, подаваемой в летнее время, но актауцы при выборе учитывают именно этот фактор. Техническая или ржавая вода, льющаяся из под кранов просто вызывает в них неподдельный ужас и отвращение, неведомый для приезжего народа. Но, наверное, увидев воочию это зрелище, нас тоже стошнило бы. Поэтому, решение проблемы с обеспечением качественной питьевой водой остаётся в ряду актуальных.
В Атырау воду получают из р.Урал и она считается жёсткой, даже очищенная, но многие горожане давно перестали пить и потреблять воду напрямую из водопроводных кранов, устанавливая водные фильтры и покупая 5-литровые ёмкости. Такая тенденция по республике кажись, повсеместна, чай не на Кавказе живём. Что касается воздуха, то Актау находится заметно в лучшем положении опережает Атырау, находящийся в плотном кольце нефтяных, нефтеперерабатывающих и нефтетранспортных предприятий. Более того, вблизи Атырау будут, строятся гигантские нефтехимические комплексы с участием иностранных инвесторов – полипропиленовый, полиэтиленовый заводы и куча сопутствующих производств. Так что мама не горюй, воздух уж точно не будет чистым и свежим.
Свято место пусто не бывает
Для казахов древняя земля Мангыстау ассоциируется с Бекет-ата и другими святыми, их число доходит до 362, куда паломничество не прекращается ни зимой, ни летом. Приём и посещение святых мест целая индустрия, газеты пестрят объявлениями об организации посещении, транспортных услугах, размещении людей. Верования казахов удивительно совмещают ислам и древние культы, к числу которых относят посещение святых мест и жертвоприношение в их адрес. Поэтому, Мангыстау был и остаётся нечто земли обетованной, и стоит в ряду после паломничества в Мекку и Туркестан мавзолея ходжи Яссауи. Атырау в этом плане далеко уступает.
Подытоживая небольшое сравнительное повествование, приходим к выводу, регионы наши во многом схожи, но Актау в силу отдалённости от центра страны пока что не раскрыл вовсю свой потенциал, строительство железнодорожных и автомобильных дорог должны как-то способствовать реальному развитию города. Благо, морской порт уже есть, остаётся подвести другие дорожные коммуникации. А дальше дело, скорее, за эффективным управлением и расходованием имеющихся средств. А вот это тема отдельного разговора.
...А это вопрос из вопросов, эффективного управления экономикой и расходования средств, да не то, что области, вон даже республики никак не могут добиться на самых верхах, аж премьер-министра пришлось поменять. Не хочется быть въедливым пессимистом, докапываясь до всех сторон бренной жизни, но приходится. Хочется быть оптимистом, надеясь на положительные социально-экономические сдвиги в развитии региона, сидящего на золотом сундуке. Региона-донора, где добывается «черное» золото и другие полезные ископаемые, где по сути дела не должно быть плохих дорог, некачественной питьевой воды, слабого здравоохранения и образования, сферы культуры и спорта, а вопросы с обеспечением жилья и работы надо бы решать как можно скорее и быстрее. Живём-то один раз, желательно не мучаясь и сожалея о пройденных годах, растя детей и внуков нормальными, здоровыми и образованными людьми с крышей над головой. Те же слова можно адресовать и соседней Атырауской области.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему