Никар Рафикова: Мангистаусцы должны знать свои права
Курс валют в Актау
на 24/08/2019
 
384.93
387.99
 
426.13
430.46
 
5.79
5.94
Номер редакции: 8 (7292) 53 34 53
Номер журналиста: 8 707 900 67 10
Рекламный отдел: 8 707 040 14 81
site@tumba.kz
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Суббота,
24 Августа, 17:24
Вход |Регистрация
Главное » Новости рыночной экономики

Никар Рафикова: Мангистаусцы должны знать свои права

9 Апреля 2019 (12:39) | 848 | Автор: Мадина Ахмедова

 

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, организатором которого является ООН. Сегодня мы поговорим о том, как следует поступать в тех или иных ситуациях жителям региона, и об этом расскажет президент Мангистауского общества по защите прав потребителей Никар Рафикова.

 

Если коротко говорить об этом дне, то он был официально учрежден в честь годовщины выступления президента США Джона Кеннеди на Конгрессе в 1962 году. Там он сформулировал четыре основных права потребителя: право на безопасность, на информацию, на выбор и на право быть услышанным. Немного позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и на здоровую окружающую среду.

 

Защита прав потребителей преследует две основные цели - информировать и защищать его в том случае, если его положение как слабой стороны ущемляется. В редакцию нашей газеты частенько поступают жалобы жителей области на тот или иной продукт, а также просьбы разобраться со сложившейся ситуацией. Чтобы помочь нашим читателям, мы обратились к эксперту в этой сфере Никар Рафиковой.

 

 

Что делать потребителю, если он приобрел испорченный продукт питания на рынке без чека? При этом продавцы винят в этом производителя. С кого в этом случае спрашивать, если они ссылаются на цех или завод?

 

- Испорченный продукт питания представляет угрозу для жизни потребителя. Поэтому такой продукт подлежит возврату продавцу, а уплаченные деньги - возврату потребителю, даже если чек не был выдан продавцом. При этом потребителю придется доказывать самому, что он приобрел продукт у данного продавца. Ему могут помочь и свидетельские показания, записи камер видеонаблюдения, если они есть в месте продажи товара, а также видео- и фотосъемка, произведенная потребителем самостоятельно. В случае возникновения конфликта по поводу невыдачи чека, лучше у такого продавца не покупать товар. Продажа товаров на рынке не освобождает продавца от выдачи чека. Если продавец не может выдать фискальный чек (работает по патенту), то может выдать товарный чек, где будет информация о продавце, о купленном товаре, дате приобретения и стоимости товара.

 

При покупке испорченного продукта потребитель вправе обратиться с заявлением в Управление охраны общественного здоровья (бывшая санэпидемстанция) для проверки качества товара. При установлении факта продажи некачественного продукта питания такой продукт должен быть ими изъят из обращения и уничтожен. При отсутствии чека потребитель не сможет это сделать - управление его заявление не примет.

 

Ссылка продавца на вину изготовителя не освобождает его от ответственности за ненадлежащее качество товара, так как и у продавца и у изготовителя есть обязательства по продаже качественного товара. И потребитель вправе предъявить претензии как к продавцу, так и к изготовителю по своему выбору.

 

 

Что делать в том случае, если в магазине потребителю не дали чек?

 

- В этом случае лучше не приобретать товар. Если же все-таки вы приобрели товар, но без чека, сфотографируйте момент сделки и напишите жалобу в Управление госдоходов по месту жительства. А фискальные органы найдут способы воздействия на недобросовестного предпринимателя, скрывающего свои доходы от налогообложения.

 

Кто контролирует ценовую политику в магазинах и на рынках? Почему цены на один и тот же продукт сильно различаются?

 

 - С введением рыночных отношений в стране еженедельный мониторинг за ценами на социально-значимые товары (19 наименований) осуществляется Управлением предпринимательства Мангистауской области в соответствии с механизмами, предусмотренными постановлением Правительства РК №145 от 1.03.2010 года. Государством регулируются цены на товары и услуги субъектов естественных монополий. По остальным товарам субъекты бизнеса вправе реализовать товар по ценам на свое усмотрение. Поэтому и цены различаются. Например, в супермаркетах «Дана» цены отличаются друг от друга, так как у них могут быть разные поставщики, разная маркетинговая и ценовая политика.

 

В интервью мы затронули тему пассажирских перевозок. Те случаи, когда за оплату проезда кондуктор не выдает билеты.

 

 

 

Почему потребителям не дают билеты в общественном транспорте? Могут ли высадить из автобуса при отсутствии билета? Куда жителям обращаться в этом случае?

  

- Такая ситуация, действительно, имеет место, когда кондуктор, получив оплату за проезд, не торопится выдать билет. Это делается с единственной целью - скрыть доходы перевозчика от фискальных органов, чтобы меньше платить налогов в бюджет. За проезд без билета предусмотрена административная ответственность согласно КоАП РК. Это влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.

 

Никар Рафикова добавила, что безбилетный проезд в автобусе международного, междугородного межобластного, межрайонного и внутрирайонного сообщения влечет штраф в размере 7 месячных расчетных показателей. За проезд без билета могут и высадить с автобуса. В случае невыдачи билета за оплаченный проезд потребитель может обратиться с жалобой в транспортную инспекцию для принятия мер административного воздействия к перевозчику.

 

Что можете сказать о действующем законе «О защите прав потребителей»?

  

- Закон РК О защите прав потребителей» принят в мае 2010 года. До 1992 года действовал закон Казахской ССР. Действующий закон был принят без широкого его обсуждения и содержит как преимущества, так и недостатки.

 

Почему нет кассового аппарата в салонах красоты/массажных? Что делать потребителю в случае нанесения вреда здоровья по вине салона?

 

- Потребитель вправе требовать чек в салонах красоты. Если он не видит кассовый аппарат, это еще не значит, что его нет в салоне. Негативная практика невыдачи чеков, сложившаяся у этих субъектов, не освобождает их от обязанности по выдаче документа, подтверждающего факт приобретения товара. Эта обязанность предусмотрена 10 пунктом статьи 24 закона РК «О защите прав потребителей», и потребителю следует требовать выполнения этой обязанности тем или иным субъектом бизнеса.

 

Жителям региона следует знать, что порядок возмещения ущерба здоровью предусмотрен ГК РК. В случае утраты здоровья по вине салона следует руководствоваться действующим законодательством. Однако отсутствие в этом случае документа, подтверждающего факт оказания услуги потребителю, может осложнить ситуацию.

 

Какой документ следует требовать с тех, кто травит насекомых?

 

 - Необходимо заключить договор на оказание услуг, где прописать требование о предоставлении поставщиком услуг сертификата на применение препарата, разрешенный на территории РК или Таможенного союза, квалификационное свидетельство специалиста, который будет проводить дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию.

 

 

Как Вы думаете - было бы полезно вывешивать билборды с указанием недобросовестных поставщиков?

 

 

- Если признано судом, что поставщик недобросовестный.

 

По каким вопросам к вам обращаются жители чаще всего?

  

- К нам, в общественное объединение «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей» обращаются по самым разным вопросам, начиная от проблем с взиманием ОДН по энергоресурсам, проблемам с ПКСК, некачественными товарами и услугами, до проблем с недобросовестными застройщиками, которые присваивают себе общедомовое имущество - помещения, в которых расположены общедомовые инженерные сети, и взимают плату за энергоресурсы, хотя они не являются их поставщиками.

 

Часто ли получается у граждан вернуть некачественный товар?

 

- Как следует из нашей практики, большинство потребителей после получения консультации в общественном объединении и предъявления претензии разрешают проблемы с некачественным товаром. Чем выше уровень знаний у потребителей по вопросам защиты их прав, тем выше вероятность решить спор в пользу потребителя.

 

 

Куда следует обращаться жителям при получении некачественных услуг/товаров?

 

- Прежде всего, к продавцу некачественного товара или некачественной услуги с грамотной претензией. В случае игнорирования законных требований потребитель вправе обратиться к профессиональному медиатору для разрешения спора; в Департамент по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей по Мангистауской области; с иском в суд; в ОО «МОО по ЗПП» для получения консультаций или других юридических услуг.

 

К нам обратилась жительница города. Она приобрела туфли в магазине, но после одного похода сломался каблук. Может ли она вернуть их в магазин?

 

 - Такое право предусмотрено действующим законодательством. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе воспользоваться статьей 15 закона «О защите прав потребителей». То есть соразмерное уменьшение покупной цены или безвозмездное устранение недостатков товара.

 

Эксперт отметила, что если продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, требования, указанные законодательстве в подпунктах 2, 4 и 5 могут быть предъявлены по выбору покупателя либо к продавцу, либо к изготовителю. Право на возмещение причиненных убытков остается за потребителем.

 

 

Можете ли дать несколько советов жителям города - как защитить себя в интернет-магазинах?

 

- Советы потребителям – знать свои права, овладевать действующими инструментами по защите прав потребителей, предоставленных законом, не мириться с нарушениями своих прав. Прощение  - это как разрешение обижать себя напрасно. Потребитель может защитить свои права, приобретая товары через инернет-магазины. При этом ему необходимо ознакомиться с Правилами электронной торговли, действующими в РК.

 

Никар Рафикова добавила, что при выборе товаров на интернет-площадках необходимо ознакомиться с условиями договора купли-продажи и возврата товара. Если такая информация отсутствует, лучше с таким поставщиком не строить отношения. Потребителям нужно понимать, что не все продавцы добросовестные. И, конечно же, не следует приобретать товары через социальные сети, которые в любой момент могут закрыться и оставить потребителя наедине с его проблемами.

 

Фото автора и zashitaprav.kz

Подписывайтесь на наш Telegram канал -
будьте в курсе всех новостей
Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 747 353 00 03
Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ:
нет комментариев
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или войдите в систему