Мангистаусцы отмечают Амал
14 Марта 2015 (09:29) | 10758 | Автор: Тимур Казиев
Казахстан, да и весь тюркский мир готовятся отметить праздник Наурыз. А мангистаусцы, тем временем, в отличие от других регионов республики, начнут праздновать наступление весны 14 марта. В этом особенность нашего региона. Именно в этот день древние казахи перебирались на летние пастбища плата Устюрт и по такому поводу устраивали праздничный той.А причиной тому «священная» девятка
Испокон веков повелось, что праздник Наурыз мангистаусцы отмечают два раза в год, и для жителей региона он наступает на восемь дней раньше. Археолог Андрей Астафьев даёт своё научное пояснение этой традиции. Он долго изучал историю нашего края и пришел к выводу, что праздник Амал имеет монгольские и тувинские корни. Согласно легендам рода адай, этот народ пришел на плато Устюрт и полуостров Мангистау с востока. Возможно, оттуда же принес с собой иную календарную систему отсчета. По монгольскому календарю, исчисление дней в нём ведется девятками, а начинается он с 22 декабря. Как известно, у тувинцев и монголов счёт времени вёлся девятками дней с девятичисловой кратностью, которые группировались в четыре температурных цикла, совпадающих с четырьмя сезонами солнечного года (весна-лето-осень-зима). Началонового года считалось от зимнего солнцестояния, после которого начинает увеличиваться продолжительность дня. Зимние холодные девять девятидневок, время "рождения" и "умирания" мороза, отсчитывались с 23 декабря по 14 марта. С 14 марта наступала весна – время "взросления" листьев и пения кукушки. Следом за началом весны на девятый день праздновалась дата весеннего равноденствия.
Этот факт календарного счета, скорее всего, имеет самое прямое отношение к срокам празднования Наурыза на Мангистау. Эта традиция могла «перекочевать» на Мангистау вместе с казахами-адаями в первой половине 18 века. «Смотрите, - говорит Андрей Астафьев, - если к 22 декабря прибавить девять девяток, то есть 81 день, то получается как раз 14 марта. В тувинском календаре это считается временем начала весны, распускания листьев и пения кукушки. И по этой причине появилась версия, и это не исключено, чт календарная традиция могла прийти сюда с Дальнего Востока».
Местный народ - адайцы чтят традиции предков. Мангистауский Наурыз отмечают вместе с друзьями и родственникам за щедрым дастарханом. Обязательные атрибуты – это напиток наурыз-коже, традиционное блюдо наурыздак и еще несколько угощений, которые готовят только на Мангистау.
По традиции, с давних времен казах должен проснуться очень рано, и за весь световой день ему следует обойти всех родственников и друзей, обязательно постучаться в 40 дверей. Считалось, что за одной из них непременно встретишь Кыдыр ата, который одарит счастьем в новом году.
Главным из обычаев и неповторимых особенностей в праздник Амал считается «корсу» или приветствие. Обряд рукопожатия, когда младшие идут в дом старших, приветствуя их за руки, и просят благословения у аксакалов. Считается, что чем раньше поздравят, тем больше счастья будет в новом году. При этом здороваются в Мангистау так же по-особенному. В день празднования принято прощать друг другу все обиды, одеваться в лучшие наряды, а родным и близким дарить подарки. Затем все родственники и друзья собирались за праздничным дастарханом.
Амал вступает в права
В советское время о празднике Наурыз многие граждане имели смутное представление. А вот на полуострове Мангышлак люди поздравляли друг друга с Наурызом исключительно 14 марта. Одна из народных легенд гласит, что хан послал некоего мальчика поздравить адайцев с праздником, а он скакал слишком быстро и добрался до этих краев на две недели раньше. А по другой легенде, адайцы кочевали зимой (кыстау) по Мангышлаку и 14 марта начинали перебираться на джайляу (летние) пастбища Устюрта, в честь чего устраивали той. И что бы там ни было, традиции живут. В то время, пока весь Казахстан готовится к празднику, Мангистау уже гуляет, с 14 марта его жители поздравляют друг друга с наступлением Наурыза.
Пик всех праздневств,связанных с Амалом, в Мангистау проходит на горе Отпан, где зажигается традиционный огонь единства, точнее на территории историко-культурного комплекса Отпан тау (Мангистауский район). Гора Отпан тау является самой высокой на Мангистау и возвышается на 532 метра над уровнем моря. На вершине установлен37-метровый памятник Адаю - исторической личности и батыру, в честь которого в 2007 году был открыт историко-культурный комплекс «Отпан тау». И здесь же построены две стелы-минарета: справа и слева от монумента Адай ата – прародителя рода Адай. Они символизируют двух его сыновей Келимберды и Кудайке. Там же установлена статуя Великой волчицы - символу силы и свободы духа, опять-таки по легенде, именно она считается прародительницей всего тюркского народа. А рядом с ней имеется дерево желаний, увешанное ленточками.
Когда-то гора Отпан тау служила сигнальной башней. На её вершине зажигали огонь, предупреждая весь Мангистау о надвигающейся опасности. Сейчас его зажигают только на праздник Амал. Прошли столетия, а традиция сохранилась. Сейчас обряд зажжения огня – символа единства, как правило, проходит ночью накануне праздника. А в древние времена, как гласит предание, увидев сигнал, сюда со всех концов спешили батыры для того, чтобы дать отпор захватчикам, защитить и сохранить родную землю для потомков. В нынешнее время традиция носит в себе духовный смысл – отдать дань памяти предкам, ставивших выше своей жизни единство народа. В этом году в историко-культурном комплексе Отпан Тау будут праздновать Амал восьмой раз. Теперь сюда съезжаются не только жители Мангистау, но и соседних республик (России, Туркмении, Узбекистана).
Принимаем гостей
В этот праздничный день в казанах готовится традиционное праздничное блюдо наурыз-коже. Причём, готовкой его заняты исключительно мужчины. Мясо как один из основных ингредиентов блюда заготавливается заранее. Существует ряд рецептов, но технология одна и та же. Кукурузу, рис, другие крупы и даже картофель с луком всегда отваривают отдельно. Иной раз срок готовки наурыз-коже затягивается на три-четыре дня. Режут баранов и верблюдов, из мяса которых готовятся горячие блюда. Вся приготовленная еда, как правило, съедается.
На праздники ставят юрты, на мангистауской земле они тоже особенные как по конструкции, так и по убранству. Историки снова проводят параллели с Востоком. Например, именно оттуда пришел обычай ставить юрту выходом на юг. В адайских юртах ученые прочли даже скрытый математический код. Для поддержки шанырака здесь устанавливают только 108 уиков. А это священное число и для монголов, и всех буддистов.
Андрей Астафьев говорит: «Адайцы сохранили тканую ленту - ак баскур, которая делится на 12 зон по орнаменту, не похожему друг на друга. И появилась идея, что это календарь. Мы поделили 108 уиков на 12, и получилось, что бы вы думали? Девятка! Та самая, по которой и ведется счет дней в монгольском календаре. Таинственным числом у буддистов, производным от 9 и 12, является 108. Это же число считалось счастливым у монголов».
Кто же вы, адаи?
В настоящее время идёт процесс возрождения старых традиций и обычаев, народ узнаёт свою позабытую историю, приобщаясь к великому прошлому, и это не может не радовать. И всё же историков, археологов и краеведов волнуют вопросы родословной рода адай. Историческая наука придерживается мнения, что изначальной родиной тюркских племен, в том числе казахов, является территория Алтая и Монголии. Из чего следуют названия казахских родов и племен, уходящих корнями в язык тех местностей, откуда они произошли в давние времена. Андрей Астафьев в своих трудах убедительно говорит том, что «движение началось с востока» в сторону Устюрта и полуострова Мангистау. Астафьев изучив монголоалтайскую топонимику иутверждает, что предки современных адайцев перекочевали именно оттуда. Что касается жилища кочевников – юрты, то древние адайцы закодировали в её конструкции массу информации. В частности, надо отметить, что у тюрков имонголов юрта служила часами. Так, двери юрты были определённо направлены на часть света: у тюрских народов - на восток, а у монголов и тувинцев – на юг. Примечательно то, что адайцы устанавливают свою юрту дверью на юг и входят в нее по монгольской традиции с правой стороны, приподнимая войлок, прикрывающий вход. По проникающим через шанырак солнечным лучам кочевники определяли дневное время. Магия чисел, в которую верили древние адайцы, скорее всего является элементомстарейшего числового кода, где описывается мир, его устройство и сам человек. И, конечно же, интересно сходство родства адайцев и алтайцев. По мнению Андрея Астафьева, оно зашифровано в календарном исчислении, а значит, и в дате праздновании Амала – Наурыза.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена
отмена
Да что вы такое говорите. В Уральске и Атырау тоже, к вашему сведению, отмечают ″корсу″, младшие ходят к старшим и здороваются с ними обоими руками и просят их благословения
отмена
отмена
отмена