Обувь для обуви, или Нужны ли нам калоши?
4 Февраля 2019 (12:05) | 10952 | Автор: Наталья Шляховая
Почти каждый если не видел, то уж точно слышал про калоши. Им даже посвятили праздник, он отмечается сегодня, 4 февраля. Вспоминаются детские стихи на эту тему. О премии «Серебряная калоша», которую вручает радиостанция «Серебряный дождь» за самые сомнительные достижения в шоу-бизнесе, тоже многие знают. И выражение «сесть в калошу» знакомо всем.
Согласно словарю, это непромокаемые (обычно резиновые) накладки, надеваемые на обувь, некоторые виды используются как самостоятельная обувь (садовые, утеплённые, диэлектрические и т.д.). Калоши из тонкой резины носят с валенками. В прошлом они служили для защиты туфель и ботинок.
Сравнительное преимущество составляет ношение калош в поликлинику, в театр, в школу, так как нет необходимости, идя по улице, нести с собой пакет с обувью или цеплять на нее бахилы. А сам процесс переобувания состоит из простого снятия калош, что несомненно, удобнее и занимает меньше времени. Шел себе человек по снегу, по грязи или по лужам в обуви и в калошах, приходил домой, снимал калоши и дальше ступал по персидским коврам и мрамору или паркету, ничего не пачкая. Даже для дамской обуви на каблуках существовал свой вариант - боты. Калоши носили и на валенки, и как самостоятельную обувь. Особенно в деревнях.
Со временем у калош поменялся не только социальный статус, но и сама роль. Они уже не защищали обувь, а сами стали обувью. Привычке снимать калоши при входе в дом появилась альтернатива - тапочки. Приходит женщина в гости в красивом платье и на шпильках, а мужчина – в костюме, при галстуке и в стильных туфлях. Но на пороге обувь с них снимают и выдают тапочки. Праздничный наряд, дополненный тапками, выглядит, мягко говоря, нелепо. А если снять ботики или галоши и остаться в изящных туфлях – это совсем другое дело.
Важная миссия калош заключалась в защите от грязи. Поэтому обувь в былые времена оставалась чистой, ковры тоже, по паркету скользили женские и мужские туфли – сияющие и блестящие. А калоши стояли в прихожей, дожидаясь хозяев.
Как появились калоши? В 1803 году на них был выдан патент англичанину по фамилии Рэдли, который никак не мог вылечится от простуды, подхваченной им из-за вечной лондонской слякоти. От скуки он читал том «Галльской войны» Юлия Цезаря и узнал, что древние галлы для защиты от грязи носили специальные футляры для обуви - «gallicae». Именно это и послужило толчком к созданию галош. Первые образцы были очень неудобны, так как в жару резина прилипала к обуви, а в холод трескалась. Но все кардинально изменилось после открытия в 1839 году вулканизации каучука.
В 1859 году в Петербург прибыл немецкий предприниматель Фердининд Краузкопф, который продавал продукцию американских производителей галош в Гамбурге. Еще до него в России были попытки производить галоши, но они не увенчались особым успехом по той же причине – каучук еще не умели вулканизировать. В 1860 году Краузкопф открыл ТРАМ, или Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры. И дело пошло. Выпуск галош был бесперебойным вплоть до революции. Затем он прервался и возобновился только в 1921 году, когда фабрика «Треугольник», а следом за ней и московский «Большевик» приступили к работе.
Спрос был огромный, товар расходился мгновенно. На ниве рекламы трудились лучшие творческие силы страны - плакаты Маяковского и Родченко навеки остались в истории советского конструктивистского дизайна. Стремление всеми силами нарастить объемы производства часто вело к снижению качества продукции. Это грозило стране валютными потерями - галоши являлись статьей экспорта страны Советов. Марка "Треугольника" была хорошо известна за рубежом, но советские резиновые изделия уже не соответствовали западным требованиям. В августе 1930 года Совет торгпредства СССР в Германии, направляя завкому "Красного Треугольника" материалы по рекламациям, писал: "Мы дискредитируем в глазах иностранных покупателей свою продукцию, как если бы нашей задачей являлось не расширение, а сужение рынков сбыта для отечественных товаров".
Были приняты меры. Технологию усовершенствовали. На московском «Красном Богатыре» (R.I.P.) стали выпускать так называемые «генеральские» и «азиатские» галоши. «Генеральские» пользовались спросом у альпинистов и спелеологов всего мира. Их конструкция оставалась неизменной на протяжении чуть ли не 70 лет: внутри красная байка, снаружи резина, покрытая лаком. Лак был на основе животных жиров – китового и моржового. Собирались галоши вручную из 19 различных деталей. Для каждой детали была своя резиновая смесь, что обеспечивало жесткий задник со «шпорой» ( чтоб снимать галоши не пачкая рук), эластичный верх, износостойкую подметку и даже супинатор. «Азиатские» были другой модели: вместо байки - трикотажный чулок, деталей всего 5. Резина довольно толстая. Азиатскими их называли из-за того, что у них был более острый нос и они пользовались большим спросом в нашей Средней Азии. Можно было ходить и по камням, и по грязи, и по колючкам, и скорпион не прокусит. Но всему когда-нибудь приходит конец, так он пришел и к моде на галоши - 50-е годы прошлого века стали последним пиком популярности галош. Их выпускали и для мужчин, и для женщин, с ремешком вместо задника и гнездом для каблука. Но с появлением обуви на платформе, что «возвысило» нас над грязью, галоши стали уходить в прошлое....
Ушли, но, похоже, возвращаются, правда, в другой интерпретации. Разноцветные ботики с недавних пор украшают ноги модников. А стильно одетые дамочки не стесняются обувать резиновые сапожки – с молнией и на каблуке. Голенище в горошек, в клетку, леопардовой раскраски или с цветочными принтами. Внутри тёплая подкладка. А что: удобно и красиво. Это лучше, чем в дождливую погоду оборачивать кожаную обувь в целлофановые пакеты или просто шлёпать в ней по лужам - так никаких сапог и ботинок не напасёшься.
Поэтому в том, что существует своеобразный праздник галош, есть определённый смысл. Если хорошо подумать, то понимаешь, что вещь эта нужная и важная, хоть на первый взгляд и кажется сущей безделицей.
Частично использованы материалы сайта pikabu.ru,
фото avilando.ru
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена
отмена
отмена