Вопрос мангистаусцам: Печатать на клавиатуре или писать вручную?
23 Января 2019 (14:44) | 2953 | Автор: Наталья Шляховая
Какое счастье, что Небеса или Провидение надоумили человека переложить устную речь на определенные символы. В настоящее время умение пользоваться алфавитом и писать слова, а с помощью слов – все что угодно, начиная от простейших предложений и заканчивая огромными литературными произведениями и увесистыми научными трактатами, считается обыденным и в порядке вещей.
Сейчас мы штампуем электронные сообщения, но наши предки предпочитали эпистолярный стиль и рукописи - излагали речь прописными буквами. Как бы мы фиксировали свои мысли, не будь элементарной азбуки? Однако несколько тысячелетий назад ее, действительно, не было. И когда она появилась, первые люди, умеющие писать и читать, приравнивались к сверхчеловекам, а у иных народов – чуть ли не к божествам. Что там тысячелетия – в позапрошлом веке не все знали, что можно не только говорить, но и писать, а также читать написанное. А с тех пор, как знали, но не умели этого делать, еще и ста лет не прошло.
В самом деле, трудно понять, как прежде обходились без элементарных навыков письма. Мы привыкли пользоваться ими и не представляем жизни без этого простого, но такого необходимого приобретения человеческого разума. В этой связи мне вспомнился отрывок из книги, кажется, Г.А. Сарычева – одного из первых исследователей Алеутских островов. В ней географ рассказывает об изучении нравов и быта неизвестных тогда племен алеутов и эскимосов.
Расположились исследователи на стоянках, недалеко от зимовки местных туземцев. Однажды начальник экспедиции намерился передать своим товарищам из соседнего лагеря курагу, изюм и орехи. Сухофрукты требовались, чтобы избежать распространенной среди мореплавателей цинги – болезни, возникающей от скудного или однообразного рациона питания, бедного витаминами. «Послом» решено было назначить местного жителя, который, хорошо ориентируясь на заснеженных просторах острова, сможет быстро отыскать стоянку. Абориген взялся донести сумочку в целости и сохранности, но как истинное дитя природы, обладавшее тонким обонянием, учуял ароматный запах сладостей.
Поддавшись искушению, он переполовинил припасы, предназначенные для членов экспедиции. Нужно добавить, что к передаче была приложена записка – сколько фунтов того и другого находится в посылке, кто отправитель и кто доставил. Изюм и орехи были подъедены, а листок бумаги снова лег на свое место. Как будто никто и не прикасался к поклаже.
Придя на стоянку и отдав свою ношу, островитянин стал дожидаться похвалы за то, что так быстро и ловко преодолел несколько верст по ледяной пустыне. Однако белый человек вместо теплых слов благодарности, прочтя записку и бросив взгляд на содержимое мешка, нахмурил брови:
- Э, брат, да ты без спросу запустил лапу в припасы. Стыдно, я бы тебя и так угостил, но ты сам взял награду, притом, больше, чем полагается.
Алеут остолбенел от изумления – откуда тот узнал? Спустя минуту он понял – бумажка рассказала! Вот негодная! Ябеда, доносчица!
Через некоторое время опять подвернулась такая же оказия. На этот раз начальник лагеря взял с алеута слово доставить все честным и надлежащим образом. Туземец поклялся шкурой тюленя, что подобное воровство не повторится. Но, сам себе на уме, решил схитрить. Трудно устоять перед искушением. Поэтому он намерился съесть совсем немножко, а чтоб предательская записочка не подглядела, нужно ее спрятать. Так воришка и сделал: «сел на пенек и съел пирожок», а «свидетельницу преступления» зарыл в снег. Облизавшись и вытащив «сопровождающее письмо» из сугроба, посыльный прошел остаток пути и предстал перед адресатом как ни в чем не бывало. И снова дежавю: те же обвинения и выговор. Темный и неразвитый выходец северных широт так и не понял, каким образом маленький клочок бумаги сообщил о его проделках, да так тихо, что он ничего не услышал, как ни старался. Ясно одно – дело тут нечисто и без колдовства не обошлось, а белый человек – не иначе шаман или ясновидящий. Вот что значит полная безграмотность аборигена.
Поскольку дело в статье касается письменности, то нужно отметить, что разные алфавиты содержат разное количество букв и звуков. Например, кириллица, созданная христианскими проповедниками Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита, которой пользуются россияне, включает тридцать три буквы и отражает почти все звуки нашей речи. У арабов 28 букв, притом все согласные – гласных нет, и пишут они наоборот - справа налево. Чешская азбука насчитывает 42 буквы, притом латинских. У сербов и хорватов в ходу кириллический алфавит «вуковица» из 30-и символов наряду с латинским аналогом - «гаевицей».
В Китае крупнейший печатный словарь включает более 85-и тысяч иероглифов. Значительно уступают ему японские таблицы Юникода – «всего-то» 7 тысяч! На практике китайцы применяют примерно 5 тысяч знаков, японцы - 3 тысячи. Не очень хорошо образованный житель Поднебесной знает 4 500 иероглифов, а каждому выпускнику японской школы необходимо обязательное владение 1 945-ю символами. Как говорится, найдите десять отличий от нашей азбуки! Зато латиница, в последнее время получившая неоправданную популярность, имеет другую крайность, в частности английский язык, насчитывая всего двадцать шесть букв, которые не являются поодиночке эквивалентами всех звуков. Поэтому многие из них приходится объединять в дифтонги, чтобы выразить нужные гласные, а две или три согласных буквы означают порой лишь один звук при написании.
Следует отметить, что приведенные выше страны, как и многие другие, обладают давно сложившимся алфавитом. Но есть народы, которые не знали письменности и выражали события в наскальных рисунках или в лучшем случае пиктограммами. К примеру, ацтеки и другие племена индейцев Северной Америки не открыли для себя эту привилегию, поэтому не сохранили для потомков свою историю. Утрачены многие сведения - что случилось с древними народами; когда именно они ушли с насиженных мест и куда; почему, зная лунный и солнечный календари, не знали колеса. Ответы на эти вопросы скрыты завесой тайны, так как люди не умели писать и не оставили информации о себе.
А вот загадочный народ майя имел письменность, но настолько сложную, что долгое время она считалась утраченной – никто из светил научного мира языковедения не мог ее расшифровать. И лишь в середине прошлого века советский ученый Юрий Кнорозов сумел разгадать тайну за семью печатями.
За это он был награжден правительством Мексики орденом Золотого Орла и почитается в этой стране как святой. Благодаря его трудам, «мертвые» письмена заговорили, и для потомков это имело огромное значение, которые долгое время не знали почти ничего о своих корнях. Как видим, людям очень важно не отрываться от прошлой истории, а, наоборот - хоть тонкими нитями, но быть связанными с ней. И проводником в данном случае явились буквы, сложенные в слова.
Силу слова и по сей день трудно переоценить. Если бы человек не умел говорить, а тем более писать, то мало чем отличался бы от животного: одни инстинкты и никакой мысли. Любое общение происходит через слово – речевое, написанное или печатное. В век современных технологий почти никто уже не задумывается о важности передачи информации. Это раньше непросвещенный народ не мог понять – как при помощи простых крючков и палочек можно распространять ее на расстояние. Поэтому правильно, что в последнее время словесности воздают должное.
Хорошо, когда человек идет в ногу со временем и умеет печатать на клавиатуре – это быстро и удобно. Но ещё лучше, когда он не утратил навыки письма и может выводить прописные символы понятным почерком. Раньше это была целая наука и называлась «каллиграфия». В первом классе детей учили писать красиво и разборчиво по фрагментам букв в специальных тетрадях в косую полоску.
До появления шариковых и гелевых ручек пользовались перьями, вырабатывая определенный нажим и правильный наклон. Поэтому у многих представителей старшего поколения ровный и красивый почерк. Не зря по почерку можно определить характер и наклонности человека. А графологическая экспертиза способна выявить автора начертанных строк, ибо манера написания индивидуальна, как и отпечатки пальцев.
Ручное письмо помогает развивать не только пальцы, но и мышление, а также память. Одновременно заметно активизируется мозговой центр, который отвечает за формирование речи. Так что, обучая детей пользоваться клавиатурой, нельзя пренебрегать письмом от руки. Не только потому, что оно нужно для развивающегося мозга, но и потому, что это одна из немногих вещей, которая делает каждого человека уникальным, единственным в своем роде: в мире не существует двух человек с идентичным почерком.
Люди постарше отлично помнят, какие чудесные письма мы писали друг другу: тетрадный лист, испещрённый частыми строчками с обеих сторон, с милыми рисунками от руки.
А открытки и конверты! Это были своего рода произведения искусства – разрисованные и разукрашенные, на лицевой стороне - марки, а на обратной - поцелуйчики и трогательные надписи типа «жду ответа, как соловей лета», «лети с приветом, вернись с ответом», «люби меня, как я тебя» и т.д.
Сейчас дистанционное общение дошло до абсурда: пара сокращенных слов на своеобразном сленге, радостные эмоции заменяют скобками, приветствие – смайликом, настроение - символом. А зря. Чрезмерное упрощение чревато сужением кругозора и неразвитым мышлением. Язык – это очень важно. А правильное и грамотное его использование – прерогатива не только филологов, писателей, риторов, представителей СМИ, но и любого человека. Общаться не рублеными фразами, а полноценными развернутыми предложениями, понятными, четко сформулированными и ясно выражающими мысли, - весомое преимущество над теми невеждами, кто лишен этого умения. Знание в совершенстве своего родного языка, который сохранили и донесли до современников их пращуры посредством письма, необходимо каждому уважающему себя представителю человечества. Вывод однозначен: учитесь и старайтесь говорить ясно и лаконично, а писать - правильно. Не сводите усилия наших предков к обратному результату – постепенной утрате грамоты и неумению писать прописью.
Фото автора и google.kz
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему