«Скорая» для хрустальной туфельки. Сапожник в Мангистау – редкая, но необходимая профессия
19 Ноября 2018 (09:31) | 3339 | Автор: Наталья Шляховая
Купить сейчас обувь – не проблема. А вот как сохранить ее подольше в целости и невредимости – вот задача. Иногда это удается, если пара попалась добротная и относились мы к ней бережно. Но как жалко, когда на любимых туфельках или сапожках набойки отлетели, подметки стерлись, а мыски облезли. Тогда кладем пострадавшие башмачки в сумочку и направляемся к сапожному «доктору Айболиту», где их реанимируют и вернут в строй. И дорога эта знакома любому из нас.
В ноябре отмечается международный день сапожника, этому празднику и посвящен материал.
Хороший сапожник умеет делать новую обувь, а также чинить старую. И редко кто позволит себе ее выбросить, если всего лишь заедает замок или стерлась краска. Какой достаток не имел бы каждый из нас, такая роскошь непозволительна. Поэтому сапожники были, есть и будут.
В нашем городе пошив и ремонт обуви когда-то были поставлены на широкую ногу: имелись многочисленные ремонтные мастерские, а в Доме быта и в торговом центре «Достык» можно было сшить сапоги или ботинки по индивидуальному заказу. И изготавливали их, надо сказать, вполне прилично, притом за разумную цену. Теперь из разряда государственных услуг обувная отрасль перешла в частные руки. В Актау несколько таких оседлых ремесленников, и один из них – Вартан Нариманян.
Думаю, не нужно лишний раз напоминать, что армяне – отличные сапожники, равно как строители, часовщики и ювелиры. В этом году Вартан отмечает своеобразный юбилей – 25 лет, как он занимается сапожным делом. Совсем молодым парнем приехал сюда в гости к брату после армейской службы – из Карабаха попал служить на Ставрополье, это был самый последний призыв в советскую армию. Давно не видел родню, жившую в Казахстане, решил проведать, а остался навсегда. Брат как раз окончил Ереванский техникум легкой промышленности – туда его направил быткомбинат тогда еще города Шевченко. Обратно он вернулся дипломированным сапожным мастером. Но страна уже трещала по швам: все перевернулось с ног на голову. Брату по семейным обстоятельствам пришлось вернуться на родину, но перед этим все приобретенные навыки он передал Вартану. Так Вартан стал местным жителем, а гостеприимная казахская земля приняла новосела, как делала это уже не раз.
Говорят: пьет, как сапожник и ругается, как сапожник. В нашем случае такая аналогия совсем неуместна. Вартан Нариманян не дружит с алкоголем, не сквернословит и вообще на редкость скромный, спокойный и интеллигентный человек. Работу свою любит и вкладывает в нее душу. Рассказывает о ней охотно и с любовью. Говорит, что какую бы дорогую и качественную обувь сейчас не выпускали (а чаще - совсем некачественную), все равно время от времени она нуждается в ремонте. Никто не отнесет на свалку, к примеру, ботинки, купленные за сто тысяч, если всего лишь отлетела набойка или сломался супинатор. Поэтому работа для сапожных дел мастера есть всегда, особенно в межсезонье, когда зимнюю обувь убирают в шкаф, доставая туфли и босоножки, и наоборот – после лета вынимая с полок ботинки и сапоги.
Приходят чинить и башмаки для взрослых, и детскую обувь. Замок заедает, бегунок сломался, голенище болтается, ремешок оторвался, подметки износились, пряжка или кнопка потерялась – эти проблемы решит сапожник. Иногда к нему приносят «пострадавшие» сумки, барсетки и даже куртки.
Клиентура у Вартана постоянная: здесь и жители близлежащих домов, и из других микрорайонов, приезжают из поселков и даже из Жанаозена. А владелица одного пищевого предприятия живет на Кипре, но обувь предпочитает чинить у проверенного мастера. Однажды она отдала её в починку вместе с крупной суммой денег тамошним умельцам - киприотам, но результат ее совсем не устроил. Разочарованная в хвалёном европейском качестве женщина, приезжая в родной город, теперь прихватывает с собой и туфельки-сапожки-босононожки, нуждающиеся в ремонте.
Все подобные «китайские» премудрости требуют большого мастерства. Поэтому сходу такую профессию не освоишь – нужны теория, практика и наработанный опыт, а также материалы: кусочки кожи, резины и войлока, крепкие нитки, клей, краска. Не последнюю, если не главную роль в сапожном ремесле играют инструменты. Их множество и без них никак. Есть у Вартана свои профессиональные секреты. Например, замки он втачивает не на машинке, а вручную. Строчка получается ровная, крепкая, совсем не отличимая от машинной. За выручкой мастер не гонится и лишнего не берет - цена зависит от качества материала и сложности работы.
Вартан с сожалением вспоминает – сколько раньше в стране было обувных фабрик, какую прочную обувь шили отечественные модельеры – не сравнить с нынешней китайской. В одной Армении насчитывалось несколько таких предприятий, самое знаменитое – фабрика «Масис». Кстати, в середине 80-х годов мне довелось побывать в ереванском магазине, торгующем местной обувью. Не успев войти в торговый зал, я просто остолбенела: многоярусные полки были уставлены модельными туфлями, босоножками, ботинками невероятной красоты на любой вкус, поражающими изяществом и широким спектром выбора. Такого разнообразия я до этого не видывала. Конечно, я купила себе приглянувшиеся туфли, мужу – модные в то время сапоги-казачки, а дочке – разрисованные босоножки с пищалками и мигалками, которыми она наповал сразила детвору в детском саду.
Как и в любой профессии, этой тоже учишься до конца жизни. Опыт, наработанный с годами, бесценен. И руки мастера, на совесть делающего свою работу, считаются золотыми. Человек на своем месте, любящий своё ремесло, – залог успеха в любом деле. Как говорится, хорошо когда пироги печет пирожник, а сапоги нам шьет сапожник. А не наоборот, как у баснописца Крылова.
Фото автора
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему