Азамат Сейталин: По частоте возникновения пожаров Мангистау находится на 11 месте в республике
1 Марта 2017 (11:42) | 2886 | Автор: Гульнара Аргын
Статистика неумолима: Солидная доля пожаров в Мангистау происходит в автомобилях. А если учесть, что железный конь сегодня есть почти у каждого третьего жителя области, то проблема весьма актуальна. Об этом в интервью корреспонденту Tumba.kz рассказывает главный специалист управления контрольной и профилактической деятельности в области пожарной безопасности, капитан гражданской защиты Азамат Сейталин.
- Азамат, каждую неделю мы получаем сводки о пожарах на автотранспорте, это что – наша беспечность или еще какие-то причины?
- За прошлый год в регионе произошло 89 пожаров на автотранспорте, это 36% от общего количества пожаров. Материальный ущерб от происшествий составил почти 16 миллионов тенге. Пожар в автомобиле – это, увы, не так безобидно, как хотелось бы. Такое ЧП может нанести серьёзный вред жизни и здоровью водителя и пассажиров, в случае если действовать непродуманно и тем более, если впасть в панику.
Чтобы избежать беды, нужно знать причины, которые могут привести к пожару и правила поведения, если такое все же случится.
- Скажите, только старые машины горят?
- В области 47% пожаров произошли на автотранспортных средствах, срок эксплуатации которых составляет от 15 до 25 лет, 10% - это старые авто, то есть эксплуатировавшиеся более 25 лет. Горят и более новые автомашины, так, 22% пожаров происходят в авто, срок эксплуатации которых составляет от 5 до 15 лет, и 20% возгораний произошли в машинах, эксплуатировавшихся меньше пяти лет. Так что горят любые машины. При этом в подавляющем большинстве объектами пожаров на автотранспорте являются легковые автомобили – 65 из 89 пожаров или 73% от общего количества. 23 раза горели грузовые автомобили и один пожар произошел в автобусе.
- Количество авто в области растет чуть ли не каждый месяц, наверное, это хлопоты не только для полиции, но и для вас?
- По информации Управления административной полиции ДВД в области на сегодня зарегистрировано 175 тысяч автотранспортных средств (далее - АТС). Исходя из общего количества АТС, наш регион занимает 13 место по республике или 4% от всех автомобилей по РК. По сведениям Комитета по ЧС МВД РК, в республике за 2016 год на автотранспорте произошло 2282 пожара (16% от всех пожаров), материальный ущерб составил 407 млн. 598 тыс.тенге. (12% от ущерба нанесенного от всех пожаров).
Начиная с 2010 года количество пожаров на транспорте как по республике, так и по Мангистауской области ежегодно увеличивается на 2 %. Соответственно идет рост как материального ущерба от пожаров так и случаев травм и гибели людей. За последние шесть лет количество АТС возросло на 818 тысяч, по Мангистауской области количество автомобилей за это время выросло на 55 тысяч единиц – со 122 до 175 тысяч.
В то же время по количеству пожаров на автотранспорте по частоте их возникновения Мангистауская область расположилась на 11 позиции среди областей городов Астана и Алматы.
К примеру, если в Мангистауской области один сгоревший автомобиль приходится на 1966 АТС, то в ЗКО одна сгоревшая машина на 1307 транспортных средств и в Кзылординской области одно авто на 1532 АТС.
При этом в указанных регионах в сравнении с Мангистау зарегистрировано намного меньше АТС.
- А какие основные причины пожаров на автотранспортных средствах?
- Здесь при громадном отрыве лидирует неисправность топливной и электрической систем (вытекание топлива, короткое замыкание, искрение и т.д.) это 86% или 77 пожаров. На причину неосторожного обращения с огнем (к примеру, подогрев двигателя паяльной лампой, курение, кошма и т.д.) приходится четыре пожара или (4%), восемь (9%) пожаров произошло в результате поджога автотранспортных средств.
Вместе с тем, по типу использования смешанного вида топлива Мангистауская область занимает 1 место. Газ в качестве моторного топлива используется повсеместно. На сегодняшний день в республике зарегистрировано 118 тысяч газобаллонных (на сниженном и сжатом газе) автомобилей и их количество продолжает расти.
В целом проведенный анализ показал, что 86 % пожаров в 2016 году произошло на автотранспорте с газобаллонными установками.
При этом возникновению пожаров способствовали различные факты в числе которых: не герметичность газовой топливной системы, нарушение техники безопасности при эксплуатации и ремонте газобаллонного оборудования, неисправности газового редуктора. В этом списке также утечка газа, неисправность бензинового клапана, негерметичность, вызванная механическими повреждениями при переключении с газового топлива на бензин или с бензина на газ, пуск двигателя при отрицательных температурах.
- При переключении авто с бензина на газ также происходит короткое замыкание?
- Такой случай был примерно месяц назад. Возле газозаправочной станции «КазМунайГаз» в Актау произошло возгорание автомобиля марки Hyundai Sonata 2007 года выпуска. При детальном изучении обстоятельств пожара установлено, что в тот день владелец авто на одном из СТО провел установку газобаллонной аппаратуры, после чего направился в ближайшую газозаправочную станцию для заправки автомобиля газом. После заправки и переключения автомобиля с бензина на газ произошло короткое замыкание электропроводов в топливной системе с последующим возгоранием автомобиля.
Уже на следующий день в Жанаозене на станции технического осмотра, расположенной на территории одного из производственных участков, по аналогичной причине сгорел автомобиль марки Opel Vectra 1993 г.в.
При детальном изучении обстоятельств установлено, что в этот день работником СТО производилась замена редуктора газобаллонного устройства. В результате произошла утечка газа от редуктора с последующим возгоранием автомобиля.
- Пресловутый человеческий фактор?
- Совершенно верно. Углубленный анализ пожаров показал, что в большинстве случаев первопричиной возникновения негерметичности газового оборудования явился человеческий фактор. В большинстве случаев владельцы газобаллонных автомобилей самостоятельно производят ремонт газового оборудования, не проверив герметичность узлов и агрегатов. Эти факты обусловлены самовольным внесением изменений в систему газового оборудования. Зачастую газобаллонное оборудование долгое время эксплуатируют без какой-либо профилактики даже тогда, когда в автомобиле ощущается запах газа.
- Объясните новоиспеченным водителям, почему чаще горит в моторном отсеке?
- Практически 90 % соединений топливопровода газового оборудования (резьбовые соединения и резиновые трубки, закрепленные хомутами), а также его элементы (газовый редуктор, электромагнитные газовый и бензиновый клапаны, проставка карбюратора, тройник-дозатор и др.) находятся в подкапотном пространстве. При этом утечка газа, как правило, наблюдается в местах соединений топливопровода. Этим объясняется тот факт, что именно моторный отсек является наиболее пожароопасным местом газобаллонного автомобиля(табл. 3): именно здесь возникает около 71 % пожаров. Так, возгорание в моторном отсеке за год произошло в 37 легковых и 18 грузовых машинах. С кабины начался пожар в 14 АТС, в том числе в автобусе. В четырех случаях пожар случился в багажнике и кузове авто и столько же возгораний началось снаружи авто.
- Интересно, автомобили чаще горели на ходу или когда «мирно» стояли в гаражах?
- Статистика пожаров показывает, что более половины пожаров на газобаллонных автомобилях возникает во время их движения (46 фактов). Значительна и доля пожаров при пуске двигателя (24 факта). В остальное же время вероятность пожара относительно не велика. Так, во время стоянки загорелись три машины, во время ремонта – две, еще три машины сгорели, находясь в гараже.
- А в какое время года чаще всего горят машины?
- Да, частота возникновения пожаров существенно зависит от времени года: на зимний период приходится 33 %, лето и осень - 25 и 23, на весну - 19 %. Просто при отрицательных температурах соединения и детали газобаллонного оборудования наиболее подвержены повреждениям, которые являются причинами утечки газового топлива.
Однако есть и вторая причина: при отрицательных температурах пуск двигателя производится на бензине, а значит, постоянно возникает необходимость в переключении с одного вида топлива на другой.
В тоже время определить в точной форме возникновение пожара в подкапотном пространстве по причинам утечки и воспламенения в местах соединения топливной системы практически не возможно. В результате в статистической отчетности причиной пожара указывается короткое замыкание электропроводки автотранспортных средств.
Необходимо отметить, что подвижной автотранспорт неподконтролен органам гражданской защиты.
- Каким образом тогда контролируется техсостояние автотранспорта?
- Техническое состояние автомобиля контролируется в процессе обязательного технического осмотра транспортного средства. Однако, в ходе осмотра не осуществляется проверка состояния электрооборудования автомобиля и его топливной системы (в ходе осмотра осуществляется проверка тормозного и рулевого управления, обзорность, видимость, состояние колес, шин, подвески, шасси, ремней безопасности, наличие средств пожаротушения, знака аварийной остановки, аптечки, в также факторов связанных с воздействием на окружающую среду).
- Какие можно дать рекомендации владельцам авто, работающих на газобаллонном оборудовании?
- После длительной стоянке пуск двигателя следует проводить при открытых дверях салона автомобиля и капоте. В гараже перед включением электроприборов и пуском двигателя необходимо открыть ворота и проветрить помещение.
В процессе эксплуатации автомобиля следует постоянно контролировать утечку газа по запаху. При любом подозрении на утечку, а также не реже одного раза в неделю, необходимо проверять герметичность узлов и соединений газового оборудования у специалистов.
Не следует устанавливать газовое оборудование на свой автомобиль самостоятельно либо в неспециализированных станциях технического обслуживания, а также вносить изменения в существующее газобаллонное оборудование.
- Ну а если пожар все-таки произошел, какие первые действия?
- Прежде всего, необходимо немедленно сообщить об этом по телефону в противопожарную службу. Далее рекомендуется заглушить двигатель, открыть замок капота. Открыть крышки капота необходимо осуществлять медленно и осторожно в случае наличия пламени в подкапотном пространстве, быстрое открытие крышки может спровоцировать резкий приток воздуха и мгновенное развитие пожара. Рекомендуется также открывать крышку капота с защитой рук перчатками, во избежание получения ожога от нагретого металла.
При наличии возгорания в подкапотном пространстве, необходимо воспользоваться огнетушителем, которым укомплектован автомобиль.
По возможности, перед тушением пожара рекомендуется отключить клеммы от аккумулятора.
Не следует применять для тушения пожара в подкапотном пространстве воду, с целью исключения замыкания электропроводки, а также увеличения (растекания) поверхности горения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
- А если мягкая обшивка горит?
- В данном случае для локального тушения можно применять воду. При этом следует помнить, что если наполнителем сидений является материал, склонный к тлению (это можно определить по характеру возгорания, горения, тления), пламя следует сбить водой, либо накрыть плотной тканью. Если после ликвидации открытого горения водой погасить тление не удаётся, его можно ликвидировать только посредством вскрытия обшивки сиденья и механического удаления очага тления (тлеющего наполнителя).
Не стоит приближаться к автомобилю, если возгорание произошло в задней части автомобиля, в районе нахождения топливного бака. Избыток давления паровоздушной смеси может повлечь за собой разгерметизацию (взрыв) конструкции бака, сопровождающуюся взрывной волной и выбросом горящего бензина, что повлечёт реальную угрозу для жизни и здоровья находящихся рядом людей.
В случае, если авто горит в гараже или прочем закрытом помещении, то перед тушением рекомендуется выкатить его на открытое место. Это позволит избежать более крупного материального ущерба, а также сведёт к минимуму возможность образования взрывоопасной среды в замкнутом пространстве.
- Спасибо за беседу, как говорится – береженного бог бережет!
- Все верно, от несчастья на сто процентов не застрахуешься, а потому лучше быть готовым ко всяким ситуациям, чтобы из любой из них выйти с минимальным ущербом. А это означает, что нужно четко понимать, что происходит, и быть готовым к правильному поведению в любом случае.
Фото автора и ДЧС
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему