Хронология трагедий на Каспийском море
13 Декабря 2015 (09:14) | 18459 | Автор: Евгений Дорошенко
Своенравный Каспий никогда не славился спокойным характером. Шторм, ветер. Для нас – жителей города у моря это достаточно привычное, но в то же время едва ли сколько-либо значимое погодное явление. Это где-то там за городом. Но для тех, чья жизнь и работа непосредственно связаны с выходом на просторы Каспийского моря – это каждодневная борьба человека и природы. Каждый удачный рейс из одного порта в другой, установка очередной буровой платформы – это те мгновения, когда человек по праву может называть себя победителем. Но, иногда силы природы превосходят человеческие.
10 ноября 2000 года
Недалеко от иранского порта Энзели затонуло российское грузовое судно «Елена».
Судно водоизмещением в 2900 тонн осуществляло перевозки грузов из иранского порта Энзели в российские порты на Каспийском море.
В тот роковой день на борту судна находилось 14 членов экипажа. На море стояла штормовая погода. Высота волн достигала 3,5 метров. Во время движения судна крупногабаритный груз на его борту перевернулся и пробил корпус. В результате грузовое судно начало быстро заполняться водой. Судно дало крен и пошло ко дну.
К счастью никто из членов экипажа не пострадал. Терпящие бедствие моряки были спасены подоспевшими к месту кораблекрушения российскими судами «Сормовский-34» и «Нефтерудовоз-23», которые стояли на рейде в порту Энзели.
22 октября 2002 года
В этот день в Каспийском море затонул паром «Меркурий-2», выполнявший регулярный рейс из Актау в порт приписки Баку (Азербайджан).
При выходе из порта Актау на судне водоизмещением в 8800 тонн находилось 46 членов экипажа, 8 пассажиров и 16 цистерн с нефтью. И хотя метеосводка не предвещала серьезных проблем, на море все же немного штормило.
Через пару часов после выхода в открытое море налетел ураганный ветер, скорость которого составляла 27 метров в секунду. При этом высота волн достигала 6,5 метров.
Из-за штормового ветра капитану парома пришлось резко изменить курс, чтобы избежать столкновения с буровой вышкой, на которую сносило судно.
Смена курса и огромные волны стали причиной образования большого крена, в результате которого судно перевернулось на бок. В то же время в результате удара волны сорвались со своих креплений цистерны с нефтью. Сместившись в сторону крена эти цистерны окончательно «уложили» судно на воду. Спустя 15 минут паром «Меркурий-2» затонул.
Через несколько часов на помощь терпящим бедствие подошли суда, обслуживающие расположенную в 20 километрах от места трагедии буровую платформу «Деде-Горгуд». В результате этого кораблекрушения официально погибшими были признаны 44 человека.
13 октября 2010 года
В этот день потерпел кораблекрушение танкер «Григорий Бугров». Находясь в 100 километрах от порта Махачкала (Россия) судно с грузом в 6000 тонн мазута столкнулось с неизвестным подводным объектом. Был поврежден правый борт танкера. За короткое время были затоплены ряд внутренних отсеков судна и машинное отделение. Потеряв ход, судно получило крен почти в 30 градусов. В результате этого инцидента танкер сел кормой на грунт. Был дан сигнал о бедствии, на который откликнулись 19 судов. Экипаж судна, состоящий из 14 человек, был спасен сухогрузом «Амур-2515».
Для того, чтобы избежать возможной экологической катастрофы, был сформирован оперативный штаб для ликвидации последствий данного аварийного случая. Благодаря профессиональным действиям «Северо-Каспийского управления аварийно-спасательных и подводно-технических работ» с привлечением сил и узкоспециализированных средств по откачке остывающего мазута сторонних организаций большая часть мазута была перекачана на танкер «Капитан Пермяков». Водолазами были заделаны пробоины танкера. Крен судна был устранен. В итоге танкер «Григорий Бугров» был отбуксирован в Астрахань.
4 декабря 2015 года
В этот день произошел пожар на нефтяной платформе №10 на азербайджанском нефтяном месторождении «Гюнешли», расположенном в Каспийском море.
В очередной раз причиной трагедии стала царящая на Каспии непогода. Из-за сильного штормового ветра был поврежден работающий под высоким давлением газопровод. На нефтяной платформе начался сильный пожар. В этот момент на ней находилось 63 рабочих.
Началась эвакуация экипажа. 60 человек разместились в двух спасательных шлюпках. 3 человека осталось на платформе.
Сильный ветер и волны высотой в 9-10 метров не позволили подойти к платформе находящимся неподалеку спасательным судам.
Вскоре в результате очередного порыва ветра одна из шлюпок сорвалась и упала в море. Из воды удалось спасти троих человек.
В ходе двухдневной спасательной операции было спасено 32 человека. Свои соболезнования Азербайджану выразили лидеры многих стран мира.
Итоги
А какие собственно итоги можно подводить? Выше приведенные примеры – это горькая констатация того, что как бы не было велико судно или буровая платформа, насколько технически не были бы оснащены спасательные службы, суровый нрав Каспия еще долгое время будет диктовать человеку свои правила.
Каждая отдельная трагедия на Каспии, как и ее последствия, это стечение огромного количества обстоятельств, полностью просчитать которые невозможно.
Человеку только и остается, что продолжить изучать природу и характер погодных явлений на Каспии, рельеф его морского дна. И уже на основании этих данных изобретать новые способы предупреждения и ликвидации последствий трагических случаев на воде.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Мы, на РМС ″Комсомольский″, следовали из Баку в Актау, попали в это страшный шторм, и последние, кто видел ″Геокчай″ при расхождении.
Спешили, хотели встретить новый год дома.
отмена
отмена
отмена
отмена
отмена