Первая телефонистка Актау
22 Сентября 2015 (09:46) | 5804 | Автор: Тимур Казиев
Актау исполнилось 52 года с момента его основания. Прошедшие годы были годами первопроходцев, славных трудовых свершений и подвигов, как бы высокопарно это не звучало сейчас. К оставшемуся небольшому числу этих самоотверженных людей можно с полной уверенностью отнести и первую телефонистку города – Прасковью Васильевну Вахромееву, которой сейчас 84 года.
Прасковья Васильевна сейчас проживает в 7 микрорайоне нашего города. Несмотря на свой преклонный возраст, она встретила нас бодро и радушно. Особый задор и бодрость духа, присущие мангышлакским первостроителям, остались при ней, и эти качества особенно приятны и притягательны. К нашей встрече она подготовила ряд старых пожелтевших фотографий из семейного альбома, повествующих об истории рождения Актау. Конечно же, в первую очередь нас интересовала судьба человека, стоявшего у истоков сферы телекоммуникаций города, поэтому мы попросили рассказать её о том, как она оказалась в столь суровом и необжитом краю в конце далёких 50-х годов прошлого столетия.
Годы работы дают о себе знать нарушением слуха. Сама Прасковья Васильевна родом со Ставрополья, из когда-то всесоюзной здравницы - города Минеральные Воды, а приехала она на Мангышлак в 1959 году. Привёз её сюда вместе с годовалой дочерью Людочкой родной брат, служивший тут в армии. Малышке предстояло вместе с мамой пережить все тяготы жизни на новом месте. Мягкий курортный климат Северного Кавказа остался где-то далеко. Приехав в здешние края, в абсолютно голую степь, брат вместе с сослуживцами выкопал для сестры землянку. Для многих переселенцев это было временным жилищем. Она вспоминает, что её землянка располагалась в районе бывшего кинотеатра «Дружба», это территория нынешнего 1 микрорайона. Питьевой воды, естественно, не было, её привозили водовозами из источников за поселком Ералиево. Потом её сливали в огромную ёмкость, стоявшую неподалёку. Других благ цивилизации не было в помине, трудностей тогда хватало. Погода тоже не баловала, часто мели песчаные бураны, дули сильные ветры.
Прасковье Васильевне было тогда 28 лет, она имела профессию телефонистки. Здесь её профессия пригодилась. Место работы располагалось в районе «пятачка», в нынешнем 3-м микрорайоне. Здесь же открылись первые магазин, кинотеатр, конторы геологоразведочных организаций. В этом «центре цивилизации» ставили и новогоднюю ёлку. Сидевшая рядом дочь Людмила, сама уже бабушка, вспоминала вместе с матерью своё детство, в том числе и новогодние ёлки. Людмила вкратце упомянула о детских впечатлениях, когда встречали на знаменитом «пятачке» самолёты, привозившие сюда саженцы различных деревьев и кустарников. Много саженцев доставили самолётами из узбекского Ургенча. Кстати, захиревший на глазах горожан городской парк «Акбота» первоначально состоял из деревьев, привезённых воздушным путем. И те деревья, что растут вдоль дороги между третьим и первым микрорайонами и внутри этих жилых массивов, родом из Узбекистана.
- Тогда там, на «пятачке» был брусчатый дом, - продолжает свой рассказ моя собеседница, - длинный деревянный дом - «475 ящик», это название нашего управления, точнее строительной организации, где располагался наш коммутатор на 75 номеров. Вот там мы и работали. Здесь же по соседству расположилась медсанчасть и детская консультация. Я жила в землянке до 1963 года, после чего нас переселили в брусчатые дома. Вы знаете, как не хотелось нам уходить из этих землянок! Все буквально плакали. Мы ведь настолько были дружными! Помню, все собирались за нашим п-образным столом. У кого гитара, а у кого гармошка. И пели, плясали, веселились вместе. Атмосфера царила тёплая и дружелюбная. Часто оставляла маленькую дочку в этой землянке, и уходила на работу, а у самой душа болела. Когда мы переехали в новое жилище, наши двери никогда толком не закрывались. Раньше всё было гораздо проще - люди доверяли другу. Это сейчас понаставили кругом решётки.
Нарушителями же спокойствия жителей строившегося города были ядовитые насекомые и степные гадюки. Вот чего люди больше всего опасались. Они массами заходили в жилище, многие пострадали от укусов рептилий. Да и на морском побережье можно было часто встретить их. Это и понятно, земля прежде была обиталищем здешней фауны. А тут появляются какие-то двуногие и вторглись в их размеренную веками и устроенную жизнь. Но постепенно насекомые и змеи стали мигрировать за пределы города. Зато других видов фауны, более полезной и вкусной, тоже было навалом. Это о рыбе частиковых и осетровых пород. Много было раков на побережье. На досуге всё отлавливалась, варилось и съедалось новоиспечёнными горожанами. Супруг моей собеседницы, Алексей Григорьевич Вахромеев, работал старпомом на танкере «Темир» и часто приносил домой осетрину и чёрную икру. У жителей города чёрная икра была повседневной едой. Так что ностальгия по ней вполне объяснимая.
Первые каменные галерейные дома в городе возвели чуть позже, в начале 60-х годов за магазином «Каспий». Пожилая женщина вспоминает, что город строили в основном заключённые. Их свозили в большом количестве, как и солдаты из стройбатов. Места стройплощадок огораживали проволокой, охраняли их автоматчики.
Снабжение города было московским, таким оно и оставалось до распада Союза. По тем временам в этих продовольственных и бакалейных магазинах продавался довольно солидный ассортимент товаров. Жителей уникального города Министерство среднего машиностроения в этом плане никогда не обижало. Люди ковали ядерный щит союзной державы, поэтому полуголодными в степи никого не заставляли работать. Не ущемляли и в заработной плате: людям, работавшим на Мангышлаке, к основной зарплате шла 60-процентная надбавка от оклада и хорошие премиальные за работу в суровых климатических условиях.
У старожила остались яркие воспоминания о годах работы на телефонной станции, переехавшей из старого здания, то есть секретного «475 ящика», в новое помещение барачного типа. Она работала долгие годы в справочной службе, её позывной - «Справочный первый». Спустя некоторое время вместо первоначальных 75 номеров абонентов шевченковские телефонистки уже обслуживали станцию на 600 номеров. И с годами всё больше и больше. Вспомнила она имена с благодарностью руководителей телефонной станции - Александра Ногина, Александра Морозова, инженера Николая Ибатуллина. Позже телефонная станция вошла в состав ПГМК. С особой теплотой упомянула Прасковья Васильевна гендиректора ПГМК Рубена Григоряна, болевшего за город душой, решавшего многие вопросы касательно городского хозяйства, помогавшего многим рядовым труженикам. Её коллегами по работе долгие годы являлись телефонистки Людмила Жидко, Алла Беляева, Тамара Теминдарова, Татьяна Зайцева, Рая Арефьева. На заслуженный отдых Прасковья Вахромеева официально вышла 7 ноября 1980 года, когда ей исполнилось 50 лет. В последние годы была наставницей для молодых кадров. Она гордиться тем, что сопричастна к великой истории освоения края и рождению нового города. Пожелаем же ей крепкого здоровья и долгих лет жизни, как представительнице поколения покорителей степного края.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена
отмена
отмена
отмена
отмена
отмена
отмена
Я уже который год замечаю, что праздник города ощущается только в газетах и в их статьях про историю создания города, про первооткрывателей. Почему-то в праздничной программе эта тема обычно вообще не прослеживается. А ведь город у нас молодой и эти первые строители еще живы и слава Богу здоровы и их бы еще вполне можно было бы и приглашать на мероприятия. Даже на юбилей города кроме спектакля САНТа и выставки фотографий ничего как такого к дню города не имело отношения.
отмена
Присоединяемся к поздравлениям. Здоровья, долгих лет и хорошего настроения всем покорителям Мангышлака!
отмена
отмена