В Белоруссии вернулись к борьбе с «социальными иждивенцами»
7 Апреля 2015 (14:08) | 2420 | Автор: Редакция
В Белоруссии решили искоренить тунеядство. Соответствующий документ в начале апреля подписал президент республики Александр Лукашенко. Декрет №3, официально именуемый «О предупреждении социального иждивенчества», применяется к ситуациям, возникшим с 1 января 2015 года, то есть, по сути, вводится в действие задним числом. По замыслу белорусского руководства, данный правовой акт должен стимулировать граждан к трудовой деятельности. Кроме того, он обяжет исполнять конституционную норму, предусматривающую финансирование государственных расходов. «Лента.ру» попыталась разобраться с белорусским тунеядством.
Самое интересное, что действие декрета распространяется не только на граждан республики, но и на иностранцев, постоянно проживающих на территории Белоруссии, и даже на лиц без гражданства. Теперь каждый, кто трудился менее 183 календарных дней в году, обязан оплатить в государственную казну сбор, равный 20 базовым величинам, или 3,6 миллионам белорусских рублей. В пересчете на российские рубли это порядка 14,5 тысячи.
Сбор должен быть внесен в казну до 15 ноября каждого года и может уменьшиться на сумму уплаченных за истекший период налогов. Для лиц, попытавшихся полностью или частично уклониться от данной повинности, предусмотрено наказание в размере от 2 до 4 базовых величин или же административный арест с обязательным привлечением к выполнению общественно-полезных работ. Для стимулирования граждан самостоятельно платить сбор предусмотрены скидки в размере до 10 процентов.
В документе, подписанном главой государства, приведен исчерпывающий список тех категорий граждан, которые от данного сбора освобождены. Это недееспособные, инвалиды, лица моложе 18 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет, мужчины, достигшие возраста 60 лет, и ряд иных категорий. Те, кто заняты воспитанием ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, а также трех и более несовершеннолетних детей, под действие декрета не попадают, поскольку считаются участвующими в финансировании государственных расходов.
Возможность принятия такого правового акта рассматривалась в Белоруссии на протяжении последних нескольких лет. В конце 2014 года Александр Лукашенко поручил до 1 января принять меры к тому, «чтобы все работали, заставить всех работать». На государстве лежит ответственность за образование, здравоохранение, безопасность. Как отметил Лукашенко, если кто-то скажет, что для этого деньги не нужны, то страна сделает «несколько быстрых шагов к тому, что происходит на Украине».
Претворению планов в жизнь препятствовало отсутствие в законодательстве республики норм для борьбы с тунеядством. Но правовая основа все же была найдена. И не где-нибудь, а в самой Конституции, статья 56 которой обязывает граждан принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.
Официальные белорусские власти заявили, что декрет поможет обществу излечиться от потребительских настроений, напомнив, что каждый человек должен участвовать в создании социальных благ. Так, бывший премьер-министр страны Михаил Мясникович попытался «на пальцах» объяснить, для чего страна пытается вернуть нормы, отмененные еще в 1991 году с распадом Советского союза. «Иногда говорят, что муж хорошо зарабатывает и может позволить, чтобы его супруга не работала. Но в поликлинику, больницу идут вдвоем. И налогоплательщиком выступает один человек», — подчеркнул премьер.
Но есть и иное объяснение. В 2014 году рост ВВП Белоруссии составил лишь 1,6 процента, а в 2013-м был и того меньше — 1 процент. На фоне падения цен на нефть и девальвации российского рубля в текущем году экономисты предрекают рост экономики страны максимум в полпроцента. В таких условиях государство не может не беспокоить наличие в стране 400 тысяч неплательщиков налогов, которых глава Белоруссии называет не иначе как «бездельниками».
Белорусское общество весьма живо отреагировало на инициативу властей. И весьма скептически. Аналитики считают, что затраты на администрирование декрета могут превысить взысканные недоимки. Не стоит забывать, что значительное количество граждан страны работает за ее пределами. К тому же,по словам руководителя аналитического центра «Стратегия» Леонида Заико, «власть сама себя высекла: ведь согласно официальной статистике в Белоруссии полная занятость».
А вот комментарий из сети: «Во всем прогнившем капиталистическом мире о неимущих и безработных заботятся, выплачивая им пособия, размера которых хватает на нормальную еду, одежду, да еще и останется на ништяки. У немцев, например, решили помогать безработным пособием от 700 евро, белорусы же поняли их системную ошибку — надо не платить тем, кто по тем или иным причинам не работает, а ввести налог для безработных».
Налог на тунеядство не первая за последнее время попытка властей Белоруссии пополнить госказну. С этого года в стране на 1 процент повысили подоходный налог — до 13 процентов. Кроме того, до 15 лет увеличен срок минимального трудового стажа, ранее составлявший 10 лет. Власти не исключают также повышения пенсионного возраста. Но все это, по заявлениям Лукашенко, если и окажет положительное влияние на количество трудовых ресурсов, то только в отдаленной перспективе. А сейчас «необходимо решать проблемы эффективной трудовой занятости, не откладывая в долгий ящик».
Эффект от декрета белорусы смогли ощутить еще до того, как он вступил в силу. По крайней мере, так рапортуют местные чиновники. В интервью агентству «Белта» председатель Полоцкого райисполкома Петр Петкевич отметил: «В обществе широко обсуждались проблемы иждивенчества еще в период, когда шла подготовка документа. И уже на этом этапе произошел сдвиг. Люди, которые по тем или иным причинам не работали, посчитали, что ожидаемые меры коснутся их, и, не дожидаясь решения, занялись поиском работы. И уже сейчас в нашем районе количество вакансий намного меньше, чем количество желающих получить работу».
Конечно, принимая декрет, Александр Лукашенко не изобретал велосипед, а лишь возвращался к советской практике, когда с тунеядством боролись на государственном уровне. Принятая в 1936 году Конституция СССР содержала статью 12, провозглашавшую принцип: «Кто не работает, тот не ест». В 1961 году соответствующая статья главного документа страны послужила основанием для принятия указа «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни».
Усиление борьбы вылилось в то, что соответствующую статью Уголовного кодекса стали применять не только к действительным тунеядцам, но и к инакомыслящим. В частности, в 1964 году за тунеядство к пяти годам принудительного труда в отдаленной местности был приговорен будущий лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский. Наиболее активная фаза борьбы с тунеядством в СССР пришлась на период правления Юрия Владимировича Андропова, занимавшего пост генерального секретаря ЦК КПСС с 1982 по 1984 год. Милиция устраивала настоящие облавы, выясняя, почему советский гражданин в рабочее время не находится на своем рабочем месте. Лишь в 1991 году уголовная ответственность за тунеядство была отменена. После распада Советского Союза бывшие союзные республики подобную норму в свое законодательство не вводили.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Правильно. На иммигрантах надо наживаться, а не платить за них и давать им квартиры, машины, дома, работу. Приехал в страну - будь добр доказывай свою нужность.
отмена
Хорошо сказано. Человек должен работать на благо общества, вне зависимости от статуса или дохода. Лукашенко может и спорный, но не может не вызвать уважения.
отмена
Не жирно до 7 с ребенком сидеть? Это здесь вынуждены сидеть, потому что садиков не хватает. В Беларуси нет такой проблемы. Можно в 3 года отдать в садик и идти работать.
Знакомая в Беларуси сидит начальником маркетингового отдела в крупном предприятии. Хорошая зарплата, работу любит. Сама себе купила квартиру в Минске и машину. Сама всего добилась. Она даже понять не может, как можно бросить работу ради типа семьи. У нее в окружении даже таких нет. Все женщины любят работать и хотят работать.
отмена
отмена
отмена