40 лет назад в СССР началась самая долгая полярная экспедиция. Как ее встретила Арктика?
7 Ноября 2022 (17:34) | 1163 | Автор: Редакция
40 лет назад, 6 ноября 1982 года, началась полярная экспедиция, организованная газетой «Советская Россия». Шестеро участников путешествия на собачьих упряжках прошли уникальный маршрут по Арктике длиной десять тысяч километров. От чукотского поселка Уэлен, самой восточной точки СССР, они добрались до Мурманска вдоль побережья Северного Ледовитого океана, совершив самый длительный переход в истории арктических путешествий. Историю знаменитой экспедиции вспомнила «Лента.ру».
Экспедицию газеты «Советская Россия», как было принято в Советском Союзе, решили посвятить 65-летию Октябрьской революции. Автор идеи экспедиции, житель закрытого города Свердловск-45 (ныне — Лесной) Сергей Соловьев вынашивал ее идею долгие десять лет. Интенсивная подготовка к походу продлилась два года.
В этой работе активно участвовал почетный полярник, руководитель экспедиции «Северный полюс-1», дважды Герой Советского Союза Иван Папанин. Он как глава оргкомитета поставил задачу: «Мы просто обязаны терпеливым, мужественным и хозяйским взглядом окинуть побережье — это ведь северный порог нашего дома».
У экспедиции была и другая важная цель: изучить, как в условиях долгого и мощного нервного и физического напряжения меняется состояние человеческого организма, как он адаптируется. Формат экспедиции — восемь месяцев (три из них — в условиях полярной ночи) и десять тысяч километров в Арктике — должен был стать для ее участников настоящей проверкой на прочность.
Отправиться в один из самых масштабных и трудных походов в советской истории освоения Арктики решились шестеро смельчаков: руководитель Сергей Соловьев и радист Владимир Карпов — жители закрытого города Свердловск-45 (ныне Лесной), корреспондент и кинооператор Юрий Борисихин, врач Владимир Рыбин, штурман Павел Смолин — все трое из Свердловска (ныне Екатеринбург), а также каюр (погонщик собачьей упряжки) Филипп Ардеев, житель Архангельской области.
Все они вошли в основной состав экспедиции. Кроме них подготовили и два вспомогательных отряда-дублера, каждый из которых включал три человека. На всем маршруте для дублеров устроили базовые лагеря — они появились в Уэлене, Чокурдахе, Хатанге, Амдерме и Мурманске. В них поддерживали радиосвязь с основным отрядом, а также обеспечивали его продовольствием и снаряжением.
«Выжить и выполнить задание»
Экспедиция газеты «Советская Россия» началась 6 ноября 1982 года — в канун 65-летия Октябрьской революции. Участники на собачьих упряжках стартовали из чукотского поселка Уэлен, самой восточной точки СССР.
В составе одного из отрядов-дублеров их сопровождал Геннадий Чеурин — позже он стал почетным полярником, членом Географического общества России. По словам Чеурина, для тех, кто отправился в сложнейший поход, была важна не только физическая, но и морально-волевая подготовка, осознание необходимости этой экспедиции.
Это был не турпоход — так больше месяца не выдержали бы. Мы были на работе и были обязаны принести с нее отчеты. Нашей задачей было не просто выжить. Просто выжить — не выдержали бы. Нужно было выполнить задание
В плане снаряжения участники экспедиции, казалось, были обеспечены очень хорошо: специально для них на комбинате «Электрохимприбор» даже изготовили титановые нарты. По словам Геннадия Чеурина, часть снаряжения путешественники позаимствовали у самого Дмитрия Шпаро — руководителя экспедиции, которая в 1979 году первой в мире достигла Северного полюса на лыжах. Но столь тщательная подготовка не помогла избежать невероятных трудностей.
На Северный полюс экспедиция [Шпаро — прим. «Ленты.ру»] ходила в полярный день, по крепкому насту, по 50-градусному морозу. А у нас на Чукотке была полярная ночь. Рядом — два замерзающих океана, пурга, снег по колено и влажный ветер. Все наоборот
«Мы отказались практически от всего»
Температура воздуха на маршруте вдоль побережья Северного Ледовитого океана достигала минус 50 градусов. Вместе с сильным ветром (до 25 метров в секунду), сбивающим с ног, это ощущалось как минус 72 градуса. Постоянно шел снег, а позже к этому набору добавилась еще и полярная ночь.
Двигаясь по Чукотке, в самом начале пути полярники были вынуждены по очереди топтать лыжню в снегу по пояс глубиной, собаки шли следом. Но снег все равно не выдерживал тяжело нагруженных нарт, они весили по 500-700 килограммов, даже собаки отказывались их тянуть. В итоге путешественникам приходилось вытаскивать провалившиеся в снег сани, поэтому экспедиция двигалась очень медленно.
Экспедиция за первый месяц прошла 200 километров из десяти с лишним тысяч запланированных. Начали отказываться от лишнего
Чтобы окончательно не выйти из графика, путешественники решили облегчить нарты и отказаться от всего лишнего. «Под нож» пошли палатки и спальные мешки, тяжелые примусы и канистры с топливом через некоторое время тоже оставили в одном из базовых лагерей.
Благодаря этому нарты стали легче, но путешественники остались без горячей еды. Теперь они, по примеру северных народов, стали питаться той же едой, что и их собаки: китовым и моржовым мясом, рыбой и нерпичьим жиром. К слову, собаки не выдержали весь путь, их меняли несколько раз за путешествие.
Мы отказались практически от всего. Оставили только двойную оленью одежду, на которой настоял Филипп Ардеев — ненец с острова Колгуев, единственный неуралец в экспедиции. Взяли одежду изначально как резервную — уважить Филиппа Никитича. А потом оказалось, что она единственная и пригодилась
На белье путешественники надевали длинную одежду из оленьего меха с капюшоном и варежками (малицу), а ближе к весне перешли на кухлянку — короткую куртку из оленьего меха. На ноги они надевали плотно облегающие брюки-сапоги из меха нерпы.
Эта одежда не просто защищала участников экспедиции от холода: они спали в ней прямо на снегу, отказавшись от палаток. Причем спали всего по четыре часа, чтобы не замерзнуть, а еще успеть лишний раз припорошить собак снегом для тепла. Кроме того, короткий сон экономил время и позволял вернуть экспедицию к запланированному графику.
«Мы превратились в смиренных учеников»
Благодаря избавлению от лишнего груза, экспедиция стала идти гораздо быстрее: если поначалу за день путешественники проходили всего по десять километров (антирекорд — 1,5-2 километра) в день, то потом, приноровившись, достигли норматива — 40 километров в день, а затем вышли на 80.
Сколько километров преодолевали за день? Иногда по полтора-два километра. А рекорд был 156 километров. Он был как раз, когда вышли на тот самый крепкий наст, когда шел полярный день. Много-много факторов связалось
На последнем этапе путешествия началось таяние снегов, и тогда участники экспедиции сменили нарты на специальные колесные тележки — их, как и титановые нарты, изготовили на комбинате «Электрохимприбор».
Впрочем, в условиях приполярной весны колесные тележки показали себя не лучшим образом: из-за большого веса и неповоротливости они то и дело вязли в топком грунте весенней тундры. Порой на выручку путешественникам приходили представители коренных народов Севера.
Когда коренные народы увидели, что мы перешли на их походный образ жизни, тогда они (…) начали помогать. После жесткой северной науки из надменных учителей мы превратились в смиренных учеников. И тогда северяне открыли перед нами душу
По воде участники экспедиции передвигались на надувных лодках, а Белое море пересекли на картографическом судне. Полярная экспедиция газеты «Советская Россия» завершилась в Мурманске 6 июля 1983 года.
«Вернуться домой с победой и с честью»
21 июля 1983 года тысячи жителей Свердловска вышли приветствовать вернувшихся домой участников экспедиции. Героические путешественники на собачьих упряжках проехали по проспекту Ленина — главной улице города.
Пару дней спустя участников экспедиции с почетом встретили на аэродроме закрытого города Свердловск-45: им организовали торжественные встречи с местными жителями в ДК «Современник» и на городском стадионе «Труд».
Любопытно, что во время экспедиции «заполярный» сигнал ее участника, радиста Владимира Карпова, поймали на коллективной радиостанции Уральского политехнического института (УПИ) в Свердловске
С этого момента местные радиолюбители постоянно поддерживали связь с маршрутной и базовыми группами путешественников. И еще долгое время после того, как экспедиция закончилась, в адрес радиостанции УПИ шли письма.
В 1984 году была издана книга об уникальном путешествии — «10 000 километров Полюса недоступности», она заняла первое место в конкурсе лучших книг для молодежи. Экспедиция газеты «Советская Россия» вошла в историю как благодаря протяженности своего маршрута (этот рекорд до сих пор не побит), так и из-за сурового сочетания природных факторов, неблагоприятных для человека.
Ее участники не просто выживали в Заполярье: они проводили медико-биологические исследования того, как меняется состояние человеческого организма в условиях длительного нервного и физического напряжения
Кроме того, велись геомагнитные измерения — составление карты геомагнитного поля и проверка стабильности радиосвязи в условиях Крайнего Севера. Данные, которые путешественники получили в 1982-1983 годах, до сих пор используют научные и медицинские работники, занимающиеся полярными исследованиями.
Необходимость исполнения задания — потому что мы были на работе — сделала экспедицию возможной. И необходимость вернуться домой — живыми, здоровыми, с победой и честью
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему