Древних людей и собак сдружила еда
на 26/04/2024

Древних людей и собак сдружила еда

11 Ноября 2016 (15:56) | 1364 | Автор: Vesti.ru

Международная группа учёных выяснила, что пища с человеческого стола сыграла решающую роль в процессе одомашнивания собак.

Ранее было установлено, что дружба людей и их четвероногих спутников завязалась от 18  до 30 тысяч лет назад в Европе. В ходе нового исследования генетики изучили ДНК из собачьих костей и зубов возрастом от 15 до 4 тысяч лет, найденных при раскопках археологических памятников Европы и Азии. Геномы собак сравнили с геномом их предков – волков.

Как оказалось, уже 7-8 тысяч лет назад пищеварительная система собак начала изменяться. Этот процесс был связан именно с проживанием рядом с человеком: собачий организм научился переваривать богатую углеводами пищу, в то время как волки остались полностью плотоядными (их пищеварительная система усваивает только богатое белками мясо).

Характерные изменения теперь "прописаны" в хромосомной перестройке, поясняют генетики. Ген Amy2B, отвечающий за работу поджелудочной железы (отвечает за расщепление крахмала на простые сахара), подвергся дупликации. Особенно много копий Amy2B встречается в геноме собак, живших 7 тысяч лет назад рядом с людьми, только что перешедшими от собирательства, охоты и рыболовства к возделыванию земель.

При этом по мере приближения к современной эпохе копий гена становилось всё больше. Тем временем геномы собак, живших рядом с охотниками и собирателями, мало чем отличаются от геномов древних волков. А значит, именно хлеб, а позднее и ставшие доступными сладости с человеческого стола сблизили людей и собак.

Авторы работы считают, что способность переваривать хлеб стала серьёзным эволюционным преимуществом, то есть выживали только те собаки, которые постоянно находились рядом с человеком и питались вместе с ним.

Полный текст исследования опубликован в издании Royal Society Open Science.

Кстати, ранее учёные предположили, что процесс одомашнивания собак мог проходить в два этапа. Кроме того, некоторые исследователи считают, что не человек одомашнил собаку, а собака – человека.