Как токсичные частицы со дна высохшего Арала обнаружили в Антарктиде и Гренландии
Курс валют в Актау
на 06/10/2024
 
424.86
428.61
 
514.3
519.05
 
5.83
6.01
Номер редакции: +7 775 350 54 52
Новостной отдел: +7 777 259 44 50
Рекламный отдел: +7 778 399 22 62
reklama@tumba.kz
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Воскресенье,
6 Октября, 19:15
Вход |Регистрация
Главное » Новости Мира

Как токсичные частицы со дна высохшего Арала обнаружили в Антарктиде и Гренландии

3 Октября 2024 (12:01) | 304 | Автор: Редакция

18 сентября в Астане под председательством Казахстана прошло Первое заседание Правления Международного Фонда спасения Арала. Для улучшения экологической обстановки в Приаралье разработано более 40 мероприятий. О Летней Аральской школе, которая уже шесть лет проходит для будущих экологических лидеров Центральной Азии, корреспондент редакции Vkurse.kz поговорил с ее организаторами и участниками.

Чем опасно пересохшее дно Аральского моря

Биржан Арыстанбекулы, участник Аральской летней школы-2024, рассказал, чем опасна сложившаяся экологическая обстановка.

Высохшее дно Аральского моря является распространителем различных токсичных веществ, таких как хлорорганические пестициды, тяжелые металлы, соли и другие агрохимикаты. 

«Хлорорганические пестициды, такие как ДДТ или дихлордифенил-трихлорэтан, широко использовались в середине XX века в качестве противоядия от насекомых вредителей. Им картофель защищался от колорадского жука, зерновые культуры защищались от зерновой моли или саранчи», — отметил Арыстанбекулы.

Участник Аральской школы пояснил, что впоследствии препарат был запрещен в нескольких странах из-за своей высокой химической стойкости и высокой биоаккумуляции.

«Хлорорганические пестициды, такие как ДДТ, являются огромной и серьезной угрозой для здоровья человека и вообще окружающей среды, потому что они обладают высокой стойкостью и токсичностью», — подчеркнул Арыстанбекулы.

Эти вещества могут сохраняться в почве и воде на протяжении десятилетий, что приводит к постепенному накапливанию в живых организмах. Последствиями этого накапливания для здоровья человека является повышенный риск онкологических заболеваний, злокачественных опухолей, нарушений эндокринной системы, нарушений репродуктивной функции и повреждений нервной системы. Именно в контексте Аральского региона распространение этих токсичных веществ усугубляет уже и так сложную экологическую ситуацию.

«Это мы, как участники Аральской летней школы, увидели своими глазами», — сказал Арыстанбекулы.

Именно пыльные бури с высохшего дна могут распространяться на очень длинные дистанции воздушным путем, что приводит к загрязнению почвы и водоемов прилегающих территорий. Это, в свою очередь, может привести к ухудшению состояния здоровья населения или к нарушению биоразнообразия, к деградации экосистем.

«В долгосрочной перспективе это может создать огромную угрозу для восстановления экосистемы Аральского моря и вообще устойчивого развития региона», — считает Арыстанбекулы. 

Кроме того, мелкодисперсные частицы со дна Аральского моря поднимаются в воздух и переносят различные токсичные вещества на очень большие расстояния, что делает их глобальной экологической угрозой.

«В рамках Аральской летней школы-2024 года нам на лекциях рассказывали о том, что эти частицы были обнаружены в Антарктиде и Гренландии, что говорит о широком географическом распространении и о стойкости этих загрязняющих веществ», — поделился Арыстанбекулы.

Опасностью этих частиц является то, что они могут накапливаться в экосистемах и пищевых цепях, что создает угрозу для полярных животных и морских организмов, что в конечном итоге приводит к ухудшению здоровья человека, так как они тесно связаны в пищевой цепи.

«По моему мнению, для защиты населения и природы этого региона необходимо усилить международное сотрудничество по мониторингу загрязнения и внедрить экологически чистые технологии, которые упоминаются в различных статьях и международных форумах», — считает Арыстанбекулы.

Также участник школы полагает, что необходимо предпринимать меры по защите наиболее уязвимых групп населения, а также проводить образовательные кампании для повышения осведомленности о рисках, связанных с этими загрязнениями. Это нужно делать не только для местного населения, но и для населения различных стран — например, стран Центральной Азии, «как это было в Аральской летней школе».

Цели Летней Аральской школы 

Виктория Крылова, координатор Аральской летней школы от Центра природных ресурсов и устойчивого развития при Казахстанско-Немецком университете, рассказала нашему корреспонденту о школе, которая в этом году проводилась уже в шестой раз.

«Самая главная цель — распространять знания, показать, что происходит в регионе, так как мы всегда сосредоточены на наших центрально-азиатских странах, в том числе на Афганистане. И, скажем так, эта проблема касается не только Казахстана и Узбекистана, но и вообще всех наших соседей», — отметила Крылова. 

Целевая аудитория школы — это молодые люди родом со всей Центральной Азии, будущие потенциальные экологические лидеры, которые будут принимать решения.

«Мы иногда отбираем представителей и академических кругов и экоактивистов для того, чтобы они потом и нетворкинги хорошие построили, распространили знания, и предложили какие-то решения для адаптации ко всему тому, что происходит», — пояснила координатор проекта. 

«Спикеры всегда с воодушевлением соглашаются участвовать, делиться. Потому что молодежь, которую мы привлекаем, очень активная, легкая на подъем, и она охотно распространяет информацию», — рассказала Крылова. 

Летняя Аральская школа, по словам координатора, — инициатива Казахстанско-Немецкого Университета и партнеров при поддержке Германии.

«Я думаю, что ее аналогов нет, потому что мы действительно объединяем участников из всех стран. Как бы порой нам ни было трудно. И, конечно же, это вызывает интерес и более-менее стабильную поддержку», — отметила Крылова.

Главные партнеры Летней Аральской школы — доноры проекта. Это МИД Германии, программа Green Central Asia, которая поддерживает школу на протяжение нескольких лет. Международный Фонд Спасения Арала (МФСА) оказывает большую поддержку непосредственно на месте.

«Из года в год к нам подключаются различные доноры, организации, которые с нами сотрудничают, помогают и освещают. В этом году мы даже привлекли профессора из Африки, из Нигерии, так как там расположено озеро Чад, которое повторяет судьбу Аральского моря. Впервые мы пригласили профессора из Нигерийского университета, чтобы он своими глазами посмотрел, что происходит здесь», — поделилась координатор.

DKU Center for Natural Resources and Sustainability
По словам Крыловой, тематика летней школы из года в год варьируется, но основным направлением остается оценка экологического состояния, социально-экономических факторов, биоразнообразия — «всего, что затрагивает проблемы региона в целом». 

«Это актуальные приоритеты сейчас, с нашими программами согласуется, и на большом счету у наших партнеров — и международных, и отечественных», — отметила координатор. 

В этом году к Летней школе подключили также направление туризма, поскольку на территории Приаралья открылся геопарк Арал.

«Территория непростая, специфическая. Ландшафты пустынные, хрупкие», — отметила Крылова. 

geoparkaral.kz

 Геопарк был создан, чтобы искать пути, как улучшить жизнь населения в регионе, как сохранить экосистемы. Открытию предшествовала большая работа.

«Все были вовлечены, подключены», — подчеркнула собеседница редакции.

В марте у парка появился официальный статус, имеется концепт, однако, согласно регламенту, в течение года еще будут отрабатываться маршруты. 

geoparkaral.kz

 

Как проходит школа

По словам Крыловой, обычно в плане программы Аральской школы две части. Одна часть городская. Она достаточно краткая, но очень насыщенная. Обычно длится два дня. 

«В ходе именно городской части мы приглашаем спикеров, ученых, руководителей международных проектов, представителей, ЮНЕСКО, Всемирного банка», — перечислила координатор школы. 

В этом регионе, как говорит Крылова, «мы стараемся проявлять активность — пригласить, показать, ознакомить. И самое главное, конечно же, - предоставить результаты». 

Координаторы собирают слушателей и участников, дают им определенную часть информации, готовят к полевой экспедиции.

Крылова рассказала, что организаторы стараются каждый раз сделать что-то интересное. Мероприятия всегда проходят с энтузиазмом, несмотря на то, что 10 дней приходится ездить по пустынным территориям, и условия не всегда простые.

«Это уникальный шанс», — подчеркнула координатор. 

Планы Летней Аральской школы на следующий год уже разрабатываются. Организаторы хотели бы расширить школу и проводить ее не только в пределах казахстанской территории, но и в Узбекистане. 

«Это, конечно, требует больших согласований. Но, тем не менее, рассматривать проблему региона следует комплексно», — подчеркнула Крылова.

Кто участвует 

В этом году в Летней школе приняли участие 18 молодых людей, примерно столько же, сколько и в прошлые годы. Участниками были студенты из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, впервые в их число вошла студентка из Монголии. 

«Это небольшие группы, но это наша очень хорошая, уже отработанная мощность, мы можем себе это позволить. И, конечно, мы стараемся соблюдать баланс, чтобы студенты были из разных стран. У нас примерный баланс по участницам и участникам, все они очень активны. Активные молодые люди из Афганистана и Туркменистана тоже подаются к нам и показывают очень хорошие кейсы. Это отрадно», — отметила координатор проекта.

Крылова рассказала, что участники из этих стран в меньшинстве, по понятным причинам, и всегда больше студентов родом из Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана.

«К сожалению, афганские студенты в этом году не смогли принять участие, как раньше. Это больше политический момент, есть определенные ограничения», — отметила Крылова. 

По словам координатора, осведомленность о ситуации с Аральским морем в странах партнеров разрастается, вовлекаются с помощью организаторов новые страны. 

«Мы вдохновлены этой активностью», — поделилась координатор.

Комфорт

Молодых людей перед началом школы уведомляют о том, что условия их пребывания в регионе закономерно будут предполагать «пониженную комфортность», и организаторам необходимо получить их согласие.

Но координаторы стараются обеспечить возможные удобства по-максимуму.

«Учеников привозят из разных стран. Мы продумываем их перелеты и переезды, чтобы было удобно и комфортно попасть сюда. Дальше, уже по Казахстану, какую-то часть пути мы едем поездом, обратно возвращаемся уже самолетами... И пока они нам не отпишутся и не скажут, что добрались до дома, мы, конечно же, нашу школу не завершаем, то есть логистика покрывается полностью», — рассказала Крылова.

Заботятся координаторы и об удобстве участников в течение самой школы.

«В этом году все было достаточно комфортно. Мы попробовали новый формат, потому что территория большая, переезды долгие, возможны песчаные бури. Но не пришлось ночевать в палатках», — отметила Крылова.

Все выезды были продуманы так, чтобы ночевать в комфортных условиях в гостинице, с душем и интернетом.

Передвигались между локациями участники на УАЗах с профессиональными водителями, хорошо знакомыми с территорией.

«Машины были адаптированы для таких дорог. Это был целый караван, который перемещался от точки к точке», — отметила координатор.

Представители Международного фонда спасения Арала сопровождали участников на местах и оказывали поддержку, проводили лекции. 

После завершения школы организаторы проводят опросы участников, получают обратную связь. 

«Никто не остался не накормленным, все в очень комфортных условиях были на этой Аральской школе», — подытожила Крылова.

Впечатления и итоги

Шернияз Курманбеков из Кыргызстана, победитель международной олимпиады SDG 2024 и участник Летней Аральской школы-2024, рассказал нашему корреспонденту о том, как он попал в школу, какие впечатления получил и какие идеи развивает для улучшения условий в регионе.

«У нас проходила Олимпиада ЦУР, LDG — ежегодная олимпиада по целям устойчивого развития. Я занял первое место на республиканском этапе, а после и на региональном. В награду мне подарили поездку в летнюю Аральскую школу», — рассказал Курманбеков.

По словам участника школы, координаторам требовались лишь документы от студентов, все остальное они оформляли самостоятельно.

«Участники ничего не делают, организаторы очень хорошо продумали логистику. Они сами просят паспорта, сами просят визы, все сами подготавливают», — отметил Курманбеков.

В его случае координаторы обеспечили переезд из Бишкека в Алматы на двух такси. 

«В Алматы у нас был отель, где мы два дня прожили — он находился буквально в 500 метрах от университета, мы в сопровождении куратора шли на лекции, потом, возвращаясь, прогуливались по ближайшим достопримечательностям. Поездка на поезде до Аральска — это отдельная атмосфера путешествия. Уже в Аральске мы ездили по осушенной части Аральского моря, где были полевые станции, на которых выращивали растения для того, чтобы озеленить бывшее Аральское море, и собирают исследовательский центр. Здесь мы передвигались на экспедиторских машинах. На дорогу мы тратили около двух-трех часов, потому что эти станции были очень далеко друг от друга, но и в целом поездки для нас были отдельным классным экспириенсом», — рассказал Курманбеков.

Затрат участники школы не несли.

«Личные деньги я не тратил. Все было оплачено. Я тратил только на свои собственные „хотелки“, — воду, орешки», — пояснил собеседник редакции.

Курманбеков поделился, что по итогам школы отметил расширение своей базы знаний. 

«Благодаря спикерам, интересным лекциям, подготовленному материалу с презентациями, я глубоко ознакомился с управлением водными ресурсами и дополнительно — с сохранением экосистем», — сказал он.

Поделился участник школы и деталями ее прохождения.

«Сначала мы приехали в Алматы, в здание DKU Казахстанско-немецкого университета. У нас было два дня сессии с ведущими экспертами, которые находятся в Алматы, были лекции, включая также онлайн-лекции. Потом — переезд в Аральск, где находится само Аральское море. Было очень много экскурсий, поездок по станциям. А на этапе возвращения мы по пути осматривали достопримечательности», — рассказал Курманбеков.

DKU Center for Natural Resources and Sustainability

 Больше всего студенту запомнилось несколько мероприятий, о которых он рассказал редакции подробней.

«У нас был „Культурный вечер“. Мы находились на берегу озера, образованного от реки Сырдарья — нас отвозили туда, чтобы мы посмотрели и искупались. После лекций участники из разных стран представляли свою страну: показывали игры, национальную одежду, знакомили со своей культурой. А перед окончанием школы мы готовили презентацию о том, чему научились здесь. Это помогало нам резюмировать все полученные знания, примерно составить план по реализации наших проектов», — пояснил Курманбеков.

Одним из итогов нахождения в Летней Аральской школе для нашего собеседника стал его собственный стартап.

«Цель моего проекта — сделать так, чтобы даже при условии пересыхания источников воды, например, озера или моря, у местного населения оставалась ниша для заработка. Мой проект касался обучения людей работе с тканями, кастомизации одежды при помощи искусственного интеллекта для того, чтобы искать уникальные дизайны и создавать текстильную продукцию. В моем проекте рассматривается комплекс бизнес-решений, которые можно адаптировать под любую среду, и конкретно посреди моря или озера, чтобы люди могли заниматься фермерством или шитьем», — пояснил Курманбеков.

Поддержка Казахстана и мира

Центр природных ресурсов и устойчивого развития в Казахстанско-Немецком университете, который организует Летнюю Аральскую школу, также занимается координацией других экологических проектов.

«Еще одна летняя школа проводится по тематике „Renewable Energy“, возобновляемым источникам энергии», — рассказала Крылова. 

У университета есть соответствующая магистратура, и студенты получают возможность в летний период посетить объекты, которые интересны для выработки альтернативных источников энергии. Они включают гидростанции, теплостанции, ветровые станции. Поездки сопровождаются лекционной частью. Эта школа также собирает большое количество участников из регионов.

«Также в этом году была летняя школа, связанная с водной безопасностью, но она только набирает обороты и пока не обладает многолетней историей. Мы сотрудничаем с Erasmus. И провели несколько мероприятий в рамках этого сотрудничества», — привела координатор еще один пример.

Центр природных ресурсов и устойчивого развития проводит олимпиады по регионам Казахстана и за его пределами. Победители олимпиад также получают возможность попасть в Аральскую летнюю школу вместе с теми участниками, которых выбрали на конкурсной основе.

«Это нам позволяет говорить о себе, говорить о важности изучения экологии, важности адаптации к изменениям климата, в которых мы уже все сейчас живем, щедро делиться знаниями», — подчеркнула Крылова.

Все мероприятия проходят в партнерстве с ведущими университетами других стран — например, Узбекистана (Ташкент), Таджикистана (Душанбе). Координаторы приглашают партнеров, оповещает профильные министерства, которые также делятся своей информацией, НПО и так далее.

«Волонтеры, экоактивисты тоже всегда с удовольствием приходят участвовать в наших мероприятиях», — заметила Крылова. 

По словам координатора, казахстанские государственные организации тоже принимают участие в мероприятиях. Среди них: КазГидромет, Барсакельмесский заповедник, Министерство сельского хозяйства, лесничества и другие.

«С акиматом Алматы у нас есть совместный проект по плану управления деревьями, инициированный акиматом и Всемирным банком. Мы там исполнители, но с привлечением международной экспертизы», — заключила Крылова.

Подписывайтесь на наш Telegram канал -
будьте в курсе всех новостей
Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ:
нет комментариев
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или войдите в систему