Рынок ГСМ: спокойствие достается высокой ценой
12 Декабря 2015 (17:01) | 1615 | Автор: Редакция
Казахстанская экономика постепенно оправляется от стресса последних месяцев. Курс национальной валюты по отношению к доллару и рублю колеблется незначительно по сравнению с предыдущими месяцами, а цены на ГСМ, несмотря на пессимистические прогнозы экспертов об удорожании горючего после увеличения ставок акцизов, демонстрируют стабильность. Но кто платит за такое спокойствие?
Напомним, в конце ноября правительство Казахстана на 133% повысило ставки акцизов на нефтепродукты для отечественных производителей. Если ранее за тонну бензина акциз взимался в размере 4,5 тыс. тенге, то теперь составляет 10,5 тыс. тенге. Для импортеров ставка осталась прежней. Рост акцизов оказался следствием принятого 4 сентября решения о прекращении госрегулирования цен на бензин марки АИ-92, следствием которого стало повышение цен на самую ходовую марку топлива со 108 до 125-130 тенге за литр. Причем сей шаг в министерстве национальной экономики РК объяснили следующим образом: «Необходимо учитывать, что в Казахстане существует два ценообразования на нефтепродукты. Внутреннее – производство около 2 млн тонн в год, и недостающее, импортируемое из России – 1 млн тонн в год. В целях стимулирования импорта из соседней страны и покрытия дефицита было решено прекратить госрегулирование цен на бензин марки АИ-92». А увеличение ставки акцизов на бензин, по мнению чиновников, должно «перекинуть» в государственную казну часть дополнительных доходов оптовиков, получаемых за счет отпуска в свободное плавание цен на горючее. Однако, учитывая нынешний мировой кризис, который усугубляется изо дня в день, и, к сожалению, также отражается на экономике Казахстана, говорить о сверхдоходах нефтяников как-то нелогично. Здесь больше похоже на скрытое лоббирование нашими чиновниками интересов поставщиков импортного топлива. Объясним, почему.
«Черное золото» за последние два года подешевело более чем на 60%. Если еще в 2013-м Brent торговался около отметки в $110 за баррель, то теперь едва ли держится около уровня в $40. А нефть, как известно, единственный источник дохода для недропользователей. Свой товар он может либо продать на экспорт, либо отправить на переработку по давальческой схеме. При отправке нефти за рубеж мало того, что нефтяникам приходится мириться с низкими ценами на энергоносители, так они вынуждены еще и платить завышенную, по оценкам экспертов, экспортную пошлину. Ставка ЭТП сегодня – $60 за тонну, и находится она на уровне успешного 2013 года. Вот и получается, что маржа с черного «золота», идущего на экспорт, минимальная.
Внутренний рынок также сложно назвать тихой гаванью. Нефтеперерабатывающие заводы осенью подняли тарифы на переработку. Услуги Атырауского НПЗ подорожали с 13,2 до 20,5 тыс. тенге за тонну, Павлодарского НХЗ – с 9,1 до 14,9 тыс. тенге. А тут еще и рост акцизов. Причем применение разных ставок к отечественному и импортному бензину создало неконкурентную среду и неблагоприятные условия для казахстанских производителей. Рынок перестал быть конкурентным со всеми вытекающими негативными последствиями для нефтяной отрасли страны. Еще до отмены госрегулирования цен на АИ-92 рост стоимости топливо власти всегда объясняли заботой о наших НПЗ. Ведь в случае если российское топливо будет поставляться в страну по низким ценам, сравнимым с себестоимостью производства нашего, нефтеперерабатывающие заводы не смогут поставить продукцию на рынок, произойдет затоваривание, в результате может встать производство.
«Сверхприбыль», о которой говорит министерство национальной экономике, равна всего 1%. Именно такой доход получают основные ресурсодержатели. Оставшиеся 99% – это себестоимость производства нефти, платы за переработку на НПЗ и налоги. Эксперты не раз заявляли об этом в СМИ. Налоговые нововведения привели к тому, что цена реализации нефти на внутренний рынок сегодня ниже их себестоимости. При этом с нефтяников продолжает взиматься налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), как и в предыдущие годы при высоких ценах на энергоносители. Причина фискального ужесточения видится довольно отчетливо. Так, повышение акцизов соответствует системным мерам экономической политики Казахстана о «восполнении 1% республиканского дефицита бюджета за счет внутренних резервов». Вот и получается, что весь гнет пополнения казны ложится на нефтяников. Такая ситуация понятна в благоприятных условиях, однако в условиях сырьевого кризиса нефтедобывающие страны стараются поддержать своих главных кормильцев или пытаются хотя бы не давить на них дополнительной нагрузкой. Не надо быть экономистом, чтобы понять, насколько сильно экономика Казахстана завязана на нефтедобывающем секторе. Чего стоит только многотысячная армия работников этой сферы. Придерживаясь принципов социальной ответственности, казахстанские компании не сокращают производство, но как долго они выдержат, если цены на нефть продолжат падать, а налоговая нагрузка – расти?
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему