По его словам, на будущий дефицит дизеля повлияет несколько факторов. Во-первых, повышенный спрос на топливо осенью – уборочная компания, конец сезона отпусков, ослабление карантина.
Во-вторых, серый экспорт нефтепродуктов из Казахстана. Дело в том, что дизель в соседних странах стоит несколько дороже. По данным портала Globalpetrolprices, средняя цена литра дизеля в Казахстане составляет 188,9 тенге, в России – 283,6 тенге, в Кыргызстане – 253,5 тенге, в ОАЭ – 283,6 тенге.
Раньше дефицит покрывали импортным топливом из России. Теперь сделать это гораздо сложнее – там дизель стоит дороже, никто не будет делать поставки себе в убыток.
«Правительством уже давно был введен запрет на вывоз нефтепродуктов железнодорожным и автомобильным транспортом в целях наполнения внутреннего рынка, но юридически поставить заслон вывозу ГСМ в частных авто и большегрузах невозможно, а такая огромная разница в цене привела к отлаженным схемам вывоза в приграничных регионах», – пишет эксперт на своей странице в Facebook.
Ситуация может быть осложнена плановым ремонтом Павлодарского нефтехимического завода. Но его могут перенести, что улучшит ситуацию в октябре 2021 года.
В беседе с редакцией Liter.kz Олжас Байдильдинов заявил, что некоторые АЗС уже искусственно создают ажиотаж.
«Казахстан полностью сам себя обеспечивает всеми нефтепродуктами. Но пиковый спрос и перетоки в другие страны ослабляют рынок», – добавил собеседник Liter.kz.
Напомним, что еще в декабре 2021 года Казахстан отказался от импортного дизеля. Исключение сделали лишь для зимнего и арктического топлива.
Ранее Олжас Байдильдинов заявил, что цены на дизель в Казахстане несколько ниже себестоимости. Поэтому стоимость этого топлива будет только расти.