Как изменились ожидания и требования казахстанцев при поиске работы
20 Января 2016 (14:00) | 1154 | Автор: Редакция
Фото: hr-portal.ru
Редакция Tengrinews.kz попыталась выяснить, какими условиями работы готовы поступиться потенциальные сотрудники.
Так, по словам сооснователя сервиса по подбору персонала HiPO.kz Муслима Джолдаспаева, в первую очередь сжатие рынка труда действует отрезвляюще на зарплатные ожидания. "И это сейчас реальность рынка с учетом продолжающейся девальвации тенге, так же как и то, что казахстанцы, работающие в корпоративном секторе, однозначно становятся менее притязательны к социальному и компенсационному пакету. Сейчас всем важно сохранить свое рабочее место. Многие компании в ближайшее время начнут оптимизировать свой штат и обычно у HR есть негласное правило - под оптимизацией зачастую подразумевается сокращение персонала на 30 процентов. И это правило действует в рамках различных "программ по повышению качества обслуживания", - поделился собеседник.
Директор Optimum Recruitment & Executive search Дина Абылхожина объясняет, что если говорить о специалисте отчаявшемся - тот, кто ищет работу уже не первый месяц, зачастую не имея при этом стабильного заработка - то он готов жертвовать как уровнем заработной платы, именем (качеством бренда) потенциального работодателя, так и статусом позиции.
Однако, устроившись на работу в компанию, которая по всем параметрам не соответствует изначальным ожиданиям и притязаниям кандидата, человек, несомненно, будет пребывать в поисках работы едва ли не с первого месяца трудоустройства, то есть мотивация сотрудника, который пожертвовал чем-то на этапе принятия предложения о работе, очень низкая, добавила Абылхожина.
"Если человек в начале пути, то есть только приступил к поиску работы, либо имеет стабильную работу, а на вакансии отзывается с целью понять, какова его ценность на рынке, возможно ли ему рассчитывать на более высокий оклад, - то жертвовать он ничем не готов. Его зарплатные ожидания на 30 процентов (а то и больше) выше текущей (или последней) заработной платы; он, в таких случаях, притязателен к содержанию соцпакета, к условиям труда и так далее", - пояснила эксперт.
Помимо того, Джолдаспаев подтверждает, что у каждой возрастной категории людей понимание условий труда разное. "Если молодые люди в первую очередь хотят интересной работы, конкурентной оплаты и карьерных возможностей, то для группы после 45 лет самое важное - это стабильность. Судя по резюме наших пользователей, можно сказать, что молодые люди меняют работодателя каждые 1,5 - 2 года, то есть они достаточно мобильны и хотят иметь различный опыт в разных компаниях, - отметил Джолдаспаев. - И увольнение для них не такая критичная точка, как для людей после 45 лет. Ведь последним, к сожалению, сложнее найти работу, идентичную той, которой они занимались. Молодые люди гибче, готовы учиться, перенимать опыт. И это самое важное в кризисное время".
В свою очередь, Абылхожина рассказывает, что некоторые кандидаты из тех, кому за 45 (если говорить, конкретно о случаях ее агентства), готовы пожертвовать уровнем зарплатных ожиданий и составляющих соцпакета, но они более притязательны в вопросах статуса позиции - им не хочется идти в рядовые специалисты - это непременно должна быть управленческая позиция, уверена эксперт.
"Их можно понять. Представьте себе: человек работал 25 лет, скорее всего, у него есть управленческий опыт и соответствующий, накопленный за годы профессиональной деятельности, багаж знаний. И вот приглашает его на интервью HR потенциального работодателя и предлагает должность рядового/старшего/ведущего специалиста с соответствующей уровню позиции зарплатой. Конечно, кандидат остро отреагирует и даже оскорбится и, скорее всего, откажет "нерадивому кадровику", - объясняет спикер.
Отвечая на вопрос, стали ли потенциальные сотрудники менее требовательными к условиям труда, нежели до кризиса, то, по мнению Джолдаспаева, безусловно кризис снижает ожидания. "Это новая реальность, которой еще не было в Казахстане. И однозначно, многие главы компаний говорят о том, что сотрудникам нужно изменить свой менталитет, не приходить на работу, чтобы сидеть и перекладывать бумажки с 9 утра до 6 вечера, а реально помогать бизнесу развиваться, быть проактивными, работать больше, а не создавать вид", - пояснил Джолдаспаев.
Более того, по его информации, работодатели фактически пересматривают "социальный договор", когда раньше они отвечали за развитие своих сотрудников, то теперь сотрудники должны отвечать за свое развитие самостоятельно и постоянно учиться, чтобы быть компетентными.
Подобного мнения придерживается и Абылхожина, которая рассказала, что если раньше кандидат мог отказать работодателю, например, по причине дальнего расположения офиса, отсутствия бонусной части или по причине недостаточно комфортабельного и статусного офиса и так далее, то сейчас таких аргументов отказа от Job offer встречаются реже. Соискателям важны стабильное положение компании на рынке и ее способность своевременно оплачивать труд работников, подытожила наша собеседница.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему