Сегодня день памяти Владимира Высоцкого
25 Июля 2016 (11:51) | 13600 | Автор: Наталья Шляховая
Смелое утверждение, что нет пророка в своем отечестве, почти превратилось в аксиому, но данный постулат сдает прочно занятые позиции в отношении неординарной личности поэта, певца и актера Владимира Высоцкого. Этот популярнейший человек для нашей страны был величиной в ХХ веке, кумиром для многих поклонников, таковым остается и сейчас – больше, чем поэт и значительнее, чем пророк. Любимец миллионов соотечественников, правдоруб, признанный артист, он имел при жизни невероятный успех. Но и после смерти его творчество так же востребовано, а имя не забыто, на него равняются, ему подражают.
То, что Высоцкий был необыкновенно талантлив и харизматичен, неоспоримо. Притом, иметь талант – это только начало, нужно умело им воспользоваться, сполна реализовать свои недюжинные способности. В данном случае, очевидно, звезды сошлись в небесном пасьянсе, и шанс не был упущен. Дарование самородка проявилось в совершенстве и раскрылось многогранно, притом каждая грань была отполирована до алмазного блеска.
НЕТ, Я НЕ БАЙРОН…
Поэтический феномен Высоцкого непостижим: он слагал песню за песней, сочетая простое и необычное, высокое и повседневное, духовное и прозаичное. Свои чувства он не противопоставлял обывательской философии общества, наоборот, писал о том, что волновало и интересовало всех.
Следует заметить, что романтические произведения сочинять намного проще, чем описывать в стихах неприкрашенную повседневность, житейскую обыденность или посвящать свои труды военной тематике. Поэтому рифмованные строки неравнодушного художника лежат не в плоской шкале двухмерного восприятия, а живы и объемны, осмысленны и содержательны – так видит окружающий мир его страстный взгляд. Это ключ к творчеству поэта – «кубический дымящийся кусок совести», как сказал Борис Пастернак.
Поражает то, каким образом многочисленные и порой беспорядочные мысли удается мастерски втиснуть в узкие стихотворные рамки, иной оратор и прозой не выразит их с такой точностью. Подобного раскованного и виртуозного обращения со словом, непринужденного владения разговорной речью в стихах добиться далеко не просто. По-моему, Высоцкого можно смело сравнивать с Пушкиным. Оба гениальные творцы, только каждый являлся певцом своей эпохи.
Кроме незаурядного таланта, Владимир Семенович обладал четко выраженными качествами настоящего мужчины: прямолинейностью, принципиальностью, бесстрашием, остроумием, уважением к женщине. Доказательством тому служит инцидент, произошедший на Кавказе, где проводились съемки фильма «Вертикаль»: актер заступился в ресторане за девушку, к которой приставали местные «джигиты». Он не побоялся численного преимущества противника и ринулся на защиту. К нему на помощь поспешил Станислав Говорухин, вдвоем они разогнали наглецов. Кстати, так началось многолетнее содружество актера и режиссера.
Читая и слушая Высоцкого, мы встречаемся с разными характерами, темами, сюжетами, из которых проступают живые лица и фигуры. Большая часть стихов написана на злобу дня: «Памяти Василия Шукшина», «Купола», «Письмо с Канатчиковой дачи». Многие сочинения принадлежат к юмористическому жанру: «Диалог у телевизора», «Случай на таможне», «Песня о вещем Олеге», «Утренняя гимнастика» и многие другие. Некоторые произведения превратились в лирические песни. Одну из них, «Я несла свою беду», написанную для Марины Влади, включила в свой репертуар Алла Пугачева. Проникновенный романс «Оплавляются свечи» в исполнении Ирины Отиевой послужил сопровождением к фильму «Петербургские тайны». А Филипп Киркоров в свое время пел выразительный шлягер, взяв за основу стихи «Так дымно, что в зеркале нет отраженья».
Особую нишу в творчестве Владимира Высоцкого занимают философские баллады и стихи военно-патриотического содержания: «Песня о погибшем летчике», «Черные бушлаты», «Он не вернулся из боя». Человек, не воевавший на фронте, часто обращался к тем трагическим событиям, давая им очень четкое и правдоподобное описание, донося до слушателей и читателей отзвуки страшной войны. Если у иных писателей вдохновение хрупко и неустойчиво, а на «творческой лаборатории» часто висит замок, то у Высоцкого стихотворные строки легко складываются в рифмы, словно сама Муза водит его рукой по бумаге и редко покидает своего подопечного.
Конечно же, все знают, что первым исполнителем своих песен был сам автор, открытый навстречу аудитории, расположенный к простой публике. «Когда человеку не хватило эмоций, чтобы выразиться словами, он запел», такой вывод сделал заслуженный хормейстер Владимир Минин и был прав. Творчество Высоцкого так популярно и актуально, что и сейчас, по прошествии стольких лет, артисты сцены и кино каждый год чтят память певца его же песнями. Но перепеть великого барда невозможно и подражать ему бесполезно, ибо он пел душой и хотел поделиться с людьми теми словами, которые выкристаллизовались под его пером из хаоса мыслей, рассуждений и наблюдений.
И ГАМЛЕТ, И ЖЕГЛОВ
Служение Владимира Высоцкого театру и кинематографу не менее значительно, чем дружба с поэзией. Им сыграно более 30-ти ролей и ни одной проходной или неудачной. Его киногерой впервые спел в фильме «Стряпуха», но чужую песню и чужим голосом. Зато исполнение песен в картине «Вертикаль» принесло ему всесоюзную известность. Прекрасна роль Брусенцова в замечательной киноленте «Служили два товарища», не уступает ей и Рябой в «Хозяине тайги».
В классической экранизации Пушкинского произведения о женитьбе арапа Петра Великого, мы, захваченные искусством актера, не замечаем, что у африканца Ибрагима, царёва крестника, европейские черты. Особого внимания заслуживает один из персонажей Высоцкого – Николай фон Корен в фильме «Плохой хороший человек», в котором он вместе с признанными титанами театра и кино Папановым, Далем и Максаковой воплотили в реальность тонкий замысел А.П. Чехова. А монолог максималиста фон Корена, талантливо озвученный актером, является жемчужиной в копилке его работ.
Что говорить о кинороли Глеба Жеглова, убедительно представленной в знаменитом сериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Наверное, нет зрителя, который равнодушно относился бы к самому фильму и к действующим лицам. Последней картиной, к сожалению, стали «Маленькие трагедии», где Высоцкий блестяще перевоплотился в Дон- Жуана и, как всегда, был неподражаем. Некоторые черты этих героев можно, бесспорно, брать за образец для подражания тем молодым людям, которые стремятся стать истинными мужчинами.
Живой легендой был он и для театралов. Роли в театре на Таганке принесли ему прижизненную славу и оглушительный успех. То, что среди прочих постановок, он играл и в «Гамлете», является символичным и означает состоявшуюся, полноценную карьеру артиста. Среди актерской братии существует укоренившееся убеждение, что роль принца датского является неким показателем на поприще лицедея. Получив ее, можно считать, что жизнь в этой профессии удалась. Немало именитых актеров ропщут на судьбу и относят себя к неудачниками только потому, что им не пришлось надеть на себя маску шекспировского героя и интерпретировать его образ по-своему. Высоцкий в этом отношении баловень судьбы и является, на мой взгляд, наряду с Иннокентием Смоктуновским лучшим Гамлетом всех времен и народов.
К вышеперечисленным достоинствам хотелось бы добавить то обстоятельство, что Владимир Семенович был истинным гражданином своего отечества. Неоднократно выезжая на гастроли в Европу и Америку, он не раз получал предложения поменять страну проживания, которые неизменно отвергал, а однажды ответил так: «Уехать? Зачем? Я не диссидент, я артист, мне нужны мои корни. Я не существую без того народа, для которого пишу». К новоявленным эмигрантам относился очень жестко, не разделяя их шкурных интересов и откровенно не понимая – как можно променять родину на кусок колбасы.
По своей природе дар Высоцкого интернационален, он вошел в сокровищницу не только родной культуры: французы, сербы, болгары воспринимают советского поэта как своего. В некоторых американских штатах русское драматическое искусство изучают по его работам. В современную эпоху этого человека неизменно назвали бы звездой.
Мне, как и многим, такое сравнение кажется неподходящим, здесь я согласна с известным историком Саввой Ямщиковым, что «это сейчас безликие звезды, а раньше были мастера». Хотя, говоря высокопарно, по звездам ориентируются во времени и пространстве. Для меня одаренная личность ассоциируется не с далеким необитаемым светилом, а с живой и теплой планетой, наполненной смысловым содержанием, образами и идеями.
Сейчас иногда ведется полемика среди публичных деятелей о том, как бы отнесся Высоцкий к произошедшим в стране кардинальным переменам. В одном я уверена точно: равнодушным он бы не остался и сумел бы дать оценку и тем событиям и их авторам, которые превратили некогда мощное государство в королевство кривых зеркал.
Меткое слово, всегда находящееся в арсенале поэта, превратилось бы в острое жало. Строки, написанные когда-то, подтверждают мое убеждение:
«Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, коль слово «честь» забыто
И коль в чести наветы за глаза».
К сожалению, недолгий век был предопределен народному любимцу. Будто предчувствуя такой исход, он быстро вращал калейдоскоп событий, спешил творить, стараясь оставить после себя богатое творческое наследие. Поэтому его жизненный путь похож на комету. Взметнувшись ввысь на рассвете, в полдень она сгорела, оставив на небосклоне ослепительный шлейф из светящихся фрагментов – след своего величия.
Высоцкий – это явление, и кому-то повезло, что довелось жить в одно время с ним, бывать на его концертах, слушать живой хрипловатый голос, видеть глаза, наполненные мыслью и подлинным чувством. Верно подметил литературовед Виктор Шкловский на закате своей почти вековой жизни: «Когда люди слушают песни Высоцкого, то вспоминают, что они – ЛЮДИ».
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена
отмена
отмена
отмена
отмена
действительно Владимир Семеныч гениален.
одни из любимых:
отмена
отмена
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилия
И лишь шептал: «Спасибо, что живой».
Говорят,когда впервые на экраны вышел фильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».,то по стране на полтора часа прекращались кражи,грабежи,убийства,...Уголовный мир тоже был у экранов телевизора
отмена
отмена
отмена
отмена