Как развивается сотрудничество морских портов Баку и Актау
28 Ноября 2016 (10:23) | 6411 | Автор: Айнур Кемалова
Азербайджан, как и Казахстан, в этом году отметил 25-летний юбилей со дня обретения независимости. С этих пор между двумя братскими странами ведется тесное сотрудничество в области развития экономики. Большую поддержку в формировании нынешнего Актауского морпорта оказал Международный морской порт Баку, который также имеет весомое влияние на строительство нового порта в Курыке. В настоящее время Бакинский морпорт проходит новый этап становления, претендуя стать региональным транспортно-логистическим центром Евразии.
По указу президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, 18 марта 2015 года морпорт Баку был реорганизован в закрытое акционерное общество. Президент страны также определил, что одной из основных задач государственной политики Азербайджана должно стать использование транзитного потенциала страны, указывая на порт Баку в качестве ключевого стратегического проекта в диверсификации экономики, который станет основным проектом, кроме нефтяного сектора, генерирующим второй наибольший удельный вес доходов бюджета.
В связи с большими экономическими планами правительством Азербайджана было решено перенести порт с центра города Баку на 70 км в южном направлении, вблизи поселка Алят из-за его выгодного месторасположения. Новый порт площадью 400 га строится на пересечении двух международных транспортных коридоров: восток-запад и север-юг, где встречаются основные железнодорожные и автомагистральные пути, соединяющие различные районы Азербайджана. Через Алят проходят три международных железнодорожных линии: северо-западная линия проходит через Баку в Россию; западная линия - через Грузию к берегам Черного моря и Турции; южная линия следует в одноименном направлении и к границе с Ираном. В случае увеличения оборота грузопотока благополучное расположение порта способствует модульному расширению всех возможностей различных сегментов грузопотока: это грузовые железнодорожные паромы, общие грузовые перевозки, контейнеры и навалочные грузы.
Новый порт сможет обслуживать паромы длиной 150-160 метров и весом 10000 тонн, а также другие типы судов, курсирующих в Каспийском море.
Первая фаза строительства нового порта в Аляте предполагает наличие паромного терминала, общего грузового причала, Ро-Ро причала, причала по обслуживанию железнодорожных линий, различных административных зданий, таможенных складских зон, открытых мест хранения, складов, контейнерных дворов, железнодорожных и автомобильных доступов к причалам, Ро-Ро рамп, зданий для обслуживания пассажиров, подъемно-посадочной площадки для тяжелых грузов и пространств с сооружениями для грузовых транспортных средств.
В сентябре 2014 года завершен первый этап сооружения паромного железнодорожного терминала, в этом году завершается строительство причала Ро-Ро, а остальные работы закончатся в 2017 году.
Длина набережных для причалов судов следующие: общая грузопоточная набережная для причаливания судов – 650 м, Ро-Ро набережная для причаливания судов - 300 м, обслуживающий причал - 450 м. Все причалы имеют углубление до 7 метров уровня Каспийского моря. Прямые транзиты железнодорожных перегрузок между Азербайджаном и Европой или из Центральной Азии в Китай и другие страны Азии осуществляются с помощью этого паромного железнодорожного терминала.
Завершение первой фазы в Аляте предполагает также обслуживание с общей пропускной способностью общего грузопотока в 10-11,5 млн тонн и 40,000-50,000 TEU в контейнерах.
Вторая и третья фазы строительства будут зависеть от существующих объемов грузопотока, их планируют воплотить в рамках партнерской модели. На сегодняшний день прогнозы грузопотока по трем фазам таковы: первая фаза - 10-11,5 млн тонн общих грузов, вторая фаза - 17 млн тонн общих грузов; третья фаза - 21-25 млн тонн.
Как сообщает генеральный директор Бакинского международного морского торгового порта Талех Зиядов, развитие Бакинского морпорта очень важно. В то же время необходимо знать, как это развитие будет происходить в Актау, потому что за этим портом оригинальная стратегия, где немаловажное место отдается возрождению Великого Шелкового пути, основной идеей которого были хабы.
- Идея Великого Шелкового пути была не в маршрутах следования - она заключалась в хабах. Основная функция такого хаба – транзит. Вторая немаловажная функция – дополнительная стоимость, которая создавалась в этих хабах. Мы ожидаем развития новых транспортных узлов, которые будут созданы через 10-20 лет, и они уже создаются. Это Поти, Туркменбашы, Актау и т.д. Все они будут развиваться, и Баку находится в центре всего этого. Мы видим себя как соединяющее звено логистических центров и намерены стать «пятизвездочным» хабом, потому что наш нефтяной сектор хорошо развит. Мы смотрим на этот проект в том спектре, как он вообще соответствует развитию иных отраслей, кроме нефтяной, и в целом экономике Азербайджана.
Талех Зиядов добавил, что в следующем году в Бакинском Международном морпорту будет работать автоматизированная электронная система оповещения проходящих траков, такое же сотрудничество намечено и со строящимся морпортом в Курыке.
- Информацию о каждом траке мы сканируем и отправляем в Актау, а с Курыком у нас будет налажена модернизированная система работы.
Таким образом, новый порт в азербайджанском Аляте, выступая в качестве связующего звена и основного интермодального центра Евразии, намерен предложить комплексные логистические услуги для жителей региона и международных субъектов, а также стремится стать самой большой зоной свободной торговли в каспийском регионе.
Сегодня наряду с культурными и экономическими связями с Азербайджаном Казахстан также поддерживает взаимовыгодное сотрудничество в области развития морских портов, и это сотрудничество ведется на высоком уровне.
Фото автора и администрации Бакинского Международного морпорта.
Видео администрации Бакинского Международного морпорта.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена
отмена