Почетный труженик отмечает 55-летие со дня прибытия на Мангистау
27 Июля 2016 (12:36) | 3728 | Автор: Айнур Кемалова
Имя Бориса Антоновича Дашковского навсегда войдет в историю Мангистауской области. В этом году со дня прибытия на Мангышлак героя фронтового и социалистического труда исполнилось 55 лет. В июне Борис Антонович отметил 86 год своего рождения. С именем этого человека связана история становления города. Сегодняшние условия, в которых живет молодое поколение, созданы благодаря огромному труду и почти нечеловеческим усилиям первооткрывателей города, одним из которых является Дашковский.
В эти изнуряющие жаркие дни горожане могут укрыться в квартирах с кондиционерами, со всеми условиями быта. А представим Актау в 1961 году, когда вместо домов – вагончики, вместо кондиционера – лишь порывы морского ветра, вместо водопровода – чан с живительной влагой на пустыре нынешнего 1-го микрорайона. Как рассказывает Борис Антонович, при сходе с трапа самолета первое, что увидели прибывшие, это песчаный дождь. Почему дождь, а не буря, спросили мы его, а он ответил: «Везде песок, песок и песок, было впечатление, что он падает с неба, а вот настоящих дождей не было».
Жизнестойкость, сила духа - основные качества этого человека, потому что не каждый мог пройти такой путь и не сломаться. На протяжении всей жизни быть образцовым тружеником не только на производстве, но и в быту, не всякому удается. Везде нужна железная дисциплина и воля. Возможно, предпосылкой для становления сильной личности стали обстоятельства, когда в далеком 1941 году в село, где Борис жил еще подростком, вошли немцы и заставили всех работать. Будучи 11-летним мальчиком, он гнул спину по 15-17 часов в сутки. А в начале 1943 года, когда село освободили советские войска, этот мальчик начал работать на фронт.
После победы над фашистами было не легче: плакаты призывали к восстановлению заводов, фабрик и шахт. Выучившийся на газосварщика 17-летний юноша работал по 10-12 часов в монтажном управлении. А потом молодой, но опытный сварщик оказался на Мангышлаке. Тяжелые испытания закалили парня, самое лучшее тому объяснение – любовь к труду, как к источнику жизни, благоденствию и спасению.
Знал ли Борис Антонович, что Мангышлак станет его судьбой, может, чувствовал, но теперь вся его семья здесь. Судьба подарила ветерану прекрасную жену Татьяну, которая долгие годы разделяет с ним радости и горести, двух сыновей - Геннадия и Александра, а также шестерых внуков.
Одним из пожеланий ветерана молодому поколению является то, чтобы молодые люди нашли свое место в жизни, в профессии. Борис Антонович убежден, что на Мангышлаке работа всем найдется, главное, чтобы было желание.
[quote]Это было в 1961 году, нас вызвали с Украины и две недели мы находились в Махачкале, там сели в самолет, и когда летели, открылась бескрайняя картина моря. А потом бортпроводница объявила, что мы приближаемся к Мангышлаку, необжитому полуострову. Потом смотрим - моря уже не стало, а один песочек, ничего нигде нет. Приземлились на временный аэропорт, погода была нормальная, только вышли из самолета, как на нас обрушился песчаный вихрь, света не видать, песок прямо с неба валит. Мы зашли быстро в здание аэропорта и просидели там час, пока погода не успокоилась. К нам подъехала машина, водитель спросил: «Где те, которые прилетели?» Мы говорим: «Да, нас 8 человек, которых сюда вызвал Григорян, мы сварщики». Сели в автобус, нас привезли на предприятие, которое называлось «Почтовый-19», это монтажное управление. Нас радушно встретили и дали хороший обед. Начальник предприятия распорядился немедленно дать жилье.[/quote]
Автобус доставил прибывших в поселок Монтажников, там стояло 30 вагончиков, где жили рабочие МСУ. На каждом из них висела табличка: «Здесь живут сибиряки из Томска», «… из Свердловска» и т.д. Сюда ехали со всех городов Советского Союза. Каждый вагончик был рассчитан на 8 человек. С водой было очень тяжело, возле вагончиков стояли водные бочки. На следующий день начальник отдела кадров быстро оформил новичков, потому что работы было много. Через три дня все вышли на рабочие места в «Пионер–базу». Трудились по 15 часов в сутки, чтобы побыстрее все сделать. За досрочно выполненный заказ сварщикам вынесли благодарность.
[quote]Некоторые хотели вернуться обратно, многие увольнялись, говорили, что суровый климат им не подходит. Осталось нас двое, меня перевели в барак, где в комнате нас было четверо. Возле барака был базар: рыба любая, начиная с осетрины и заканчивая черной икрой. В то время 1 кг осетрины стоил 5 рублей, и икра столько же. Я получал зарплату 500 рублей, это была самая высокая зарплата. После работы мы шли в столовую. Я всегда брал хороший обед – бифштекс с жареной картошкой, стакан сметаны, суп с мясом, два пирожка, два компота. И такой обед стоил 70 копеек. Нас хорошо обеспечивали.
Уже через 5 месяцев выпустили новый состав сварщиков, работать стало легче. Когда я проработал год, меня вызвал начальник управления и сказал, что необходимо работать в две смены. У меня было две специальности - газосварщик и электросварщик. В то время начали строить первую ТЭЦ, надо было варить трубы, а опытных газосварщиков не было. И нас по этому поводу вызвали к Григоряну, которого считали царем и богом. Я ответил, что не против помочь, но не могу работать за двоих специалистов, потому что работа сложная, у меня потом рука будет дрожать, и это скажется на качестве сварки. Григорян ответил, что работать необходимо, здесь не курорт, люди сюда не могут приехать, потому что на стройке нет ни воды, ни электричества, все это дефицит. Я согласился, но потребовал создать мне условия: чтобы у меня машина была на рабочем месте и чтобы в столовой в очереди я не стоял. Григорян распорядился, чтобы у меня была машина и отдельный стол в столовой. Дал согласие – надо выполнять.
На следующий день я приступил к работе. После первой смены мы ехали в столовую на ужин, а потом на ТЭЦ, где я работал с 18 часов до полуночи. Спал я, как убитый. По утрам меня будили. И так продолжалось 6 месяцев, за это время я даже похудел.[/quote]
Из-за безотрывной работы Борис Антонович смог взять отпуск только через два года, первой мыслью его было поехать на Украину. Но будучи ответственным человеком, он и там не отдыхал. Нужно было помочь матери, и он построил ей дом, а после посетил производство, где раньше работал.
[quote]Меня встретили ребята и говорят: «Тебе не надоело там работать?», а сам начальник управления уговаривал: « Давай приезжай, мы тебе квартиру дадим, только приезжай».[/quote]
За два года душа ветерана притерлась к Мангышлаку, и ответ его был - нет. Как вспоминает Борис Дашковский, в те годы работников всячески поощряли благодарственными письмами и грамотами, а на праздники выдавали премии. Передовые труженики были частыми гостями пионерских слетов, показывая подрастающему поколению свой пример. Монтажники часто выступали на слете и награждались. Труд был и есть в почете, считает ветеран, за это тружеников уважали.
О том, каким радостным событием стала новость о строительстве города, собеседник не мог промолчать:
[quote]Помню, в 1963 году нас собирают, объявляют, что завтра приезжает министр Ефим Павлович Славский, а на следующий день он выступил: «Товарищи, постановлением Совета министров Никита Сергеевич Хрущев подписал указ о строительстве нового города с именем кобзаря Шевченко». Назвал это имя и говорит: «Я вам прочитаю стихотворение», и прочел стих Шевченко. Мы хлопали, а потом он сказал, что надо еще больше трудиться, город все-таки строим.[/quote]
В 1966 году из барака работников перевели в жилой благоустроенный дом и каждому выделили по комнате. На радость работникам к тому времени провели горячую воду, но работа продолжалась по 10-12 часов в сутки. По воспоминаниям пенсионера, город рос на глазах. В 1968 году произошло знаменательное событие в его жизни - он познакомился с Татьяной Ивановной, они поженились и получили квартиру. Как почетному работнику в дальнейшем Борису Антоновичу предлагали уже многокомнатные квартиры. У молодой пары родилось двое сыновей. Ветеран на сегодняшний день очень ими гордится и говорит, что дети не курят, не пьют. Впрочем, в семье Дашковских не было даже и речи о вредных привычках, по словам Татьяны Ивановны, они не позволяли даже себе думать об этом.
К сожалению, мы не смогли увидеть материалы из личного архива ветерана в оригинале. Отозвавшись на просьбы архивистов, Борис Дашковский передал множество почетных грамот, удостоверений о наградах, фотографии и другие материалы на госхранение. Кто знает, возможно, однажды они появятся в музее на обозрение новых поколений. Но стоит упомянуть о них. За годы упорного труда Борис Дашковкий прославился не только на Мангышлаке, но и по всему Советскому Союзу. Он получил 60 почетных грамот, 65 благодарственных писем, награжден орденом Ленина и званием Почетного ветерана Прикаспийского управления строительства.
[quote]Когда я проработал первые 10 лет, Мангышлак поднялся на моих глазах, в нем уже насчитывалось 90 тысяч жителей. Каждый год получал грамоты. Я три пятилетки выполнил за 8 лет. Самыми тяжелыми были первые 6 месяцев. Как-то смотрю, идет Рубен Арамаисович Григорян, а за ним человек 15, и он говорит: «Спасибо, первооткрыватель, что вы помогли». Стаж у меня с 1961 по 1998 годы без перерыва, а потом вышел на пенсию и после пенсии работал еще два года.[/quote]
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
И где эти годы? Иногда кажется, что Советский союз был сказкой.
отмена
Натали, спасибо,исправили.
отмена
отмена
Спасибо за город Шевченко!
отмена