Ветры Мангистау – что мы знаем о них
12 Апреля 2018 (09:04) | 18784 | Автор: Наталья Фомина
Мангыстау - край суровых степных ветров. С наступлением весны каждый местный житель знает, что вскоре тёплые деньки сменятся похолоданием, сопровождаемым пронизывающим, порывистым ветром. Каждому понятно, что речь идёт о «бескунаке», «куралае» и иже с ними. В это время года нередко можно услышать от местного жителя, внимательно вглядывающегося вдаль, что задули «черепашьи ветра». Значит, черепахи в степи просыпаются. Но сегодня многие путаются в названиях, датах, признаках этого специфичного погодного явления. Что мы знаем о них, о ветрах нашего экзотического полуострова?
Многим известно, что Мангистау - один из регионов Казахстана, в котором свято чтят память предков и, наряду с традициями и обрядами, хранят былины, предания и легенды. Сказания о степных весенних ветрах, связанные с ними приметы и наблюдения передавались из уст в уста столетиями. Дошли они и до нашего поколения.
Но за многие века некоторые факты стёрлись из памяти народа, а иные исказились. Чтобы по крупицам собрать и постараться максимально точно передать знания предков, необходим большой труд: поиск, сбор и сопоставление информации. В наше время даже не каждый старик может достоверно воспроизвести легенды, связанные с ветрами, и точно назвать дату их прихода на мангистаускую землю. Что уж говорить о молодёжи…
На просторах интернета удалось найти наблюдения, ныне уже покойного, ветерана войны и труда Саткана Есенгалиева:
«За семьдесят с лишним лет своей жизни я побывал по долгу службы в разных местах. Не раз приходилось встречаться и с сельскими жителями. Услышанные от одного из них сведения о ежегодно повторяющихся у нас погодных явлениях я занёс в свою записную книжку. Местное население дало им общее название «амал» (жыл амалдары), но у каждого из них есть своё наименование.
Казахи указали приблизительное время их прихода. Кроме того, по старому календарю, между месяцами (по новому календарю 13-14 числа каждого месяца) наступал период алара, когда ожидалось очередное изменение погоды. Поэтому в такую пору необходимо быть очень осторожным и готовым к любым капризам погоды.
Обо всем этом я советовался с несколькими аксакалами и чабанами, просил проверить правильность записанных мною сведений. Все они отозвались положительно.
Вот как они сменяют друг друга с начала года:
После ветров бескунака приходит каратамак, саршыбык торгай.
Возвращаясь к тому, что некоторые факты и даты, спустя столетия, были всё же искажены, приведём пример из других источников. Например, в изданной в Алма-Ате много десятков лет назад книге «Халык астрономиясы», сроки весенних амалов несколько отличаются от тех, что названы в статье Саткана Есенгалиева. Хотя пытаться уложить погоду в рамки – занятие неблагодарное и обречённое на неудачу, поэтому значительно интереснее легенды и наблюдения, связанные с тем или иным явлением амала.
«Как рассказала мне 74-летняя Нина ажей, Отамалы - это имя незадачливого пастуха, который обманулся теплом, слишком рано выгнал, вопреки предупреждениям, скот на пастбище и пожалел об этом: погода неожиданно изменилась и все самки в отаре потеряли детёнышей.
Отамалы приходится на конец марта, в эти дни погода очень неустойчивая, возможны буран, дождь, которые часто сменяются крупными снежными хлопьями, у такого явления в казахском языке даже есть специальное название – кус канаты (крылья птиц). Это начало амала - дня два.
А куралай – это сильный ветер между 14 и 16 мая. Готовые к окоту самки в это время бегут против ветра до изнеможения, и лишь тогда могут разродиться детёнышем. Любое существо женского пола во время схваток мучается. Нынче роженицы громко кричат и плачут, а прежде казашки могли только кусать многожды сложенный уголок платка, стоя на коленях – кричать было неприлично. А самки сайгаков, как и много веков назад, продолжают изводить себя сопротивлением ветру и только так способны родить.
- Амал это то, с чем нужно смириться и перетерпеть – недаром в другом значении слово «амал» используется со словом «жок» – амал жок, говорят казахи, когда подчеркивают, что иного выхода нет, - рассказывает Зульфия Байнекеева, автор статьи «Бескунак, Куралай и другие гости».
Что же касается «черепашьих ветров», то тут совсем никакой конкретики. Каждый второй житель Мангистау, ёжась от ветра, говорит об их наступлении. А вот на вопрос, почему эти ветра так называются и что он знает о них, вы вряд ли услышите ответ. Максимум, это «Черепашки в степи просыпаются». Когда просыпаются? От чего просыпаются? И как это связанно с ветром?
Хотелось бы сразу оговориться, что понятие «черепашьи ветра» существует только в нашем регионе. Жители других областей Казахстана слышать не слышали о таком.
Как известно, степи Мангистау богаты на медлительных обитателей. Наших черепах называют Степная или Среднеазиатская, или Русская, или Афганская, или черепаха Хорсфилда. Они активны с марта-апреля по сентябрь или октябрь. В это время черепахи активно роют норы, отдавая предпочтение песчаным и другим рыхлым почвам, их норы находятся на глубине два метра под землей и имеют длину 80-200 см, заканчиваясь широкой камерой, размеры которой позволяют черепахе развернуться.
Отправляясь туда на зимовку, они выберутся на поверхность только в конце марта – в начале апреля, когда температура воздуха достигнет минимум 12 градусов тепла. Повышение температуры и прогревание земли служит для черепах своеобразным природным «будильником», и только тогда рептилии могут покинуть свои норы и выбраться на поверхность земли.
И вот тут-то возникает вопрос: а при чём здесь ветра? На самом деле ответ прост: ветер помогает черепахам выбраться, сдувая песок с поверхности земли, тем самым освобождая им путь к поверхности.
В некоторых регионах черепахи появляются в степях после того, как пройдут весенние дожди, которые увлажняют почву, потому что в высохшей твердой земле они не могут проложить себе путь наверх. Но так как мангыстауские степи засушливые и не славятся обилием дождей, природа распорядилась иначе и послала на помощь пресмыкающимся ветра.
Как говорилось выше, просыпаются и выбираются из своих нор черепахи в конце марта – в начале апреля, в то самое время, когда балом правят ветры «Отамалы» и «Бескунак». Тот самый случай, когда одно и то же природное явление можно объяснить как с научной точки зрения, так и легендами, которые оставили нам в наследство наши предки.
Фото с сайтов 15liuba.blogspot.com, kokshetau.online, yorick.kz, mamaplus.md
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена