Казахстанские маркетплейсы будут глобализироваться - так считают эксперты
23 Октября 2024 (14:35) | 651
|
Автор: Редакция
В Алматы прошел KURSIV ECOSYSTEMS FORUM
Казахстанский рынок e-com, по данным Бюро нацстатистики, в 2023 году показал рост на 24,3%, достигнув 2,44 трлн тенге. В стране ведет свою деятельность ряд экосистем – как отечественные компании, так и иностранные площадки – это маркетплейсы, интернет-магазины и крупные финтех-организации.
Эксперты рынка цифровых экосистем, а также представители лидеров рынка и регуляторных органов, поделились своими комментариями в рамках KURSIV ECOSYSTEMS FORUM.

Айжан Бижанова, первый вице-министр торговли и интеграции РК, отметила, что Казахстан активно продвигается в развитии электронной торговли. Она подчеркнула важность этой сферы для страны: «Мы уделяем этому направлению особое внимание. Учитывая его важность, мы будем делать всё, чтобы оно продолжало расти». Бижанова также отметила, что казахстанский бизнес демонстрирует высокую креативность и стремление к инновациям. «У нас бизнес очень креативный. Каждый раз я отмечаю, что казахстанский бизнес очень целеустремленный, очень любопытный... Есть ведущие, системообразующие казахстанские платформы, которые задают большой задел для развития, и мы это только приветствуем», — добавила она.
Михаил Ломтадзе, глава и сооснователь Kaspi.kz, упоминая недавную новость о покупке пакета акций турецкого маркетплейса Hepsiburada, отметил, что все технологии и продукты, которые создаются в компании, разработаны казахстанской командой: «Те технологии и знания, разработанные в Казахстане, являются уникальными. Все технологии, продукты и сервисы, которые мы разработали, и дизайн, который мы делаем – это все сделано в Казахстане, нашей казахстанской командой», — подчеркнул Ломтадзе. Он также сообщил о том, что Kaspi.kz ежегодно инвестирует около 200 млн долларов США в создание и разработку технологий и сервисов. «В нашей миссии нет географических ограничений. Каждые 3-6 месяцев мы постоянно запускаем новый сервис», — отметил Михаил Ломтадзе.
Тимур Турлов, главный исполнительный директор Freedom Holding Corp, выразил обеспокоенность концентрацией крупных игроков на цифровом рынке. Он указал на сложность конкуренции для небольших компаний в условиях доминирования крупных корпораций: «Интернет так устроен, что у тебя есть игрок номер 1, у которого, например, больше 60% рынка, у второго – 15% или меньше 15%, и дальше начинается длинный хвост, состоящий из маленьких игроков. Я очень боюсь, что это то, что нас ждет в большем количестве разных секторов». Турлов отметил, что регуляторы в разных странах пытаются принимать антимонопольные методы в таких случаях, но почти нигде не добиваются существенного успеха. Он считает, что глобализация будет продолжаться именно в цифровых сервисах, где ни границы государств, ни желания национальных регуляторов как-то её регулировать не будут играть особой роли.
Багдат Мусин, председатель правления АО «Казахтелеком», говорил о важности национального оператора связи как цифровой инфраструктуры для экосистем: «Мы предоставляем своего рода цифровые рельсы. Если мы будем работать плохо, то экосистемы развиваться будут так себе. Если хорошо — то экосистемы будут процветать». Он добавил, что компания планирует перевести 800 тысяч клиентов с «меди» (ADSL) на оптоволоконный интернет в течение 3,5 лет, что создаст условия для предоставления более качественных цифровых услуг и поддержит развитие экосистем.
Дмитрий Ботанов, CEO Kolesa Group, выделил ключевую роль индекса лояльности клиентов (NPS) в развитии компании. По его словам, высокий показатель NPS Kolesa, достигающий 70-80 пунктов, является основным индикатором успешной работы компании. «Я часто шучу, что мы называем Kolesa мужским Instagram-ом, потому что многие наши пользователи не продают и не покупают автомобили прямо сейчас, а просто заходят посмотреть, что можно купить следующим», — сказал Ботанов, подчеркнув важность вовлечённости пользователей.
Мольдер Рысалиева, глава Ozon в Казахстане, подчеркнула мировой тренд об увеличении доли e-com в общих показателях торговли. В Казахстане доля электронной коммерции составляет порядка 13% (у стран-лидеров – около 40%). По ее словам, при таких цифрах конкуренция воспринимается неоднозначно: «С одной стороны, кажется, что рано говорить о конкуренции, потому что всего 13%. С другой стороны, ощущается жёсткая конкуренция, как внутри Казахстана, так со стороны зарубежных маркетплейсов – в основном сейчас это Китай. Но мы смотрим на это положительно, потому что любая конкуренция развивает рынок. Когда есть хорошая сильная конкуренция, становятся лучше сервис, ассортимент, цены и сроки», — отмечает она.
Наталья Москвитина, директор по развитию платформенной занятости в Яндекс Go, рассказала важности вопроса платформенной занятости в Казахстане: «Цифровые платформы по оказанию услуг – это не только большая пользовательская система, но еще и большая экосистема продуктов для исполнителей. Все те водители, курьеры, которые сейчас исполняют заказы, для них экосистема создает собственные продукты». Она отметила, что казахстанский рынок платформенно занятых оценивается в 1,5 млн человек. «Это огромный рынок. Мы совместно с Минтруда, КГД и Минцифры реализуем пилотный проект по платформенной занятости. Он направлен на улучшение нормативно-правовой базы и доработку технических систем со стороны государства», — сообщила она, отметив, что проект реализуется в течение полутора лет.
В рамках форума также обсуждались цели и ожидания правительства от экосистем, взаимодействие экосистем и МСБ, влияние маркетплейсов на экономическую активность страны, проблемы доступа к финансированию, цифровизация бизнес-процессов компаний, вопросы кибербезопасности и инфраструктура развития экосистем, а также опыт представителей компаний, предлагающих традиционные услуги и перешедших в digital.
Запись прямой трансляции форума можно посмотреть на Youtube-канале Kursiv Media. О других темах, охваченных мероприятием, читайте в материалах на Курсив. С программой форума и информацией о спикерах можно ознакомиться на сайте KURSIV ECOSYSTEMS FORUM.
KURSIV ECOSYSTEMS FORUM – первая независимая дискуссионная площадка о развитии цифровых экосистем, объединяющая лидеров рынка, регуляторов и экспертов. Мероприятие проводилось в рамках проекта KURSIV Practicum.
Kursiv.Media — деловое медиа с сильной экспертизой в экономической повестке, обзоре и анализе рынков и бизнеса с акцентом на глубокую аналитику в странах Центральной Азии, России и Китае.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему

Рекламный отдел: +7 778 399 22 62
reklama@tumba.kz



