Таджимурат Найзабеков: Мы заставили японцев уступить место на пьедестале почета
10 Февраля 2017 (13:05) | 28879 | Автор: Гульнара Аргын
Любовь к своему делу, целеустремленность, желание развиваться физически и духовно привели казахстанцев к долгожданной медали чемпионата мира на Окинаве в Японии. Впервые за историю этого состязания на пьедестале почета рядом с неизменными хозяевами чемпионата стоял иностранец и это был казахстанский атлет. Каким был путь к этой награде, как японцы восприняли прорыв наших соотечественников и как последние собираются бороться за «золото» в интервью корреспонденту Tumba.kz рассказал руководитель Всеказахстанской организации кекушинкай каратэ (ВКОКК), обладатель черного пояса 6 дана, наш земляк Таджимурат Найзабеков.
Тумба: Таджимурат, мои поздравления! Казахстан всего год с небольшим назад триумфально выступил в кубке мира в Германии, где обойдя японцев – родоначальников кекушин каратэ, занял первое общекомандное место. И вот новое достижение – «серебро» чемпионата мира. Как это японцы отдали место?
Т. Найзабеков: Спасибо, сразу отмечу, что это более высокое достижение. Чемпионат мира по кекушинкай каратэ проводится один раз в четыре года и только в Японии. Это самый престижный для нас турнир, который подводит итоги развития национальных и международной организаций. Кубок же проводится раз в два года, это промежуточные соревнования и являются своеобразной проверкой знаний и подготовкой к чемпионату мира. На нынешнем чемпионате мира Рэнгокай в абсолютной весовой категории карагандинец Тимур Райымбеков занял второе место, то есть разбавил доселе чисто японский пьедестал. Своим блестящим выступлением Тимур разрушил существующую традицию, когда в призерах были одни японцы. Этот дерзкий поступок они запомнят надолго. Кстати, Тимур в борьбе за «золото» проиграл хозяину соревнований, которого на кубке в Германии одолел нокаутом. Все остальные места – первое, третье и далее были японскими. Среди девушек успешно выступила Исхан Солонго из Уральска и Анара Суиндикова из Павлодара. Вне призовой тройки остался, но неплохо выступил боец из Актау Коныс Костаев.
Тимур Райымбеков
Тумба: Четыре года труда, стало быть, не прошли даром…
Т.Найзабеков: Это был серьезный экзамен после четырех лет упорной подготовки. Очень ответственная работа велась по отбору кандидатов в национальную сборную, куда попасть сегодня чрезвычайно сложно – очень большая конкуренция. Чтобы заслужить доверие защищать спортивную честь страны, нужно очень сильно постараться, успешно пройти ряд оборочных соревнований. И только за год до чемпионата я определился с составом команды.
Тумба: Но путь на вершину Олимпа был достаточно тернистым, это ведь не четыре года назад началось, а больше двадцати, когда ты, будучи задорным юношей, говорил, что придет час и Казахстан подвинет Японию в каратэ кекушин…
Т. Найзабеков: Совершенно верно. Мы давно с тобой знакомы, работали вместе над успехом организации, и ты помнишь, что все эти годы планомерно шли к этой цели. Помнишь, во время нашего интервью после кубка мира я говорил, что чемпионат мира в Окинаве будет для нас очень сложным, потому что он всегда проходит в Японии в условиях высочайшей конкуренции. Все страны ставят цель – стать не победителями, но призерами, хотя бы в десятку попасть. Для нас принципиально было выступить хорошо, чтобы не было и капли сомнений, что кубок мира мы выиграли случайно. Впрочем, наши ребята давно заслужили авторитет на мировой арене. И в Окинаве на чемпионате мира выступили блестяще, особенно если учесть, что пришлось бороться не только с другими бойцами, но и японским судейством.
Тумба: Так, с этого места поподробнее – неужели японцы тянули одеяло на себя?
Т. Найзабеков: К сожалению, судейство оставляло желать лучшего. Проводя чемпионат мира в Астане, мы придерживались принципа – одна страна – один судья. Это международный регламент кубков мира и чемпионатов континента и должен распространяться на чемпионат мира. Справедливо же? Однако, в состав жюри попали сразу три представителя страны Восходящего солнца, разделивших участников на японцев и не японцев. В итоге в 1/8 прошли 13 бойцов из этой страны. Такие результаты, несмотря на то, что японцы – сильные соперники, все же не отражал реального расклада сил. К примеру, среди участников были достойнейшие бойцы из России, Канады, Германии, но они незаслуженно оказались за чертой призеров. Представляешь, какие эмоции испытали отодвинутые бойцы и как в этом свете дорога нам наша серебряная медаль?
Тумба: Представляю. Наверное, такие моменты с судейством подпортили вкус «серебра»?
Найзабеков: Знаешь, нет. Наоборот мы почувствовали вкус «золота». Я думаю, что в будущем мы построим еще более мощную команду, которая в бескомпромиссных боях будет побеждать всех и вся. По крайней мере, я буду прилагать к этому все усилия.
Тумба: Победа на чемпионате мира для Японии и для Казахстана имеет одинаковое значение?
Т. Найзабеков: Для Японии это скорее политизированное направление, чем спортивное. В стране Восходящего солнца сегодня множество организаций, ответвлений каратэ, которые стали сами по себе работать после смерти легендарного Масутацу Ояма. И проигрыш на чемпионате мира означает распад японской коалиции, в каком-то смысле потеря авторитета в мире и, конечно, они сделают все возможное, чтобы этого не произошло. Для всех остальных и, в первую очередь для Казахстана, победа на чемпионате мира – это, прежде всего, спорт. Это наша возможность показать спортивную мощь своей страны, ее талантливую молодежь, это желание доказать миру, что бороться можно и нужно только на спортивной арене. Для нас это точно не политика, это боевое искусство, которое мы развиваем вместе с другими странами, пытаемся совершенствовать. Мы никогда не стремились политизировать кекушин каратэ, тем более, чемпионат мира. Для нас это честная борьба, честная подготовка при честном судействе. И никак по-другому.
Тумба: Это что получается - ради сохранения чемпионского титула японцы даже при безусловном лидерстве другой страны просто не дадут «золото» никому и никогда?
Т. Найзабеков: Я так не думаю. Японская сторона понимает, что мир меняется, что кругом много думающих людей, и они будут тверды в своей позиции добиться некогда справедливого судейства, никто не станет мириться с таким положением дел, каким оно было на прошедшем чемпионате.
Тумба: Но организация, я надеюсь, была, как всегда, на высоком уровне?
Т. Найзабеков. Да, в этом плане приятно отметить, что традиции не изменились, нас окружили заботой, организовали торжественный ужин, были хорошие подарки, замечательный зал, сайонара. Гости оценили большой труд организаторов.
Тумба: Есть ли страны, которые за всю историю чемпионата мира так и не познали вкус победы (а призовые места здесь тоже победа) и более того, ни разу не приблизились даже к 20-ке лучших?
Т. Найзабеков: Да, в тройке призеров кроме японцев еще никто не был. И мало кому удавалось приблизиться к десятке или даже двадцатке лучших.
Тумба: Да, а вот у Казахстана «серебро». Я это к тому, что в такой ситуации второе место на чемпионате мира – это все равно, что первое. Наша команда уже сделала историю. Но тут идет разговор о вкусе «золота», значит, будем бороться, есть амбиции добиться большего?
Т. Найзабеков: Не столько амбиции, сколько стремление вывести нашу команду в абсолютные лидеры, чтобы о нас говорили, как о ведущей в этом спорте стране, а не выстреле 2017 года, звезде, которая ярко вспыхнула и быстро погасла. Когда то один из моих учителей Якумизе – очень порядочный и авторитетный в Японии человек - сказал мне: - «Таджимурат, тебе нужно создать свое казахстанское каратэ, со своей традицией, своим направлением, которое будет побеждать японцев…». Я думаю, что сегодня мы к этому уже готовы.
Тумба: Как сегодня развивается кекушин каратэ в Казахстане. Станет ли оно олимпийским видом спорта?
Т. Найзабеков: Да, такие разговоры ведутся. Отмечу то, что наша Всеказахстанская организация сегодня способна выступить в олимпийских играх. Хотя, конечно, есть вопросы – каким будет это олимпийское каратэ, предполагается, что бесконтактным. Но я лично не представляю себе, как можно выступать в бесконтактном каратэ, просто не представляю.
Что касается развития нашей организации, то сегодня в наших рядах 18 тысяч человек, движемся вперед. Хочу отметить, что в этом году, а именно 24 марта, организации исполняется 20 лет и к этой дате мы запланировали ряд мероприятий, в том числе чемпионат Казахстана в Актау. В нем будут участвовать около 550 бойцов из всех регионов страны. В тоже время это будет отбор на кубок мира, который планируется провести в ноябре в Джакарте.
Тумба: Первый чемпионат в Актау проходил 20 лет назад, тогда наш город и страну достойно защитили многие спортсмены. Интересно, кто-то из их учеников, спустя эти годы, выступит в нынешнем чемпионате?
Т. Найзабеков: Да, 20 лет назад бились одни бойцы, сегодня честь страны защитят их ученики. К примеру, мой ученик Усенгали Молдагалиев в тот далекий, 1997 год выходил на татами. Сегодня выставит своих подопечных – блистательных бойцов, мастерски проявивших себя на чемпионатах различного уровня. Будут также биться ученики Адилета Демижана, Рустема Султанбекова, Армана Исатаева, Анары Суиндиковой и многих других тренеров нашей организации, расчистивших в свое время дорогу своим ученикам.
Тумба: Как вы все успеваете?
Т. Найзабеков: Я всегда говорил, что у нас много замечательных разносторонних спортсменов, которые успевают делать все. Общаясь с молодежью, часто слышу, что в сегодняшней суете им якобы трудно находить время на спорт. Чушь. Отмазка типичных прожигателей жизни. Взять, к примеру того же нашего Тимура Райымбекова, триумфально выступившего на Окинаве. 29-летний парень не только познает каратэ, параллельно с этим он занимался боксом, кик-боксингом, вольной борьбой, тхэквондо, панкратионом, греблей на байдарках и прочими видами спорта. Многие успевают ходить на танцы, в музыкальную школу и так далее.
Тумба: Нет ли в планах организовать какие-то товарищеские встречи между ветеранами кекушин, чтобы усилить и без того возросший интерес к этому виду боевого искусства?
Т. Найзабеков: Такие планы у нас есть. Мы собираемся организовать чемпионат Казахстана среди ветеранов, это те, кому за сорок. Для них чемпионаты мира, международные турниры остались позади, зато будут организованы имиджевые турниры, ведь есть еще порох в пороховницах. Кстати, в Москве стартовал пилотный проект. Там, в рамках чемпионата Европы провели турнир для ветеранов.
Тумба: Что нужно, чтобы быть в вашей команде?
Т. Найзабеков: Мы рады всем, кто желает познать кекушин, шансы у всех одинаковые. Ну, если есть необходимость, будем воспитывать. Важно, чтобы молодые люди, дети понимали, что каратэ создано не для того, чтобы просто накачивать мышцы. И кекушин уж точно не для тех, кто собирается проявить себя во дворе, обидев более слабого. Кекушин – это дело во благо себя и во благо своей Родины – не меньше. Как бы ни казалось тривиальным и пафосным - твоя поездка на чемпионат – это не просто пополнение спортивной копилки, а, главное, защита чести твоей страны. И я рад, что в нашей организации это понимают даже семилетние дети.
Тумба: Случаются ли в чемпионатах мира по кекушин такие моменты, как выявление допинга у спортсменов? К примеру, тяжелоатлету Илье Ильину, заподозренному в допинге, пришлось возвратить награды…
Т. Найзабеков: Такие моменты, конечно, не могут не огорчать. Не будем сейчас говорить о том, кто прав, кто виноват. С уверенностью скажу только одно – в нашей организации кекушин никто никогда допинг не применял – мы за этим следим. С учениками следует работать с самого их прихода в секции, объяснять им, что допинг ни к чему хорошему не приведет. Мало того, что почки и печень посадишь, так еще с позором вылетишь из спорта. Ученики также должны понимать, что твоя ошибка может сказаться на всей команде. Как это было с российскими спортсменами. Очень жаль зазря потраченного неимоверного труда ни в чем невинных ребят. Здесь, конечно, многое, если не все зависит от тренера, руководителя – если правильно объяснить, то у ученика даже мысли не возникнет пробовать допинг.
Тумба: Проиграть в чемпионате, к которому ты так долго и упорно готовился, наверно, очень тяжело. Как справляются с этим ваши ученики?
Т. Найзабеков: Да, это очень серьезный психологический момент и мы этому вопросу уделяем большое внимание. Однако, важно понимать, что без проигрыша не будет победы, то есть она не будет такой сладкой и яркой. Кто не испытал вкус поражения, то не знает, к чему стремиться. Нужно просто поработать над ошибками и идти дальше.
Тумба: Хотелось бы самому выйти на татами, может быть, поучаствовать в имиджевом турнире?
Т. Найзабеков: К сожалению, выступить в каких-то соревнованиях не могу, потому как занимаю руководящую должность, и мои оценки ученикам воспринимались бы как необъективные.
Тумба: Жаль, значит, в бою человека, первым открывшего в Актау маленькую школу кекушин и взрастившего целую организацию, в которую входит 18 тысяч человек, мы никогда не увидим?
Т. Найзабеков: Биться все же придется. В этом году мне предоставили уникальную возможность пройти аттестацию на 7 дан. Это, можно сказать, высшая степень в каратэ кекушин, экзамен, оценка многолетней деятельности. Мне предстоит пройти 70 боев с равными по мастерству бойцами, черными поясами, многие из которых моложе меня и еще хорошо помнят вкус борьбы на чемпионатах мира и в международных турнирах. 70 серьезных соперников, к спаррингу с которыми я уже начал готовиться. Должен пройти этот тест не только для себя, но и для тех, кого я веду за собой. Постараюсь не ударить в грязь лицом, не подвести своих учеников.
Тумба: На них придется тренироваться?
Т. Найзабеков: Я тренируюсь сейчас на чем угодно и где угодно (смеется).
Тумба: Но быкам не нужно будет ломать рога, как на экзаменах 50 или больше лет назад?
Т. Найзабеков: Нет, быков трогать не будем (смеется), но хочу подчеркнуть, что такой экзамен, помимо прочего, дает шанс доказать, что кекушин каратэ можно заниматься в любом возрасте.
Тумба: Спорт помогает нам в плане здоровья, это также возможность поднять престиж страны. А чем еще полезны ваши ученики для общества?
Т. Найзабеков: Мы активно проводим такие акции, как «Спорт против наркотиков и коррупции». И это не просто лекции, это реальная работа учеников со сверстниками. Они зовут их в спортзалы, показывают на своем примере все возможности спортивного человека. И, знаете, действует. Если не все, то многие, после таких встреч записываются в секции.
Тумба: За многие годы совместной работы с японскими коллегами сумели ли вы сродниться менталитетами, взглядами на жизнь?
Т. Найзабеков: Да, конечно, мы работаем в одном направлении, в одном русле. Это нужно для успешного развития всемирной организации. Не все могут похвастаться такими дружескими взаимоотношениями. И наша, и японская сторона гостеприимно встречает друг друга на чемпионатах, собираются за общим ужином, кекушин объединяет и каждый здесь понимает, что мы должны быть одной семьей, мы и есть семья. Основатель кекушин Масутацу Ояма, создавая это боевое искусство, объединил миллионы людей, это абсолютная истина. Японцы – умные люди, понимают, что для того, чтобы развивать кекушин, нужно знать менталитет других народов, на этой основе выработать свою систему, которая позволит им быть успешнее на татами и в жизни в целом. Кстати, наши менталитеты в чем-то схожи. Хотя, конечно, во многом мы разные.
Тумба: В чем именно?
Т. Найзабеков: По словам японских коллег, им импонирует наше гостеприимство, в их стране это качество едва ли не кануло в Лету. Подзабыли японцы и об уважении к старшим. Если вы пожилой человек и, отправившись в Японию, будете ездить на автобусе, не ждите, что вам уступят место. Там такая позиция – я купил билет, почему же должен стоять? Когда же наши дети, будучи в этой стране, едут в автобусе, то они обязательно отдадут свое место старшему. Наших ребят этому учить не надо, для них это в порядке вещей. Японцы же к таким проявлениям порой не готовы, очень смущаются и благодарят наших детишек со слезами на глазах. Трогательно за этим наблюдать.
Тумба: А чему мы можем поучиться у японцев?
Т. Найзабеков: Дисциплине, порядку. Японцы – народ законопослушный, в этой стране почти нет преступлений. Любое правонарушение даже на бытовом уровне – это, можно сказать, нонсенс.
Тумба: Таджимурат, я, быть может, что-то забыла спросить. Есть возможность дополнить.
Т. Найзабеков: Абсолютно все спросила, абсолютно. Рад был поделиться впечатлениями о чемпионате и развитии нашей организации с читателями «Тумбы».
Тумба: Спасибо за интересную беседу, желаю успехов организации и достойно защитить 7 дан, буду за этим следить.
Т. Найзабеков: Благодарю, постараюсь не подвести!
Фото автора и предоставлено ВКОКК
Видео Малики Хамракуловой
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена