Вера в Деда Мороза: польза или вред
13 Декабря 2016 (15:18) | 4235 | Автор: Редакция
Все знают: чтобы создать праздничную атмосферу, нужно внести в привычный быт оттенок сказочности. Чудеса случаются только в сказках, в быту они происходят в одном случае: если человек в них поверит. Дети легко верят в чудеса и до определенного возраста живут фантазиями. Фантазии необходимы: они позволяют выплескивать эмоции, укрепляют ощущение внутренней свободы, стимулируют творческие способности. Фантазии всегда имеют смысл, они не бывают глупыми. Через них ребенок выражает себя. Внимательное отношение взрослых к фантазиям ребенка укрепляет его доверие к миру.
Очень опасно в раннем возрасте разбивать детскую веру в чудо. Вера ребенка в Деда Мороза не проходит бесследно. Она оставляет в подсознании отчетливый след и твердую уверенность: чудеса возможны. Зачем это нужно взрослому человеку? У многих из нас иногда происходят в жизни такие события, власть над которыми мы не можем взять в свои руки. Тогда нам остается надеяться только на чудо. Способность верить в чудо — один из очень важных защитных механизмов психики человека. Это не только дает силы для борьбы, но и помогает сохранить душевное и физическое здоровье. Кроме этого, считается, что малыши, с развитой фантазией и детской верой в чудеса вырастают людьми общительными, открытыми, уверенными в себе.
Такие разные детки
Чтобы наверняка разобраться в вопросе веры в Деда Мороза, сначала стоит присмотреться к своему ребенку и попробовать проанализировать его характер на этот счет.
Ребенок с развитой логикой как будто родился со знанием мира. Дети-логики не верят в то, что игрушечная лошадь спит, а кукла — хочет есть. Они знают, что игрушки — это неодушевленные существа, и особенно ими не интересуются. Ребенок-аналитик довольно быстро разуверится в существовании волшебного Деда. Когда он догадается, что Дед Мороз — это всего лишь сказка, не пытайтесь настаивать на обратном. Он прекрасно поймет, что родители — врут. Вранье такой ребенок воспринимает в штыки: лучше не ожидать от него мечтаний и не давить.
Мечтательный ребенок верит в сказки, любит сказочных героев, легко в них перевоплощается. Очень эмоционален, обожает фантазировать вслух, чувствителен, легко плачет и смеется по незначительным поводам. У таких детей психологи советуют поддерживать веру в Деда Мороза обязательно. Причем не только поддерживать, но и всячески взаимодействовать с этой верой. Например, вместе написать письмо Деду Морозу. К тому же, если ребенок пишет такое послание, родители получат от этого двойную «выгоду». Во-первых, выведают, что он хочет получить на Новый год, а во-вторых, у малыша будет ощущение сказки, которая, как уже говорилось, очень важна для детского сознания.
Есть дети, которые стремятся все потрогать руками. Такие сенсорики живут ощущениями: им нужно все сразу, они очень тяжело привыкают к понятиям «потом», «когда-нибудь». Как правило, это либо активные дети, познающие мир на ощупь — бегающие, прыгающие, ходящие по головам. Либо пассивные созерцатели, любящие поспать и покушать, чувствительные к холоду и жаре, к разным вкусам еды. У таких детей приоритетами в жизни являются внешние или внутренние ощущения: потрогать, осязать, попробовать на вкус. И, желательно, именно сейчас, а не через неделю. В Деда Мороза они верят легко, но будьте готовы к тому, что предупреждать о появлении Деда нужно непосредственно перед событием (перед приглашением Деда Мороза со Снегурочкой на дом или перед утренником).
Ребенок-наблюдатель очень пытлив, его интересует все на свете. Он изучает мир постоянно, даже во сне. Его глаза исследуют все потайные углы, ему не нужно трогать вещи, чтобы понять их — достаточно взглянуть. Такой ребенок очень рано проявляет качества «вундеркинда», понимая, о чем говорят взрослые. В раннем возрасте умеет объяснять довольно сложные процессы. Сообразителен, легко загорается идеями. Подобный ребенок обязательно поверит в Деда Мороза, и вам придется подробно объяснять — где родился Дедушка, кто его мама, папа и другие родственники, почему он передвигается на санях, а не в лимузине. Кто такие олени, и с какой скоростью они движутся…
Стоит учесть, что все дети гораздо умнее, чем о них принято думать. А потому не удивляйтесь, если однажды выяснится, что ваш ребенок притворялся, что искренне верит в Деда Мороза специально для того, чтобы просить «у него» подарки, которые родители не могут или не хотят ему купить. В этом случае психологи советуют рассказывать ребенку, сколько дел у Деда Мороза, скольких детей ему приходится посетить во всем мире. В том числе и детей, у которых нет мамы и папы… Это объяснение пригодится в том случае, если ребенок просит очень дорогой подарок.
Что мы знаем о жизни Деда Мороза?
Дети очень любят, когда родители вместе с ними фантазируют на тему Дедушки Мороза. Развивайте воображение вашего чада, задавая ему вопросы:
— Как ты думаешь, в каком доме живет Дедушка?
— А чем он занимается целый год?
— Как он путешествует?
— Кто помогает ему и Снегурочке поздравить всех ребят с Новым Годом?
Рекомендации психолога
А вот как советует отвечать на детские вопросы психолог Наталья Гришаева:
ВОПРОС: А Дед Мороз существует? Где он живет?
ОТВЕТ: Конечно, существует! Ты же видел его в мультиках, в фильмах, в книжках, он же приносит тебе подарки и кладет ночью под елку. Дед Мороз живет в городе Великий Устюг.
ВОПРОС: Почему я получил в подарок конструктор, хотя просил у Деда Мороза машинку?
ОТВЕТ: (Вы, конечно, забыли про машинку, так что придется выкручиваться.) Дедушка Мороз перепутал, у него тысячи заказов. Напиши ему письмо и попроси поменять подарки. (Письмо, запечатайте в конверт и опустите на глазах у чада в почтовый ящик, а потом придется все-таки купить машинку и подарить с опозданием.)
ВОПРОС: Мама, я видел, как у Деда Мороза борода отклеилась, а Снегурочка под белым париком рыжая! Они что, не настоящие?
ОТВЕТ: Бывают Деды Морозы и Снегурочки настоящие, а бывают те, кто ими работает, чтобы помогать настоящим все успеть. В следующем году к тебе обязательно придет настоящий Дедушка Мороз.
ВОПРОС: Мама, а у Деда Мороза есть жена?
ОТВЕТ: Есть, но она ждет его дома. А с ним в гости к детям ходит внучка — Снегурочка.
ВОПРОС: В детском саду Дудкин говорит, что Деда Мороза нет, а подарки покупают нам родители. Это правда?
ОТВЕТ: Знаешь, Дед Мороз приходит только к тем, кто верит, что он есть. Вот я верю, и он приносит мне подарки каждый Новый год".
Даже по прошествии лет, когда малыш подрастет и поймет, что это только красивая игра, светлое чувство к доброму старику и этим чудесным праздникам останется в его душе навсегда!
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Языческие прототипы Деда Мороза (надо знать СВОЮ историю), Отправим Санта-Клауса на родину! Вы только почитайте насколько Морозко сложней и красивей!!!
1. Карачун (Корочун, Каручень) - по некоторым источникам Карачун - это другое имя Чернобога или его порождение - подземного бога смерти, повелевающего морозами, бога зла, лжи, несчастья, ненависти, тьмы и ночи.
По некоторым данным, Карачун – сезонный бог из свиты Велеса. Так или иначе, Карачун связан со смертью (белорус. корочун - внезапная смерть в молодом возрасте, злой дух, сокращающий жизнь; рус. карачун - смерть, гибель, злой дух). Эта его ипостась отразилась и в поговорках: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун». Природные явления зимы невольно ассоциируются у человека со смертью: природа как будто умирает, мир холоден и покрыт ночной тьмой. Более того, зимой была очень высокая смертность населения и скота. Соответственно, все, связанное с негативными явлениями зимы, также приписывалось Карачуну: он студил землю и укорачивал дни. Зимние погодные явления олицетворялись его прислужниками: медведем-шатуном и волком.
В Новгородской летописи ″стояше вся осенина дъждева отъ Госпожина дни
до Корочуна″ (ПСРЛ III-9), Керечун или Крочун вечер - сочельник или
Рождественские святки. Окочуриться, накатить карачун - т.е. остыть, как
труп. Возможно как-то
связан с древним культом Крота. Вероятно, что это другое имя Кащея.
------------------------------------------------------------------
2. Позвизд (Посвист, Похвист) – свирепый бог ветров, бурь и непогод или бог северного зимнего ветра; по некоторым источникам в его подчинении были и позитивные погодные явления. «С его бороды лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило Позвизду тряхнуть волосами, как на землю валил крупный град.
Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями снег. Стремительно носясь по небесам, сопровождаемый свитою бурь и ураганов, он распространял вокруг шум и свист, и ничто … не могло устоять перед его стремительностью и натиском! (″Густинская летопись″, Иннокентий Гизель ″Синопсис″, 1674 г.), северного ветра, о нем сообщают Кромер и Меховский. Внук Стрибога.
Позвизд имел вид свирепый, волосы и бороду всклокоченные, крылатые распахнутые одеяния. Жил он где-то на вершинах высоких и далеких гор…» swarog.ru
Упомянут в Синопсисе среди идолов, установленных кн. Владимиром в Киеве в 980 г.:
По-перше, поставив (Володимир) чільного кумира, подібного до людини, на ім’я Перун, бога грому… Третій — Позвизд, інші ж кликали його Похвистом, деякі називали Вихром, сповідуючи, буцім був богом вишини, доброї та поганої погоди.
----------------------------------------------------------------------------------
3. В мифологии существуют и весьма близкие Морозу духи Зимник и Зюзя (белорусская мифология).
Судя по немногочисленным описаниям персонажей, их можно считать одной из разновидностей Мороза (возможно, территориальных):
Зимник - «…это старичок со светлой бородой, светлыми волосами, без шапки, без обуви, с железной булавой в руках. В фольклоре сохранилась примета: «если зимою заходит из лесу в деревню старик небольшого роста, с белыми, что снег, волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, босой, в теплой зимней одежде и с железной булавой в руках - жди жестокой стужи, которую предвещает появление Зимника» swarog.ru
Перед нами, с одной стороны, олицетворение стихии природы, силу которой символизирует булава; с другой, некоторая «сглаженность» образа: старичок небольшого роста, что делает его более близким человеку, а значит, менее враждебным.
--------------------------------------------------------------
4. Велес - бог скота, пастушества, богатства, облаков, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, хозяин бесов, вестник богов, проводник умерших душ. Хотя он не прототип, а мифический близкий родственник.
На Севере Руси ″скотий бог″ особенно почитался и вообще был характерен для Русского Севера. Слова «власть», «волосить» (властвовать) произошли от имени этого бога. Велеса называют «богом всей Руси» (договор русских с греками 907г).
На родственность Велеса и Мороза указывает, прежде всего, сама мифология: по ряду источников Мороз - сын Велеса и Мары/ Бури Яги/Дивы. Таким образом, возникает связь Велес – Мороз – Дед Мороз.
Это «мифологический» ответ на поставленную проблему. Но на близость образов указывает также и прочее:
- под властью Велеса находились звезды: волосыни, волосожары, власожелищи. Волосыни - жены Велеса, созвездие Плеяд, согласно И.И.Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) - ″Волосыни да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток″ (Срезневский И. Словарь Древнерусского Языка). Волосожары - Млечный Путь - ″Велес чесався и волосья разбросал″. Вселенная представлялась древним Коровой, Млечный путь также молоко ее. Велес - сын Коровы Вселенной. Лось - Созвездие Большой Медведицы - чертоги Велесовы.
- под властью Велеса находились воды: «невернии сии человецы моли слезно своего Волоса, да низведет дождь на землю» («Сказание о построении града Ярославля»), из чего следует, что Волос-Велес давал дождь и распоряжался небесными водами;
- Велес представлял культ мертвых, предков, душ умерших. Рыбаков Б., ссылаясь на Веселовского А., приводит ряд балтийских параллелей: welis - литовск. - покойник, welci - души умерших; а также, ссылаясь на Иванова, Топорова, приводит значение корня Vel – мертвый, wael - древнеанглийск.- оставшийся на поле боя, труп. И далее Рыбаков развивает мысль: первоначально, в далеком охотничьем прошлом, Велес мог означать ″духа убитого зверя″, ″духа охотничьей добычи″, т. е. бога того единственного богатства первобытных охотников, которое олицетворялось тушей побежденного зверя.
- Велесовы Дни (1-6 января). Обряды. Ряженье. Упомянутое в начале статьи ряжанье в звериные маски и одежду навыворот Рыбаков связывает с культом Велеса через образ мохнатого медведя, древнейшего символа Велеса. Успенский Б.: в Великий четверг на страстной неделе совершали обрядовую «окличку» мертвых. «В этот день … жгли солому и кликали мертвых» (Стоглав, 1890, с. 193), а также скотину в печную трубу. Но в этот же день окликали Мороз с приглашением его на трапезу и просьбой не бить урожай. Успенский Б. отмечает, что Мороз «обнаруживает несомненную связь» с Велесом.
Таким образом, Мороз можно рассматривать как порождение Велеса, одну из его сторон. Мороз – это зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя.
------------------------------------
5. Троян - образ неоднозначный и, судя по всему, малоизученный. В одних источниках его называют богом луны или месяца, в других - богом здоровья, целебных трав и знахарства. Луну же относят к Симарглу.
Троян - упомянут в апокрифе ″Хождение Богородицы по мукам″ в ряду ″Троян, Хърс, Велес, Перун″, в полууставной рукописи Толстовского собрания среди ″Перуна и Хорса, Дыя и Трояна″.
В ″Слове о Полку Игореве″ упомянуты тропа Троянова, века Трояновы и земля Троянова. В поздних сербских источниках сказано, что Троян боится солнечного света и у него козлиные уши. Возможно, это один из пекельных богов, ипостасей Чернобога.
В данной статье ограничимся лишь измышлениями некоторых исследователей, усматривающих связь Трояна с искомым образом.
Золотев Ю.: На Руси хозяином зимы, по-видимому, считался рогатый месяц... В глубокой древности месяц … обожествлялся в виде быка или тура». Но Троян был не только богом зимы, снега, дорог. Будучи богом луны, он не принадлежал целиком к кругу светлых, благостных богов древних славян. Связанный с культом предков и плодородия, Троян был также божеством ночного мрака, темных сил и ужасов. И еще он был великим судьей, тем, кто награждает и наказывает и живых, и мертвых. Не случайно в народной традиции путь на «тот свет» - Млечный путь - зовут «тропою Трояновой».
Веремьев А.: Известны земляные валы на землях Украины, самые протяжённые - Змиевы валы Киевщины, тянущиеся вдоль правого берега Днепра до самого Чёрного моря, названные Трояновым Валом. «Троян - это первый и подлинный Дед Мороз нашего народа». Далее автор пересказывает несколько странную легенду о Трояне
Жарникова С.: Трояна ассоциируют с древнеславянским божеством луны, получившим свое имя от ее трех фаз. С Трояном в народной традиции связывались представления о зиме, снеге, сугробах, снежной белизне и тропах, протоптанных дикими турами. На Святках по селам водили быка, одевали рогатые маски, называемые «туром», прославляли в святочных песнях «тура» и «турицу» (Рыбаков связывает это действо с Велесом).
Далее, развивая свою мысль, ученый связует Деда Мороза с Родом через тройственность Род-Велес-Троян. И далее определяет первоисточник этой связи через Варуну. (Та же идея встречается и в vokrugsveta.ru )
----------------------------------------------------------------------------------------
6. Со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке ″Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда. Мороз (Студенец, Трескун, Морозко) – дух холода, широко распространенный в восточнославянском фольклоре (сказки, обряды, поговорки и пословицы).
Наиболее известный образ этого духа запечатлен в народной сказке «Морозко» и поэме Н. Некрасова «Мороз, Красный Нос»:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит, хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Внешний облик Мороза разнится в источниках: от огромного получеловека-полустихии до старичка небольшого роста. Очевидно, чем более значимым был образ для населения той или иной территории, тем более грозным обликом наделялся бог.
Мороз, Морозко— персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора; культ МОРОЗА косвенно отражен во всех славянских традициях (главным образом в пословицах и поговорках). У восточных славян представлен сказочный образ МОРОЗ-— богатыря, кузнеца, который сковывает воду ″железными″ морозами (калинниками, по народной этимологии связанными с ″калить″); сходные представления отражены в чешских и сербохорватских фразеологических оборотах и обычаях, связанных с кузнецами. Возможно, что сказочный образ МОРОЗА (Трескуна, Студенца), в русской сказке идущего с Солнцем и Ветром и угрожающего заморозить встретившегося им мужика, может быть сопоставлен с образом МОРОЗА, живущего в ледяной избушке и одаривающего (в функции сказочного помощника) пришедшего к нему.
Обрядовые представления, лежащие в основе этих образов, сохранялись у восточных славян в ритуале кормления МОРОЗА накануне Рождества (см. Приглашение). В каждой семье старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое окно с печи и предложить МОРОЗУ ложку киселя или кутьи со словами: ″Мороз! Мороз! Приходи кисель есть. Мороз! Мороз! Не бей наш овес!″; затем следовало перечисление растений и злаков, которые МОРОЗ не должен был побить (ср. обычай кормления дедов-предков и сочетание Дед МОРОЗ). В восточнославянской низшей мифологии МОРОЗ — старичок низенького роста, с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий трескучие морозы; от удара МОРОЗА по углу избы трескается бревно.
Древний Дед Мороз, согласно славянским языческим мифам, обитал в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, пройдя через колодец (кстати, именно такой переход описан в некоторых народных русских сказках, ежели помните). Сейчас Дед Мороз живет в городе Великий Устюг, на востоке Вологодской области.
В общем ВЫБИРАЙТЕ
Санта против Морозко
1.
* Санта Клаус безобразно пузат, толст и обжорист
* Деда Мороза традиционно никогда не изображают толстым! Он одет в богатые тёплые одежды, высок и широкоплеч, но даже в этих одеждах не выглядит толстым! ″Толстые деды Морозы″ - влияние западной культуры!!
2.
* Дед Мороз мужественен - внучка Мороза Снегурка в более ранних источниках - его Дочь!
* О возможностях Клауса умолчим))))
3.
* Дед Мороз приходит на праздник к детям и дарит подарки. Он могущественен и способен посетить ВСЕ утренники))
* Санта Клаус влазит в печную трубу. Как вор.
4.
* Дед Мороз богат - всё зимнее серебро, все бриллианты - его. Его одежда - богатая боярская, расшитая золотой и серебрянной нитью, отороченная богатым мехом. Он - царь
* Санта Клаус одет в какую-то пуховую пижаму и традиционно - шутовской колпак!
5.
* Дед Мороз трансформировался в народном сознании из злого могущественного духа в великолепного царственного дарителя
* Санта Клауса умудрились превратить из благостного Святого - защитника обиженных и детей в разжиревшего не по делу смешливого шутовского коммерческого старикашку, пьющего кока-колу и жрущего гамбургеры!
ИТОГ:
Я не против Санты - исконного Санты, святого Клауса. Пусть он правит у себя на родине. Пусть дарит детям радость.
отмена