Казахстанцы перестают покупать отечественную мебель
6 Апреля 2015 (15:39) | 2356 | Автор: Редакция
Мебельные фабрики Казахстана снижают объемы производства из-за девальвационных ожиданий и наплыва дешевой российской мебели на казахстанский рынок. Об этом LS сообщили участники рынка.
По словам директора Алматинской мебельной фабрики и президента Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности Михаила Глухова, спрос на мебель в I квартале 2015 года снизился, в основном из-за девальвационных ожиданий. Ко всему прочему накладывается сезонное снижение спроса.
«Большинство казахстанский компаний работают на внутреннем рынке, зависят от потребительского спроса и закупок монополистов и государства. Понятно, что в этом году, когда идет сокращение бюджета, не стоит рассчитывать на то, что покупки у государственных организаций вырастут. Сезонный фактор имеет место быть. I квартал, включая апрель и начало мая – период слабого потребительского спроса», — отметил М.Глухов.
В то же время собеседник LS считает, что ситуация в наплывом российской мебели в Казахстан неоднозначна. Во-первых, демпинг со стороны российских производителей, по словам спикера, происходит в разных регионах Казахстана по-разному. Больше всего влияние поток российской мебели оказал на приграничные регионы страны.
Во-вторых, сырье и комплектующие для производства мебели закупаются в России по низкой цене, что позволяет производителям снижать цену на собственную продукцию. «Вместе с курсом рубля упали цены на сырье и комплектующие. По 2015 году, мы считаем, будет определенный паритет цен по местному производству и импорту мебели из России. Вообще, российская мебель никогда не отличалась низкой ценой», — подчеркнул М.Глухов.
Он также сообщил, что отрицательная тенденция в производстве казахстанской мебели сложилась еще в 2013 году. По данным М.Глухова, объем отечественного производства мебели снизился в 2013 году на 5%, в 2014 году – на 14%
«Конечно, мы все ждем выборов (президента Казахстана — прим. LS). После окончания выборов будет понятна ситуация с потребительским спросом и курсовой разницей. Население должно понимать, что если будет девальвация, то все товары подорожают. Если покупать, то покупать выгоднее сейчас», — считает собеседник LS.
Кроме этого, ситуация усугубляется высокими процентными ставками по кредитам для бизнеса. «Оборотные средства кредитуются под очень высокий процент. Когда упал потребительский спрос, кредиты подорожали с 12% до 24%. Процентную ставку более 20% «отбить» в наших условиях невозможно. Доступность финансирования – сложная проблема. Хорошо, что есть государственная помощь в обрабатывающей промышленности, в том числе в мебельной. Есть кредитование под 6% годовых. Понятно, что этих денег всем не хватит», — пояснил спикер.
М.Глухов также отметил, что спрос на продукцию Алматинской мебельной фабрики снизился по итогам I квартала 2015 года на 30-50% относительно аналогичного периода 2014 года. Сейчас компания работает за счет резервов, созданных в прошлом году. «Производство не упало, никого не сократили. Работаем за счет резервов сырья, комплектующих и финансов, которые создали в прошлом году. Понятно, что эти резервы не безграничны», — подчеркнул собеседник LS.
В свою очередь, директор мебельной фабрики «Новый дом» (Петропавловск) Николай Ольков отметил, что ослабление рубля негативно влияет на мебельную отрасль Казахстана. Предприятие было вынуждено снизить стоимость собственной мебели для стимулирования спроса.
«Из-за того, что у нас валютный курс стал не соответствовать реальности, российская продукция теперь дешевле нашей. Но дело в том, что сейчас мы уменьшаем цены на свою мебель на 20-30% за счет того, что мы приобрели более дешевые материалы из России. Следовательно, мы можем предложить более дешевую мебель. Проблема в том, что у нас есть немаленькие запасы материалов и товаров, которые были закуплены по прежним ценам. И если огульно уменьшить цену, то можно получить убытки», — подчеркнул собеседник LS.
По словам Н.Олькова, снижение стоимости продукции вынудит предприятие сократить заработные платы сотрудникам. «Пока мы большими усилиями стараемся сохранить коллектив и заработные платы. Но я знаю, что во многих предприятиях еще не выдали зарплаты за февраль», — пояснил спикер.
При этом, согласно Н.Олькову, расходы компаний увеличились из-за повышения коммунальных расходов. «Например, электроэнергия для нас обходится в 22,33 тенге за кВт/ч. Получается, что у нас большие затраты», — пояснил директор фабрики.
Уменьшив стоимость собственной мебели на 30%, фабрике необходимо продать на 30% больше мебели, сказал Н.Ольков. «Но такие объемы мы не продадим, потому что три месяца 2015 года показали, что на рынке полный шлак. Тендеры тоже практически не проводятся, то есть резкое уменьшение бюджетных расходов. Получилось так, что наши власти вовремя не установили адекватный курс (тенге — прим. LS). Люди вывезли в Россию денежные средства. Поменяли тенге на доллары и сидят, ждут, когда произойдет девальвация. А она неизбежна. Население понимает, что держать этот курс очень опасно, потому что мы лишаемся оборотов и работы», — добавил собеседник LS.
Директор мебельной фабрики «Регал» Максат Ермагамбетов отметил, что российская продукция увеличивает долю на казахстанском рынке мебели.
«Казахстанские производители мебели уже не могут конкурировать с российскими компаниями, потому что их мебель подешевела на 50%. Казахстанским производителям теперь тяжело работать, идет отток капитала», — сообщил LS М.Ермагамбетов.
Количество сотрудников в предприятии М.Ермагамбетова сократилось втрое — с 15 до 5 работников. Кроме того, спикер не исключает, что компанию придется закрыть в ближайшее время. «Заказы уменьшились на 50-70% с ноября прошлого года. Сейчас многие казахстанские производители терпят снижение объема заказов, многие сокращают работников, некоторые закрываются», — подчеркнул собеседник LS
В качестве решения данной проблемы М.Ермагамбетов предлагает создать таможенные барьеры для мебели российского производства либо провести девальвацию.
В свою очередь давление со стороны российских производителей не наблюдает мебельная фабрика Adelfi. Компания позиционируется как производитель мебели дорогого сегмента на заказ. «Конкурентов со стороны России нет. Они такую мебель не делают даже. Клиентура компаний, которые делают мебель на заказ, не покупают готовую мебель. Готовая продукция нам не конкурент, это не наша отрасль», — заключили представители фабрики.
lsm.kz
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена