Торговая отрасль страны: от «колючки» и рэкета до цифровых площадок
Курс валют в Актау
на 06/11/2024
 
424.86
428.61
 
514.3
519.05
 
5.83
6.01
Номер редакции: +7 775 350 54 52
Новостной отдел: +7 777 259 44 50
Рекламный отдел: +7 778 399 22 62
reklama@tumba.kz
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Среда,
6 Ноября, 06:19
Вход |Регистрация
Главное » Новости Казахстана

Торговая отрасль страны: от «колючки» и рэкета до цифровых площадок

24 Октября 2024 (16:00) | 632 | Автор: Редакция

Как менялась торговая отрасль страны на примере знаменитой алматинской барахолки, через какие сложности прошел бизнес, и выживут ли базары в век цифровизации, — рассказала Taspanews.kz руководитель Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева в преддверии 25-летнего юбилея организации. А мы попросили ИИ сгенерировать картинку, как будет выглядеть алматинская барахолка в будущем.

Глядя на многочисленные ТРЦ, сегодня сложно представить, что история торговли страны начиналась с «колючки», которая потом превратилась в знаменитую алматинскую барахолку. В тяжелые 90-е она кормила всю страну, на ней держалась экономика, а сегодня барахолка переживает абсолютно новый этап трансформации. Жибек Ажибаева рассказала корреспондентам Taspanews.kz, через что пришлось пройти ее Ассоциации и миллионам простых челночников. 

В конце 90-х годов произошло то, к чему страна была не готова — система планового хозяйства фактически была разрушена, закрывались производства, миллионы людей оказались без работы и средств к существованию. Огромная масса людей была вынуждена искать новые источники дохода, чтобы прокормить семьи. Люди начали заниматься торговлей, появились первые челночники. Мест для реализации товаров не было, стали возникать небольшие торговые точки. 

Жизнь за «колючкой»

Местные исполнительные органы для того, чтобы хоть как-то контролировать стихийную торговлю, стали выделять небольшие участки. Как правило, это были свалки, которые засыпали землей, ровняли и отдавали под торговлю. Они были огорожены колючей проволокой, как режимные объекты, за что их прозвали в народе «колючкой», — рассказывает Жибек Ажибаева.

В те времена разрешали торговать только по субботам и воскресеньям. Тысячи людей приезжали в «колючки», чтобы найти товары подешевле, произвести обмен или продать свои вещи. Остановить процесс возникновения рынков и базаров было уже невозможно, полуголодная страна выживала за счет этих торговых точек. Начал зарождаться новый вид деятельности. «Колючка» приютила учителей, научных сотрудников, врачей, которые остались без работы. Рынок был стихийным, и там царили абсолютно дикие законы. Возникла острая необходимость правовой поддержки — так появилась Ассоциация торговых предприятий, которая встала на защиту прав предпринимателей и вот уже 25 лет занимается этим.

«Объединились лидеры, люди, которые имели юридические знания, опыт, они начали ездить по точкам и помогать людям в решении спорных вопросов. „Колючки“ начали превращаться в барахолки. Вся проблема заключалась в том, что у нас не было ни одного нормативного правового акта, который бы регулировал торговую деятельность, царил абсолютный бардак в налоговой части. Рынок работал по своим законам и правилам, в тени. Барахолка стала местом, где процветал криминалитет. Необходимо было наводить порядок, систематизировать этот стихийный дикий процесс. В 1999 году Ассоциация официально начала свою деятельность, получив регистрацию. Первой и ключевой победой было принятие постановления правительства об организации деятельности торговых рынков. Члены Ассоциации взялись за разработку целого ряда документов. Я помню, как мы сидели и писали, что такое торговый рынок, каковы его цели и задачи, какова ответственность сторон: государства и бизнеса, какие должны быть санитарные нормы», — вспоминает Жибек Ажибаева.

Эти законодательные нормы действуют до сих пор. Но, прежде чем они были приняты, им пришлось пройти через смену трех поколений премьеров.

«Криминальное чтиво» алматинской барахолки

С одной стороны Ассоциация пыталась выстраивать диалог с госорганами, с другой — разбираться с криминалитетом, который держал рынки в страхе. Многие помнят про рэкет из 90-х, который крышевал базары. 

«Я помню, как у меня разрывался телефон от звонков и люди просили помочь им. На одном из рынков царили такие правила: вечером после торгового дня приезжал к выходу бусик, и через него проходили торговцы, чтобы оставить заработанное. С иностранцами было еще сложнее, бывало, что они звонили и говорили, что их вывезли в поле, избили и забрали все деньги. Им нужна была правовая защита. Поэтому мы взаимодействовали с прокуратурой, финансовой и миграционной полицией, чтобы решать все эти вопросы», — рассказывает Жибек Ажибаева. 

Жуткие криминальные истории рассказывали на барахолке про то, через что приходили женщины-челночницы. 

«Это боль, через что пришлось пройти нашим женщинам, которые вынуждены были кормить семьи. Это было и насилие, в том числе сексуальное. Были убийства, рейдерство. В общем, все, так сказать, негативные стороны становления экономики и торговой отрасли, о которых сегодня уже не принято вспоминать. Предприниматели того времени прошли через много сложностей, это было действительно выживание. И нашей задачей всегда была защита прав и имущественных интересов бизнеса. Но при этом мы держали спрос и с самих торговцев, у них появлялись не только права, но и обязанности. Если они были в чем-то неправы, нарушали закон, мы принимали меры. Это касалось вопросов качества привозимых товаров, безопасности», — делится глава Ассоциации.

Тяжелая ломка или модернизация барахолок

Еще один острый период, через который прошла алматинская барахолка — это модернизация рынков. Старая система сопротивлялась новым правилам. Барахолки горели чуть ли не каждую неделю, люди теряли все, их бизнес превращался в пепелище. Это отдельная история торговой отрасли страны, и она тоже полна жертв. Решалась судьба барахолки: закроют ли ее совсем или она выйдет, как феникс из пепла в новом обличии? С большим трудом, но началась модернизация. Крупные рынки обзавелись своими пожарными машинами. Стали отстраиваться новые торговые павильоны, появились эскалаторы. Жибек Ажибаева вспоминает, что все это приходилось делать самому бизнесу — субсидирование, поддержка от государства появилась значительно позже, когда основная тяжелая затратная работа уже была выполнена. 

«На рынках стали появляться первые процедурные медицинские кабинеты. Раньше женщины зимой в лютый холод стояли, и у них уже были хронические, так сказать „профессиональные“ заболевания, наконец-таки появилась возможность взяться за здоровье. Началось оформление пенсионных, у людей появилась какая-то гарантия. Началось нормальное трудоустройство. В целом модернизация позволила решить ряд очень важных вопросов. Начал появляться новый формат — торговые дома», — рассказывает наш спикер.

Новая эра цифровых базаров

Сегодня алматинская барахолка снова стоит пред серьезными вызовами. И опять решается судьба: быть или не быть. Многие считают, что приход цифровизации в торговлю может уничтожить базары. Уже сегодня большая часть товаров реализуется через социальные сети, достаточно иметь склад и страницу в Инстаграм, чтобы вести бизнес. 

«Да, происходит смена поколений. Те женщины, которые начинали торговать 30 лет назад, сегодня уже выходят на пенсию. В торговлю приходит молодое поколение, которое ориентировано на электронную торговлю, e-commerce. И поэтому сегодня мы переживаем еще один период, когда торговая отрасль принимает новый вызов времени. Локдаун стал испытанием на прочность, после коронавируса у нас совершенно поменялась философия работы. Мы не могли представить, что можно быть на удаленке. У нас не было понятий „товар на вынос“, „доставка на дом“. Все эти изменения диктуют новые правила, они как дают новые возможности, так и ставят иные требования. Не все смогли переформатировать свой бизнес и изменить себя. Были снова жертвы, многие потеряли бизнес. Но я не думаю, что барахолка может исчезнуть совсем. Все-таки базары — это неотъемлемая часть нашего исторического генетического кода. Люди будут ходить и делать покупки, выбирать, трогать, мерить. Базары изменятся, они могут принять черты некоего культурного места, стать достопримечательностью для туристов. Это возможно в будущем — будут уже этно торговые площадки», — говорит Жибек Ажибаева.

 

Подписывайтесь на наш Telegram канал -
будьте в курсе всех новостей
Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ:
нет комментариев
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или войдите в систему