Известная исследовательница рассказала о происхождении персонажей казахской мифологии
19 Июня 2024 (14:31) | 433 | Автор: Редакция
Известный культуролог и исследователь казахской мифологии Зира Наурызбай отмечает, что когда тот или иной этнос принимает новую религию, древние божества становятся персонажами более низкого статуса в рамках демонологии и превращаются в «шайтанов, пери, джинов».
Об этом она рассказала во время лекции «Женские образы в казахской мифологии». Мероприятие было организовано мультиплатформенным научно-образовательном проектом Qalam Global в городе Караганда.
Зира Наурызбай говорит, что древние мифы, которые когда-то занимали значительное место в сознании общества, прошли через долгую эволюцию, и стали примитивнее, изменившись и превратившись в фольклор после прихода ислама.
Она привела пример мифического персонажа «албасты», параллели с которой есть у всех евразийских народов: «Ученый Серикбол Кондыбай доказал, что албасты – очень древний образ, который изначально был женским божеством». Но с приходом ислама, восприятие «албасты» изменилось.
В ходе лекции она также привела пример того, как в ходе распространения новой религии один мифологический образ сменяет другой.
«Фатима – имя дочери пророка Мухаммеда. В то же время для тюркских мусульманских народов во многих случаях она заменила Умай – женское божество, покровительницу детей и рожениц. Этнографы отмечают, что в одних местах принимая роды могут говорить: «Менің қолым емес, Ұмай ананың қолы» (Это не мои руки, а руки Матери Умай), а в других – «Менің қолым емес, Бибәтима ананың қолы» (Это не мои руки, а руки Матери Бибатима), где «Бибәтима» – видоизмененное «Бибі Фатима», - говорит лектор QalamGlobal.
Зира Наурызбай отмечает, что ценность мифов не только в том, что они описывают представление о мире древних людей.
«У нас зачастую слова «мифология», «миф» воспринимают в качестве выдумки. На самом деле миф – это образная, символическая капсула. Наши предки в эту капсулу заложили свое представление о том, как создавался мир. Так они выражали свои душевные и духовные структуры. Да, миф может ошибаться, например, о том, как создавался мир, но он точно говорит о том, как устроена душа человека. Не зря для сценаристов, психологов книги по мифологии становится одним из главных учебников», - заявила она.
Зира Наурызбай. Фото: Евгений Ткаченко
Во время лекции автор Qalam Global подробно рассказала о женских образах казахской мифологии, как Ұмай ана, Мыстан кемпір, Жезтырнақ, Жалмауыз кемпір, От Ана, Небесная старуха Көклен, Албасты, Пері и многие другие. Отдельно блок лекции был посвящен женским персонажам из казахских эпосов.
Справочная информация:
Зира Наурызбай– известный культуролог, исследователь казахской мифологии, писатель и киносценарист. Кандидат философских наук. Автор книг «Вечное небо казахов», «Четыре облака», «Женские образы в мифологии предказахов Серикбола Кондыбая», «Субъевт(ив)ная казахская культура (в соавторстве с Таласбеком Асемкуловым ), цикла детских книг на основе казахской мифологии «Приключения Бату и его друзей (в соавторстве с Лилей Клаус), романа «Соперница».
Qalam Global – мультимедийный проект, посвященный истории и культуре мира, как они видятся из Казахстана и Центральной Азии. Над проектом работает международная команда исследователей из разных стран, включая Казахстан, США, Канаду, Великобританию, Россию. Qalam доступен на трех языках: казахском, русском и английском.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему