«Крупнейшие производства микрочипов сосредоточены в странах Юго-Восточной Азии, где пандемия показала высокие темпы распространения, а бизнес, соответственно, испытал продолжительный локдаун. Как следствие – производство микросхем было остановлено», — пояснил Артур Мискарян.
Из-за пандемии во многих странах закрылись городские, междугородние и международные пассажирские перевозки. Из-за этого усилился спрос на мировом авторынке.
«Личный автомобиль стал, во-первых, наиболее надежным, а во-вторых – наиболее безопасным видом транспорта. В результате до сих пор спрос на автомобили во всем мире опережает темпы производства, и эта проблема лишь усиливается», — рассказал Мискарян.
Читайте также: Кризис авторынку не помеха: какие автомобили скупают по всему Казахстану
Казахстанский авторынок впервые столкнулся с этой проблемой в ноябре 2020 года после закрытия «Азия Авто». В 2021 году возникла новая проблема – задержка грузов на границе Китая.
«Значительная часть автомобилей и комплектующих для производства поставляются из Японии, Южной Кореи, а также из самого Китая. Грузы долгое время вынужденно простаивают на границе, в результате сбоя в логистической цепочке затягиваются сроки поставок», — заявил эксперт.
На сегодня сроки поставок новых автомобилей для потенциальных клиентов варьируется от трех до шести месяцев.
Цены на автомобили
В Казахстане, как и во всем мире, цены на автомобили ежегодно растут. По последним данным, они выросли на 17-20%. Аналогичный рост отмечается в соседней России, в то время как участники американского рынка фиксируют рост в среднем на уровне 15-18%.
Читайте также: Реально ли купить надежный и недорогой подержанный автомобиль в Казахстане
На вторичном авторынке также отмечается небывалый рост цен. Казахстанские автолюбители связывают это с нехваткой новых автомобилей.
«За последний год спрос на автомобили усилился в целом, как на первичном, так и на вторичном рынках. Очевидно, что рост спроса уже сам по себе стимулирует рост цен. Дефицит новых автомобилей лишь усиливает это воздействие, так как для многих покупателей отсутствие желаемого автомобиля в салоне становится причиной поиска аналогичного авто на вторичном рынке», — пояснил Артур Мискарян .
Дефицит и ценовой рост не повлиял на покупательскую способность казахстанцев. С января по август 2021 года автосалоны продали 76 тысяч новых автомобилей, что на 40% больше, чем в 2020 году.
Эксперты советуют казахстанцам, планирующим приобрести автомобили, не ждать окончания дефицита. Поскольку цены будут только расти, а сроки решения проблем неизвестны.