Не рожать и не усыновлять детей – это их выбор. "Чайлдфри" – движение, зародившееся в США. Его сторонники считают, что в отказе от продолжения рода нет ничего плохого. Приверженцы этого движения появились и в Казахстане. В своих монологах казахстанские чайлдфри рассказывают, почему они предпочитают счастье без детей.

 

Я не ненавижу детей

Елена Иванова, 23 года, феминистка, специалист в сфере продаж, маркетинга и рекламы.

Елена Иванова

 

Елена Иванова / Фото со страницы "ВКонтакте"

Мне было 15 лет, когда я заявила своей маме, что я не выйду замуж и не буду рожать детей. Тогда в Казахстане ещё не было понятия "чайлдфри". Соответственно, осознание ко мне пришло ещё до того, как я узнала этот термин, и до того, как он стал мейнстримным и популярным. С того возраста прошло восемь лет, и мои убеждения не изменились. Я просто узнала, что помимо меня существуют такие же люди, которые тоже не хотят рожать и воспитывать детей, я не одна такая, и это очень здорово.

 

Моё мышление гибкое, я рассматриваю тот вариант, что когда-нибудь захочу ребёнка. Но я не буду ребёнка рожать. Если когда-нибудь я его или её захочу, то, скорее всего, возьму его или её из детского дома.

 

Я не ненавижу детей, но у меня не вызывают особых нежных чувств чужие дети. А с детьми подруг я могу немного повозиться, но очень недолго.

 

Три причины, чтобы быть чайлдфри

У меня есть три причины, чтобы быть чайлдфри.

Первая причина – это то, что роды – очень сложный, болезненный процесс, травмоопасный, порой опасный для жизни. Существует очень много примеров, когда женщины умирали при родах, калечили свои тела настолько, что получали инвалидность. Это очень стрессовая ситуация для психики, для организма. Я не готова через это проходить.

 

Вторая причина – мне сейчас 23 года, и если я обзаведусь ребёнком в ближайшие пять-шесть, то я не смогу достаточно внимания уделять своей карьере, самореализации и развитию. Потому что на первом месте у меня будет ребёнок, за которого я буду нести ответственность.

 

Третья причина – это то, что, да, действительно я считаю себя эгоистичной и не считаю это чем-то плохим. Я не думаю, что буду хорошей родительницей, потому что, если говорить начистоту, экономическое положение не позволит мне содержать ребёнка на должном уровне и дать ему всё то, что я бы хотела.

 

Каждая женщина имеет право на свободу выбора. То есть рожать – это дело женщины в первую очередь, потому что это её тело. Мой выбор – не рожать. Если женщина действительно хочет, именно хочет потомство, воспользоваться своей репродуктивной функцией (именно функцией, а не обязанностью), то это её право, её выбор. Я ни в коем случае не осуждаю.

 

Не стоит рожать ради стакана воды

С осуждением из-за того, что я чайлдфри, я не встречалась. Это больше сожаление или непонимание, с которыми я не согласна. Окружение часто говорит: "Ну, главное, чтобы ты не пожалела об этом". Или: "Кто тебе стакан воды в старости подаст?". Я не думаю, что стоит рожать ради стакана воды. А уж с сожалениями я точно как-нибудь разберусь.

 

Я встречала много примеров, историй, рассказов своих подруг о том, что общество называет женщин, которые осознанно отказываются от родов и воспитания детей эгоистками. Люди говорят о том, что женщины-чайлдфри вообще не понимают своей функции. Говорят, что мы больные и нам надо лечиться. Потому что, ну как же так, основная же задача женщины – рожать! Надо родить хотя бы для себя. Но я так не считаю. "Для себя" – это выбор в первую очередь.

 

Я не думаю, что чайлдфри – тенденция. Просто женщины начинают больше говорить о том, что они имеют право на выбор, о том, что они не хотят рожать и воспитывать детей. Эти голоса становятся более слышимыми. Раньше, вполне возможно, тоже были женщины и семьи чайлдфри. Просто это умалчивалось или не выставлялось напоказ. Сейчас такие вопросы стали подниматься намного чаще. И происходит какой-то резонанс. А в советское время было чуть ли не обязанностью родить одного-двух детей. Сейчас же вопрос популяции не стоит так остро как раньше, сейчас больше возможности выбирать.

 

На меня Запад не оказывал влияния, потому что в то время, когда я осознавала свой выбор, у меня ещё не было доступа к интернету. И даже если это влияние Запада, если оно позволяет людям быть более свободными в своём мышлении, то почему бы и нет? А по поводу того, что мы все так вымрем – это, по-моему, какое-то мракобесие, какая-то ксенофобия, ну, бред.

 

Возведение рождения детей в обязанность связано с патриархальностью. Если женщина рожает, в большинстве случаев, она становится зависимой эмоционально, психологически от мужа и ребёнка. Соответственно, она не может работать, не может обеспечивать семью. Это один из способов манипуляции и контроля.

 

 

Общество на нас давит

Алина Невидимко, 25 лет, дизайнер, феминистка.

Алина Невидимко

Алина Невидимко / Фото Facebook
 
 

Какого-то яркого осознания не было, просто я не чувствовала, что хочу иметь детей. Как-то же это с детства прививается, что нужно всем непременно хотеть иметь детей, и чем больше, тем лучше. Девочки в детском саду обсуждают, сколько детей и какого пола они хотят, какие имена им дадут, во сколько лет пора рожать. Мне же такие разговоры никогда не были понятны. Я не понимала, к чему всё это и почему мы вообще это обсуждаем. Годам к 17 я чётко осознала, что не хочу детей, и не буду ради того, чтобы соответствовать ожиданиям общества, совершать над собой какого-либо рода насилие. А давление рожать детей – есть репродуктивное принуждение, в некоторых странах это приводит к запрету абортов и другим калечащим практикам. В понятие "чайлдфри" я вкладываю любое нежелание иметь детей: это женщина, которая не хочет ни рожать, ни вынашивать, ни воспитывать детей.

 

 

Раньше я осуждала женщин, которые считают, что их главная задача – это материнство. Я, как и многие, считала их курицами-наседками, которые никаких интересов в жизни не имеют, кроме мужа и воспитания детей, ничем не хотят интересоваться, хотя перед ними весь мир открыт. Потом я поумнела и поняла, что у каждой из нас свой бэкграунд, социализация разная и интересы прививались "стандартные": борщи, носки, продолжение рода. Общество оказывает давление, часто женщины даже не осознают причин, по которым они хотят иметь детей. Зачастую они их даже не хотят. Просто "надо". Поскольку не все это могут осознать, не все имеют возможность выбирать то, что по душе, им слишком болезненно даже слышать об угнетении, о репродуктивном принуждении. Поэтому я к ним нормально отношусь, никто не виноват в том, какие стандарты нам навязываются. Я понимаю, что есть люди, которые действительно могут хотеть детей, находить в них счастье, и это здорово. Потому что, особенно если это профеминистские семьи, они могут воспитать хорошее поколение, свободное от предрассудков и мизогинного отношения. А те, кто не осознаёт, ну это опять же не их вина. Shit happens, общество на нас давит. Некоторым проще поступать так, как оно велит.

 

 

Человечество не вымрет

Тем, кто считает, что чайлдфри приведут к вымиранию, могу ответить: это всё, конечно, домыслы, человечество от этого не вымрет. Во-первых, потому что нас и так очень много, людям не хватает пресной воды, комфортные условия проживания – редкость. В странах третьего мира, где нет контрацептивов или возможности сделать аборт, дети всё равно рождаются. Они не счастливы там, они не имеют доступа к туалетам, не могут получить образование, порой даже нормально питаться не могут, но в силу экономических условий рождаемость не регулируется. Планета перенаселена, есть мнение, что буквально через 20-30 лет население африканского континента превысит половину населения Земли, именно потому что нет контроля рождаемости.

 

Я не хочу сказать, что все, кто хочет иметь детей, – тупые. Но когда человек осознанно делает выбор о том, что хочет иметь детей, не от того, что надо, а потому что осознаёт, какие риски это за собой влечёт: вынашивание ребёнка, его воспитание до 18 лет, финансовые, психологические, эмоциональные ресурсы, – несомненно, это говорит об определённом уровне интеллекта.

 

Подход типа "Дал бог зайку, даст и лужайку" не работает, уповать на материнский инстинкт, который "проснётся после родов" нельзя. Когда накапливается определённое количество знаний, чем больше читаешь, развиваешься, тем чётче понимаешь, что не так всё легко и просто. И государство тебя не будет поддерживать, какой бы ни была политика – пособия не покрывают расходов на ребёнка.

 

Не переболел и не передумал

Амир Шайкежанов, 30 лет, казахстанский ЛГБТ-активист, менеджер по продажам.

Амир Шайкежанов

Амир Шайкежанов / Фото из социальных сетей

Это было где-то в районе 16-17 лет. Что у этого есть название и это даже определённая философия, тогда я не знал, а узнал об этом уже в более зрелом возрасте. Я сообщил об этом родителям. Реакция была такая: ну, окей, переболеешь и передумаешь. Моё решение было связано с определённой духовной практикой, которую я на тот момент пробовал. И мои родители думали, что я так побалуюсь-побалуюсь и передумаю. А я не передумал.

 

Многие думают, что чайлдфри – это определённая фаза. Но поскольку мужчина не сильно ограничен детородным возрастом, он не вынашивает этого ребёнка, а к женщине у нас относятся как к ресурсу, то понятно, что женщин торопят в этом плане, а мужчине дают время подумать. Ну и да, у нас патриархальное общество. Поэтому если мужчина скажет: мол, не хочу детей, – ему ответят: "Ну ладно, посмотрим".

Дети – не слуги

Рожать детей, чтобы заставлять их работать на себя – это верх эгоизма, по-моему. Обычно говорят, что чайлдфри – это эгоизм. Но это эгоизм, направленный на себя. А рожать детей, чтобы они за тобой подтирали, кормили тебя, поили, и навязывать им это – мне кажется, это втройне эгоистично. Они не для этого родились, это самостоятельные личности со своей жизнью. Во-вторых, даже если ты родишь детей, нет гарантии, что они будут за тобой ухаживать. Часто дети уходят из семьи. И в-третьих, важно понимать, что старение – это естественный процесс. К нему невозможно быть готовым, он неизбежен. Так что независимо от того, будут у тебя дети или нет, ты с этим всё равно столкнёшься. И нужно учиться быть в этом плане более независимым. Можно сделать следующий шаг. Например, начать требовать от государства какой-либо защиты прав стариков, особенно немощных. Чтобы для них были от государства какие-то преференции.

 

Данных о количестве чайлдфри по Казахстану, конечно, нет. Я могу сказать, что среди моих друзей их процент очень небольшой. Потому что мы формируемся нашим окружением. А окружение постоянно говорит о том, что если у тебя нет детей, то ты бесполезен для общества. Да, есть индивидуальное желание, есть какие-то природные механизмы. Поэтому, я думаю, что большинство людей всё-таки думает о детях. Но другой вопрос – это насколько они качественные родители при этом.

 

Я люблю детей

 

Пока что демографическая тенденция положительна. Мы не уменьшаемся, а только растём постоянно. Проблем с "недонаселением" не будет, а вот с перенаселением – будут. Потом есть чайлдфри, которые не хотят рожать, но согласны усыновить или быть патронатными родителями. Это тоже выход. Потому что есть детские дома, в которых живут дети, которые ничем не хуже и не лучше других. Они тоже имеют право на семью.

 

Вообще я очень люблю детей, люблю с ними играть, но какое-то непродолжительное время. Я всегда стараюсь поддерживать их в начинаниях, в проявлении индивидуальности. Я стараюсь учитывать, что это такой же человек, просто меньше знает об этом мире, чем я на данный момент. Мне с ними очень легко, но это не значит, что я себе хочу такого же.

 

Мне предлагали быть донором спермы, быть биологическим отцом. Но меня это тоже не очень заинтересовало.

 

Я не думаю, что принадлежность к чайлдфри привязана к сексуальной ориентации. Я знаю пары геев и лесбиянок, которые хотят детей. Знаю также чайлдфри во вполне традиционных обществах и гетеросексуальных парах.

 

Каждая личность заслуживает уважения

Гульзада Сержан, 44 года, соосновательница казахстанской феминистской инициативы "Феминита", лесбиянка, ЛГБТ-активист.

Гульзада Сержан

Гульзада Сержан / Фото Facebook

Слово "чайлдфри" не совсем точно выражает то, что мы из себя представляем. Как, например, "sugar free" – сахар мне не нравится, поэтому я освобождаю себя от него. А когда говоришь чайлдфри, может возникнуть ощущение негативной оценки. Как-будто ты себя освобождаешь от детей. Мы же на самом деле отказываемся от родительства. Мы не хотим обременять себя ответственностью воспитания детей. Мы хотим обременять себя творчеством, работой. Всё это занимает твоё время, внимание.

 

Родительство – это тоже тяжёлая работа, когда ты несёшь ответственность, заботишься о здоровье ребёнка и так далее. Я отношусь с большим уважением и к родителям, и к детям. Дети могут обидеться на слово "чайлдфри", они же тоже личности. Они могут подумать: "Мы обуза, раз от нас шарахаются". Каждая личность заслуживает уважения. Я к каждому человеку отношусь с уважением, начиная с нулевого возраста и до смерти. И я не хочу стигматизировать детей. Я свободная не от детей, я свободная от родительства. Поэтому, наверное, правильно говорить не "чайлдфри", а "парентингфри" (от parents – "родители" (англ.). – Авт.).

 

У меня никогда не возникало желания заводить детей

У меня лично, положа руку на сердце, никогда не возникало желания заводить детей, не было умиления, чувства, что природа зовёт. В фильмах показывают как женщины смотрят на детей, переживают, думают, что им тоже нужен ребёнок. Потом начинают искать мужчину. У меня этого желания нет. Может быть, потому что весь этот романтизированный ореол вокруг детей нами придуман. По сути с рождения человек – это просто человек. Просто дети лишены прав государством, их права делегированы родителям. Того, что называют материнским инстинктом у меня не бывало, и я не думаю, что в 44 года он у меня вдруг возникнет.

 

На Земле семь миллиардов человек, и когда смотришь на животный мир, начинаешь волноваться: не захватываем ли мы всю территорию? Может быть, поэтому многие люди осознанно отказываются от детей? У меня шесть сестёр и один брат. Все, кроме одной сестры, заводили детей и продолжают это делать. И сейчас уже есть человек 50, у которых мои гены. Упрекнуть моих родителей в том, что они не воспроизвели новые поколения, нельзя. Некоторые мои сёстры перевыполнили план, так что я могу быть спокойной.

 

Казахи заставляли женщин рожать

Когда казахи были кочевыми, тогда выживаемость была более сложной. Тогда женщин заставляли рожать даже без их согласия. Если бы сама женщина решала: "Ой, буду рожать 50 детей", – тогда да, прекрасно. Но мы не можем быть уверены, что наши бабушки этого действительно хотели. Но всё это уже в прошлом. Сейчас каждая женщина должна решать сама. Потому что мы больше не живём в степи, не боремся с природной стихией, выживаемость сейчас намного выше, чем раньше, есть прививки, медицинский уход и так далее.

 

Мой отец – единственный, кто остался жив из всех детей моей бабушки, потому что был голод. И моя мать тоже осталась еле жива с сестрой. Выживаемость была тяжёлая, мы знаем, что половина казахов умерла во время голодомора. После этого в 60-е годы начали рожать очень много, чтобы восполнить потерю. Сейчас мы уже обеспечили количество, наверное, стоит позаботиться о качестве.

 

Количество населения растёт, начинается борьба за ресурсы. Конфликт неизбежен. Не лучше ли дать женщинам право решать, сколько им рожать. Наверное это лучше, чем убивать миллионы рождённых ими людей, чтобы всем хватило ресурсов. Вам так не кажется?..

 

 

 

Informburo.kz