Какие поправки в Конституцию Казахстана принял Парламент
Курс валют в Актау
на 23/11/2024
 
424.86
428.61
 
514.3
519.05
 
5.83
6.01
Номер редакции: +7 775 350 54 52
Новостной отдел: +7 777 259 44 50
Рекламный отдел: +7 778 399 22 62
reklama@tumba.kz
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Суббота,
23 Ноября, 18:34
Вход |Регистрация
Главное » Новости Казахстана

Какие поправки в Конституцию Казахстана принял Парламент

6 Марта 2017 (12:28) | 1547 | Автор: Редакция

 

Депутат Мажилиса, председатель Совместной комиссии Нурлан Абдиров рассказал, какие поправки в Конституцию Казахстана принял Парламент, передает корреспондент Tengrinews.kz.

 

"Представленный Главой государства законопроект предусматривает 26 поправок в 19 статей Конституции", - отметил Нурлан Абдиров.

 

Он отметил, что неоднократно представителями казахстанского общества поднимался вопрос о закреплении выдающегося вклада Елбасы в строительство Казахстана.

 

В этой связи предложена следующая редакция пункта 2 статьи 91 Конституции: "Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными".

 

Поправки в статью 91 Конституции, по его словам, закрепляют незыблемость независимости государства, а также обязательное наличие заключения Конституционного Совета Республики по изменениям и дополнениям в Конституцию.

 

"Закрепляются гарантии неизменности нашей главной ценности - независимости государства. В статье 91 Конституции прямо устанавливается, что наряду с унитарностью, территориальной целостностью республики и формой правления ни в каких случаях, даже путем пересмотра основного закона, не может быть изменена независимость нашей страны. Независимость также закреплена специальным Конституционным законом Республики Казахстан "О государственной независимости Республики Казахстан" от 16 декабря 1991 года", - отметил Абдиров.

 

Устанавливается, что изменения и дополнения в Конституцию могут быть вынесены на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента только при наличии заключения Конституционного Совета об их соответствии отмеченным требованиям. Субъектом обращения по данному вопросу предлагается определить Главу государства.

 

"Важное уточнение предлагается внести в пункт 1 статьи 49 Конституции в части того, что Парламент является высшим представительным органом Республики, осуществляющим не просто законодательные функции, а осуществляющим в соответствии со статьей 3 Конституции, законодательную власть", - сказал Абдиров.

 

Он отметил, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Основного закона право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. 

 

"Предлагаемая поправка является вполне логичной, поскольку в статьях 64, 75 и 76 конкретно закреплены положения о том, что исполнительную власть в нашей стране осуществляет правительство, а судебную власть – суды (судьи). Несомненно, что данная поправка приведена в соответствие с нормами пункта 4 статьи 3 Конституции, которыми установлена система государственной власти с принципом ее разделения на три ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов", - сказал он.

 

Поправка вносится в подпункт 6) статьи 57 Конституции о праве заслушивать отчеты членов правительства по вопросам их деятельности и обращения к Президенту об освобождении их от должности в случае неисполнения ими законов. В этом случае Президент освобождает члена правительства от должности.

 

Согласно новой редакции пункта 2 статьи 61 Президент вправе определять приоритетность рассмотрения проектов законов, означающее, что соответствующие законопроекты должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев.

 

Изменение предлагается в пункт 1 статьи 70, в соответствии с которым Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом.

 

Поправки в статью 44 предусматривают передачу от Президента правительству полномочия по утверждению государственных программ и единой системы финансирования и оплаты труда работников всех органов, содержащихся за счет средств государственного бюджета. Эта задача будет решаться Правительством по согласованию с Главой государства.

 

Проектом исключается право Главы государства отменять либо приостанавливать действие актов правительства и премьер-министра. Тем самым всю полноту ответственности за свои акты будет нести само правительство.

 

Вместе с тем Президент Республики в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства может направлять обращения в Конституционный Совет для рассмотрения вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции.

 

В действующей редакции пункта 3 статьи 79 Конституции установлены квалификационные требования к судьям. Эти же требования указаны и в Конституционном законе "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан". Законопроектом предлагается конкретизировать квалификационные требования к судьям только законом.

 

Норма статьи 81 об осуществлении Верховным Судом надзора за деятельностью судов заменяется уточнением, что Верховный Суд в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела.

 

Изменения, вносимые в пункт 1 статьи 83, касаются обобщения отдельных функций прокуратуры, поскольку они осуществляются прокуратурой в рамках высшего надзора за соблюдением законности на территории Республики Казахстан. В предлагаемой редакции основные функции прокуратуры изложены объемно и вместе с тем компактно со ссылкой на закон. Предусматривается, что прокуратура осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории страны, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.

 

"Законопроект содержит также нормы, касающиеся местных представительных и исполнительных органов. В частности, в пункт 5 статьи 86 вносятся изменения, согласно которым полномочия маслихата прекращаются досрочно Президентом после консультаций с премьер-министром и председателями палат Парламента. Такое коллегиальное решение обеспечивает его обоснованность и необходимость и повышает статус маслихатов", - сказал Абдиров.

 

В пункте 4 статьи 87 на уровень закона отнесен порядок назначения или избрания на должность акимов городского, районного и сельского уровня, а также освобождения их от должности. Ранее он регулировался указом Президента.

 

Также, по его словам, совместная комиссия палат Парламента активно работала 4 и 5 марта. От депутатов, постоянных комитетов палат Парламента, фракций политических партий поступило всего 26 поправок к ряду норм действующей Конституции, которые были рассмотрены Совместной комиссией. По итогам своей работы комиссия приняла решение внести на рассмотрение совместного заседания палат Парламента во втором чтении 10 поправок.

 

В целях признания межконфессионального согласия конституционной ценностью наряду с межнациональным согласием пункт 2 статьи 39 Конституции депутатская группа Ассамблеи народа Казахстана предложила дополнить положением о том, что признаются неконституционными любые действия, способные нарушить, наряду с межнациональным, также и межконфессиональное согласие.

 

К исключительному ведению Сената Парламента теперь относится избрание на должность сроком на пять лет и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан по представлению Президента Республики Казахстан.

 

"Конституционное закрепление института Уполномоченного по правам человека станет очередным важным шагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшее укрепление статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина, а также означает признание на высшем государственном уровне приоритета прав человека и гражданина, закрепленного статьей 1 Основного закона страны", - подчеркнул Абдиров.

 

В пункт 2 статьи 41 вносится изменение касательно установления одним из требований для кандидатов в Президенты страны наличия высшего образования. Требование о наличии у кандидатов в Президенты высшего образования соответствует установленному в статье 40 Конституции статусу Президента как высшего должностного лица государства. При этом устанавливается возможность введения дополнительных требований к кандидатам в Президенты на уровне конституционного закона.

 

Учитывая важную стратегическую роль Министерства внутренних дел в деле обеспечения безопасности граждан, внутренней безопасности государства считаем целесообразным в подпункте 3) статьи 44 сохранить полномочие Президента страны по назначению министра внутренних дел. При этом учитывается и то, что Президент страны является Верховным главнокомандующим, а в структуру Министерства внутренних дел входит Национальная гвардия.

 

Пункт 3 статьи 4 Конституции будет изложен в следующей редакции: "Международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритеты перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики".

 

В целях усиления защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод граждан в пункте 2 статьи 10 Конституции предлагается закрепить норму касательно того, что лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан.

 

Новый пункт 3-1 статьи 2 Конституции дополнится нормой о том, что в Астане может быть установлен особый правовой режим именно в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом. Данная поправка предлагается в целях закрепления в Конституции статуса Международного финансового центра "Астана", регулируемого конституционным законом.

 

Совместная комиссия также предлагает согласовать пункт 2 статьи 74 Конституции с нормами нового подпункта 10-1) статьи 44, которым предусмотрено полномочие Президента обратиться в Конституционный Совет. В этой связи предлагается в пункте 2 статьи 74 Конституции слово "нормативные" исключить.

 

tengrinews.kz

Подписывайтесь на наш Telegram канал -
будьте в курсе всех новостей
Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ:
нет комментариев
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или войдите в систему