10 фактов о роли Казахстана в развитии мировой космонавтики

Главное » Новости Казахстана

10 фактов о роли Казахстана в развитии мировой космонавтики

12 Апреля 2016 (09:22) | 15632 | Автор: Евгений Дорошенко

12 апреля весь мир празднует 55-ю годовщину полета человека в космос

Именно в этот день человек впервые воочию узнал, как выглядит наша планета из космоса. Освоение враждебной нам стихии – это огромные материальные затраты, труд тысяч ученых и рабочих. Мы же, в свою очередь, можем гордиться тем, что именно наша страна – Советский Союз - является «колыбелью» становления и развития мировой космонавтики.

Наш еженедельник собрал 10 интересных фактов, свидетельствующих о знаменательных событиях в сфере освоения космоса и произошедших на территории Казахстана.

Самый крупный в мире космодром

В Казахстане расположен крупнейший в мире и самый востребованный на сегодня космодром «Байконур». Во многом решение о его строительстве было обосновано географическим положением. Космодром расположен в отдалении от крупных городов, вблизи крупной реки - Сырдарьи. Кроме того, преимуществами данного места для строительства космодрома были названы относительная близость к экватору, а также большое количество солнечных дней в году. Официальным днем рождения космодрома считается 2 июня 1955 года.

Следует отметить, что изначально название «Байконур» принадлежало ложному деревянному космодрому, который был возведен в Карагандинской области неподалеку от поселка Байконур с целью отвлечения на себя сил агентов иностранных разведок. И только в 1961 году, после полета Юрия Гагарина, название появилось в открытой печати и закрепилось за настоящим местом запуска космического корабля с первым в мире космонавтом. До этого момента и вплоть до развала СССР в иностранных источниках настоящий космодром обозначался не иначе как «Тюратам» в честь расположенной рядом железнодорожной станции.

За более чем 50-летнюю историю космодрома «Байконур» отсюда запущено свыше 1500 космических аппаратов, испытано более 80 типов космических аппаратов и их модификаций. За 2015 год со стартовых площадок космодрома взлетели 18 ракет-носителей.

Первый в мире искусственный спутник Земли

В Казахстане 4 октября 1957 года был запущен первый в мире искусственный спутник Земли «Спутник-1». Именно эта дата считается началом космической эры человечества.

На орбите спутник массой 84 килограмма провел 92 дня, совершив 1440 оборотов вокруг нашей планеты, и 4 января 1958 года аппарат сгорел в плотных слоях атмосферы.

Научными целями первого искусственного спутника были заявлены проверка основных технических решений, реализованных при его создании и запуске, определение плотности верхних слоев атмосферы, ионосферные исследования прохождения радиоволн, которые в течение первых 2-х недель после запуска излучал аппарат «Спутник-1».

Первый в мире космический аппарат на поверхности Луны

С территории Казахстана 12 сентября 1959 года запущен аппарат «Луна-2», который впервые в мире достиг лунной поверхности. «Прилунилась» автоматическая межпланетная станция 14 сентября того же года.

Из научного оборудования на аппарате «Луна-2» были установлены счетчики Гейгера, магнитометры и детекторы микрометеоритов. Запуск автоматической межпланетной станции «Луна-2» подтвердил, что у Луны нет сильного магнитного поля, и вокруг нее отсутствуют радиационные пояса.

Первый в мире успешный запуск живых существ в космос

В Казахстане 19 августа 1960 года запущен космический аппарат «Спутник-5». На его борту находились собаки Белка и Стрелка. Впервые в мире живые существа сумели отправиться в космос и вернуться оттуда живыми. Белке и Стрелке на момент полета было по 2,5 года. Животные совершили 17 оборотов вокруг Земли, преодолев расстояние в 700 тысяч километров. Во время полета был проведен ряд экспериментов по влиянию космических факторов на организмы животных. Через несколько месяцев после своего знаменитого полета Стрелка принесла потомство – шесть здоровых щенков. Дожили Белка и Стрелка до глубокой старости.

Первый в мире полет человека в космос

В Казахстане 12 апреля 1961 года состоялся старт космического корабля «Восток-1», на борту которого находился Юрий Алексеевич Гагарин – первый в мире космонавт. Перед стартом он сказал ставшую крылатой фразу: «Поехали!». Несмотря на все подготовительные работы, первый полет человека в космос был сопряжен с рядом нештатных ситуаций. На завершающем этапе старта ракеты не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-ей ступени. В результате выключение двигателей ракеты произошло только тогда, когда космический корабль поднялся на 100 километров выше расчетной орбиты. Совершив один оборот вокруг Земли, космический корабль приступил к спуску. Тормозная двигательная установка сработала в штатном режиме, но подвела автоматика. В итоге, в течение 10 минут перед входом в атмосферу космический корабль с первым в мире космонавтом вращался со скоростью 1 оборот в секунду.

Не легче пришлось Юрию Гагарину, когда корабль «Восток-1» проходил через плотные слои атмосферы. Температура на поверхности корабля достигала 5 тысяч градусов. По стеклам иллюминаторов текли струйки расплавленного металла. Гагарин испытывал 10-кратные перегрузки. Не сразу сработал клапан для подачи атмосферного воздуха, в результате чего космонавт чуть не задохнулся. При раскрытии основного парашюта одновременно вышел и запасной, из-за чего существовала реальная угроза скручивания строп. Наконец, заключительной проблемой для первого в мире космонавта стало место приземления. От расчетного района посадки космический корабль отклонился на сотни километров, и итоге в момент спуска корабля Юрий Гагарин мог приземлиться прямо в реку Волгу. К счастью, умело управляя стропами парашютов, он сумел приземлиться в 1,5 километрах от берега реки. Таким образом, преодолев огромное количество смертельных опасностей, первый в мире космонавт вернулся на Землю после 108 минут полета.

Первая в мире женщина-космонавт

В Казахстане 16 июня 1963 года стартовал космический корабль «Восток-6», на борту которого была первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Этот полет примечателен несколькими моментами. Так, своих родных перед полетом Валентина Терешкова предупредила о том, что уезжает на соревнования среди парашютистов. В отличии от Юрия Гагарина, предполетной «речью» первой женщины-космонавта стала целая строка из стихотворения: «Эй, небо, сними шляпу!». Уже на орбите Терешкова почувствовала себя, мягко говоря, неудовлетворительно. Во время некоторых сеансов связи отмечалось, что Валентина Терешкова спала. Кроме того, возникли неполадки с ориентацией космического корабля в пространстве. Однако, несмотря на все сложности, первая женщина-космонавт благополучно вернулась на Землю спустя 2 суток полета. Это был единственный раз в истории мировой космонавтики, когда женщина совершила космический полет в одиночку.

Первый выход в открытый космос

В Казахстане 18 марта 1965 года стартовал космический корабль «Восход-2». На его борту находился Алексей Архипович Леонов, который в ходе этого полета совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Стоит отметить большое количество нештатных ситуаций, которые ему пришлось пережить. Так, во время выхода в открытый космос, который длился более 12 минут, у Алексея Леонова раздулся космический скафандр, из-за чего он не смог вернуться на борт космического корабля. Это удалось только стравив из скафандра лишнее давление. Кроме того, возврат был выполнен головой вперед, что запрещалось действующей инструкцией.

Уже перед посадкой у космического корабля отказала автоматическая система ориентации. В итоге, вместо заданного района Алексей Леонов вместе со своим товарищем космонавтом Павлом Беляевым приземлился в глухой тайге. Эвакуировать с места посадки их смогли только через двое суток.

Первый в мире космонавт-казахстанец

В Казахстане 2 октября 1991 года стартовал космический корабль «Союз ТМ-13». На его борту находился первый в истории космонавт-казах Токтар Онгарбаевич Аубакиров. Он является 259-м в мире космонавтом.

Продолжительность пребывания Токтара Аубакирова в качестве космонавта-исследователя на орбите составила более 7 суток. Примечательно, что формально он является 72-м и последним космонавтом Советского Союза.

Второй в мире космонавт из Казахстана

В Казахстане 1 июля 1994 года стартовал космический корабль «Союз ТМ-19», на борту которого находился второй в истории космонавт-казах Талгат Амангельдиевич Мусабаев. Он является 309-м в мире космонавтом. Стоит отметить, что всего Талгат Мусабаев совершил 3 полета в космос. Первый его полет, состоявшийся в 1994 году, продлился более 125 дней. Второй полет Талгата Мусабаева в качестве командира космического корабля «Союз ТМ-27» (1998 год) составил более 207 дней. Наконец, как командир космического корабля «Союз ТМ-32» он провел на орбите более 7 дней (2001 год). Таким образом, общая продолжительность пребывания Талгата Мусабаева в космосе - более 341 суток.

Первый гражданин Казахстана в космосе

В Казахстане 2 сентября 2015 года стартовал космический корабль «Союз ТМА-18М». На его борту находился Айдын Аканович Аимбетов. Он стал первым гражданином Казахстана, отправившимся в космический полет. Айдын Аимбетов официально является 545-м в мире космонавтом. Его полет продолжался почти 10 суток и завершился 12 сентября 2015 года. На космическом корабле он выполнял функции второго бортинженера.

Во время космического полета Айдын Аимбетов провел ряд научных исследований по изучению влияния радиации на человека в космосе. Также он провел космический мониторинг экологии Аральского и Каспийского морей. Кроме того, в рамках полета им был проведен эксперимент «Дастархан-6», суть которого заключалась в исследовании влияния на организм человека в невесомости блюд казахской национальной кухни. В сублимированном виде на орбиту Земли были доставлены айран, сухое кобылье молоко, курт, иримшик.