Юрист Куаныш Акпаленов: Каждый из нас после смерти автоматически становится донором органов
28 Мая 2015 (09:10) | 9283 | Автор: Ольга Золотых
В Актау медики и представители духовенства обсудили проблемы донорства и трансплантации органов в Казахстане. На сегодня в листе ожидания на донорские сердце, почки, печень и легкие в республике стоят почти 3 тысячи человек. Но надежда на новый орган есть не у всех.
В Казахстане действует, так называемая, презумпция согласия, т.е. если человек при жизни не подписал отказ от того, чтобы стать донором после своей смерти, то он «автоматически» соглашается на это. Но, несмотря на такое положение, врачи вынуждены спрашивать разрешения у родных, те же в большинстве случаев отказывают медикам.
- Презумпция согласия – что она из себя представляет? Человек может сказать либо «да», либо «нет», другого быт не может. Но проблема в том, что люди, в основном, пассивны в принятии решения. Они не говорят ни да, ни нет. Для государства очень важно уяснить, как определить молчание гражданина – это согласие или несогласие. В Казахстане как и во многих странах с развитой трансплантологией действует принцип презумпции согласия, т.е. если человек промолчал и не оставил своего волеизъявления, в частности, он не отказался от того, чтобы стать донором, то считается, что он согласен. Но международные нормы совершенно справедливо утверждают, что такая норма должна действовать в тех странах, где знают об этой политике. Т.е. если человек не отказался, это не потому что он «за», он, возможно, просто не знал. У нас уровень информированности населения очень низкий. На практике единственный источник узнать волеизъявление этого человека – спросить у родственников, согласен он был при жизни или отказывался, - говорит Куаныш Акпаленов, юрист.
Первая донорская почка в Казахстане была пересажена в Центре хирургии в Алматы еще в 1979 году. Затем были времена застоя в этой области медицины, а теперь казахстанская трансплантология, по словам врачей, переживает расцвет. На сегодняшний день в республике действуют 8 таких Центров.
- На сегодня в республике всего 10 процентов приходится на трупное донорство, остальное – это родственное донорство, т.е., когда близкие становятся донорами. К примеру, мы уже пересадили 24 почки детям. Абсолютное большинство органов «отдали» своим детям мамы и папы. По моему мнению, нужно трупное донорство. У нас каждый день происходят ДТП, врачи констатируют гибель мозга. Конечно, близким тяжело принять тот факт, что у человека еще бьется сердце, и они считают, что он еще живой. Но у него оно бьется благодаря специальным аппаратам, а мозг уже умер. Есть закон о констатации смерти мозга – она приравнивается к биологической смерти. Один такой донор может продлить жизнь 8 пациентам, - отмечает Венера Алтынова, руководитель почечного центра АО «Национальный научный центр материнства и детства» г. Астаны.
Врачи озвучивают ужасающие цифры: более двух тысяч взрослых и детей ждут донорскую почку, свыше полутысячи – печень, 135 человек – сердце и еще трое – легкое.
- Если в 2012 году в республике было проведено всего 65 пересадок донорских органов, в 2013 – 63, в 2014 – 222, то только за 5 месяцев этого года уже проведено 94 пересадки. И еще немного цифр. Три года назад пересадили только одно сердце, два года назад 2 сердца, в прошлом году семь, а на 20 мая их уже 10. Если живой человек может отдать свою одну почку или долю печени, то сердце мы можем изъять только у трупа. В этом и сложность. Более того, в Казахстане нет закона о констатации смерти у детей, у живых детей тоже брать органы нельзя. Мы ждем, пока ребенок наберет хотя бы 10 килограмм, и только тогда мы можем подобрать подходящую по размеру почку от взрослого человека, но мы ее пересаживаем в брюшную полость. Вы не представляете, как тяжело смотреть в глаза ребенку, который каждый день спрашивает: «А я буду жить?» - рассказывает В. Алтынова.
В 2012 году был создан республиканский координационный центр, а год назад во всех областях появились региональные координаторы. Есть такой и в Мангистауской области.
- В отделении реанимации нередко умирают люди. И когда мы предлагаем родственникам разрешить нам изъять у их умершего близкого органы для донорства, то чаще всего встречаем непонимание и сопротивление. Во всем виновата неинформированность населения в этих вопросах. Случаев забора донорских органов у нас в регионе не было. Но в листе ожидания на почку у нас стоят 50 человек, на печень – 10, - добавляет заведующий отделением реанимации Мангистауской областной больницы Андрей Таранов.
Изымать органы имеют право не все клиники. В Мангистауской области это право есть у областной больницы – здесь все необходимое оборудование для констатации смерти мозга, специалисты и транспорт для перевозки органов к самолетам санавиации. К слову, ошибочно полагать, что в трансплантации органов участвуют только медики.
- Недавно был случай – мальчику из Уральска везли донорское сердце. В этом процессе принимали участие более трехсот человек. Надо понимать, что есть определенное время, за которое мы должны довезти орган. Сердце ждет 4 часа, печень – 8, почки -20 часов. Один перелет санавиации стоит около трех миллионов тенге, и мы идем на это, ведь это может спасти чью – то жизнь, - говорит Венера Алтынова.
В некоторых странах с вопросами донорства дела обстоят гораздо проще – там есть база данных – это сведения о людях, согласных стать донорами, есть методика со специальными чипами на водительских правах, на удостоверениях. В Казахстане предложение о базе данных людей, которые при жизни дали свое согласие на изъятие органов, уже внесено. Сейчас отрабатывается механизм.
- Можно объявить о своем согласии, например, в соцсетях, можно заверить нотариально. Я с мужем, например, сделала именно так. Есть много способов, но врач может не знать о вашем волеизъявлении. Поэтому общая база данных просто необходима, - считает В. Алтынова.
Православная и мусульманская религии смотрят на эти вопросы однозначно. Но с некоторыми оговорками. К примеру, православие рассматривает донорство как проявление любви и сострадания, но органы, согласно концепции русской православной церкви, не должны стать объектом купли – продажи, а доноры должны быть предупреждены о последствиях для своего здоровья.
- Нет больше той любви, когда человек положит жизнь за другого. Целую жизнь можно положить, не только отдать почку или печень. Но дело в том, что это должно быть только на добровольной основе. Если это мертвый человек, то нужно разбираться в причинах смерти, потому что пациент может резко превратиться в донора, сам того не подозревая, т.е., желание его вылечить может упасть, если его органы подойдут, - говорит протоиерей Игорь Выриков, настоятель Благовещенского храма г. Актау.
- Органы даны нам Аллахом, они не наши. Перед Аллахом мы за них будем отвечать. Если человек не хочет давать органы, это его право, мы не можем его принуждать. А если появилась нужда, и он добровольно это хочет сделать, тогда религия это дозволяет. Только это должно делаться без цели - получить какой-то доход, - добавляет Елдар Атибеков, заместитель имама Мангистауской области.
Один из врачей напоследок рассказывает душераздирающую историю, которая стала апогеем этой встречи.
- У одной женщины погиб сын. Все родственники были против того, чтобы отдать его органы, но она сказала, что если сын сможет помочь кому- то даже после смерти, то я согласна. Теперь у нее трое названных детей – это те люди, которым были пересажены органы ее сына. Они навещают ее, забоятся о ней, они благодарны, что им когда- то подарили новую жизнь. О таких жизненных историях обязательно надо рассказывать, и, возможно, тогда мнение людей о донорстве может сильно измениться, - резюмировал врач.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Но Басурман правильно сказал про деньги. Наши врачи и без того злоупотребляют своими служебными полномочиями. Я вспоминаю фильм Джон Кью, когда отец больного ребенка захватил больницу, чтобы ребенку достали бесплатное сердце. И фильм основан на реальной истории. Какой гарант, что очередность не будет покупаться? В стране, где продается все, об этом тоже надо задуматься.
отмена
отмена
отмена
отмена
В смысле продадут? Т.е. если человек отдает добровольно свою почку, больной все равно за нее будет платить? Вы уверенны?
отмена
отмена
отмена
отмена
отмена