В Мангистау из-за дефицита газового топлива общественный транспорт планируют перевести на сжатый газ
1 Августа 2017 (22:05) | 10766 | Автор: Ольга Рудакова
Многокилометровыми очередями за газом в Актау уже никого не удивишь. Измученные ожиданием водители уже и не знают, кому жаловаться и где искать виноватых в коллапсе.
- Вот бы то начальство, которое распоряжается поставками газа в области, хоть раз бы выехало и постояло с семи утра и до обеда в очереди. И это в лучшем случае! У всех работа, семьи, а мы вынуждены проводить по полдня в очередях, - говорит один из водителей.
Местные власти называют такой ажиотаж с газом сезонным явлением – летом в регион прибывают много людей из других регионов на личном транспорте – искупаться в море, отдохнуть, сходить на рыбалку. Кроме того, в области ежегодно увеличивается число автомобилей, которые заправляются газом. Из 170 тысяч авто сейчас на газу ездят больше 120-ти тысяч.
- Все гаражи государственных организаций сейчас полностью переведены на газ. А еще в прошлом году они были на бензине. Практически все компании в области, в том числе мелкие и крупные нефтяные, переводят свои автомашины на газ. Разница в сто тенге между ГСМ и газом очень ощутима. Кроме того, хотелось бы отметить, что в прошлом году в июле КазГПЗ поставил на внутренний рынок всего 13100 тонн газа, и не было такого ажиотажа. С начала же этого года количество автомашин в области увеличилось на 10 тысяч. Поэтому, прежде всего, мы связываем сложившуюся ситуацию с ростом числа автотранспорта в регионе, - говорит руководитель областного Управления предпринимательства и торговли Венера Мустапаева.
Объема сжиженного газа, который выдает КазГПЗ – а это 14 тысяч тонн - на всех не хватает. При этом, как утверждают в акимате, весь этот газ реализуется только на территории области и за ее пределы не вывозится.
- С 1 июля на все машины установлена система GPS. Мы поставили условие – газ не будет выдаваться индивидуальным предпринимателям, которые реализуют сжиженный газ, если они не установят эту систему, - отмечает В. Мустапаева.
Реализаторы сжиженного газа видят проблему в неправильном распределении квот. Они предлагают уровнять всех в правах на получение топлива.
- Сейчас каждый индивидуальный предприниматель получает около 60 тонн газа ежемесячно. Львиную долю от всего объема на КазГПЗ получают заправки «КазМунайГаз Өнімдері». Они работают весь месяц, так как газа им хватает. Мы же реализовываем весь объем за несколько дней и считаем, что нужно распределить квоты так, чтобы все участники этого рынка получали одинаковое количество газа, - говорит владелец одной из газозаправочных станций города Актау.
Позаимствовать газ у соседних областей тоже не получится. Актюбинский завод обеспечивает сжиженным топливом сразу несколько областей.
В настоящее время в Мангистау создана рабочая группа, которая мониторит все газозаправки области. С недобросовестными предпринимателями будут расторгнуты договоры.
Сейчас в области реализуют газ более 200 автозаправок. На открытие новых наложен запрет.
- Если будут открывать новые, то объем газа, выдаваемый на каждую заправку, естественно, уменьшится. Есть протокольное решение акима. В течение последних лет мы даже земельные участки не выдаем под АГЗС, - говорит руководитель Управления предпринимательства торговли области.
Если ситуация с газом не изменится, то планируется переход на альтернативное топливо – сжатый газ. Им будут заправлять общественный транспорт.
- В ближайшие несколько недель компания КМГ представит свой проект по переходу на альтернативное топливо. Мы его рассмотрим. Опыт использования сжатого газа в республике есть. В Алматы часть общественного транспорта работает именно на таком топливе, - рассказывает В. Мустапаева.
ДЛЯ СПРАВКИ: Компримированный природный газ (сжатый природный газ, англ. CNG, Compressed natural gas) - сжатый природный газ, используемый в качестве моторного топлива вместо бензина, дизеля и пропана. Компримированный природный газ производят путем сжатия (компримирования) природного газа в компрессорных установках CNG (сжатый природный газ) , в отличие от LNG (сжиженный природный газ) дешевле традиционного топлива, а вызываемый продуктами его сгорания парниковый эффект меньше по сравнению с обычными видами топлива, поэтому он безопаснее для окружающей среды. Хранится такой газ в сжатой форме. Хранение и транспортировка компримированного природного газа происходит в специальных накопителях газа под давлением 200-220 бар (газовые баллоны высокого давления). Хранение компримированного газа под высоким давлением достаточно опасно и требует соблюдения специальных правил техники безопасности и периодической поверки баллонов на работоспособность. Поверка проводится на стендах закачиванием в баллон газа или жидкости под давлением значительно большим, чем его рабочее давление. Следствием таких требований является необходимость периодического демонтажа баллонов при техосмотре, что является существенным препятствием к широкому распространению использования компримированного газа на транспорте и не только на транспорте.
Сжатый природный газ, как топливо, имеет целый ряд преимуществ перед традиционной пропан-бутановой смесью. Метан - основной компонент природного газа и КПГ, легче воздуха и практически сразу испаряется, поэтому в случае аварийного разлива он быстро улетучивается в атмосферу, рассеиваясь, в отличие от более тяжёлой пропан-бутановой.
В настоящее время автомобили, использующие компримированный природный газ, получают все большее распространение. Большинство из этих автомобилей би-топливные - баллон, используемый под компримированный природный газ, устанавливается в багажнике легковых автомобилей, и в кузове или на раме у грузовых автомобилей. Ранее КПГ использовался только на грузовых автомобилях.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена
отмена
отмена
отмена
НИ!, когда!......На автобусах пытались в России лет десять назад устанавливать на крыше,баллоны от кислорода, но в последствии отказались, бомба на головах пассажиров..
отмена
отмена
отмена
отмена
отмена
отмена