Каким должен быть пассажирский транспорт в Актау: авторское мнение
2 Августа 2018 (08:55) | 11892 | Автор: Серж Романский
Каким должен быть общественный транспорт — частным или муниципальным, чтобы жители Актау были довольны ценой и качеством перевозок? Традиционно в Актау повышение тарифов на автомобильное топливо служит сигналом для частников быть в тренде. Они монопольно осуществляют пассажирские перевозки в областном центре и за его пределами, игнорируя требования качества и комфорта, выставляя более высокую цену, за ущербные «пазики». Особенно это ощущается в летнюю жару, потому что кондиционер в наших автобусах – это из области фантастики.
Городские власти официально регулируют тарифы в автобусах, но на практике оказывается пассивно смотрящей и не заинтересованной в цивилизованной работе общественного транспорта Актау. Они считают, что эффективным может быть только частный транспорт, переведённый на коммерческие принципы деятельности.
Местные же перевозчики, мотивированные прежде всего нормой прибыли, а не соображениями культуры и комфорта в мобильности жителей и гостей города, вскоре и сами перестали вкладывать средства в свой автопарк, справедливо рассудив, что спрос на их услуги, учитывая отсутствие альтернативы, не пострадает.
А как же организован общественный транспорт в Европе и в целом развитых странах?
Приоритетная модель - это общественно спланированная и финансируемая из городского бюджета транспортная сеть, в которой доминирует общественный (государственный или муниципальный) перевозчик. Частный конкурент не может начать деятельность, не получив разрешения регулятора. Ситуация здесь напоминает монополию в области поставки электроэнергии или воды. Регулятор координирует работу всех транспортных сетей, чтобы максимизировать отдачу от инвестиций в различные виды транспорта.
Такой принцип действует в США, а до недавнего времени был повсеместно внедрен и в Западной Европе.
На самом деле общественный транспорт не является прибыльным почти ни в одной из более-менее развитых стран. Даже в самых богатых государствах Восточной и Юго-Восточной Азии задачей общественного транспорта является не получение прибыли, а обеспечение жизнедеятельности города. Большинство городов Европы и Азии, осознавая собственную зависимость от системы массовых перевозок, инвестируют средства в общественный транспорт, внедряя дорогостоящие технологии с грамотным тарифообразованием, что в долгосрочной перспективе дает возможность получать большие доходы.
Одна из главных целей общественных перевозчиков - дальнейшее наращивание пассажиропотока за счет отказа от автомобилей, что сделает транспортную инфраструктуру города более экологичной и эффективной. Впрочем, открытие доступа для независимых частных перевозчиков может иметь смысл. Например, конкуренция между претендентами должна происходить исключительно на этапе объявления тендера и подписания контракта, далее все соблюдают прописанные в нем правила.
Продолжительность контракта разная — от трех лет до десяти. Договор должен обязать городские власти регулировать и контролировать деятельность частных автобусных перевозок. Владельцы частных автобусов конкурируют за бюджетное субсидирование, и побеждает тот, кто гарантирует высочайший уровень услуг. В случае невыполнения требований, прописанных в контракте, регулятор может досрочно расторгнуть его.
В сфере общественного транспорта мировой опыт показывает, что доходность пассажирских перевозок - это миф. Главное, чтобы цены и качество автобусных перевозок в Актау могли служить долгосрочным целям, ориентированным на комфорт жизни в городе.
фото автора
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена
отмена
Чистота - это ужас: за поручни держаться даже страшно, там наврено миллион микробов.Раньше в советское время автобусы к выезду строго готовили ,чистили, помыли все поручни. А сейчас садивший даже на первый рейс заходя сразу начинаешь. Пр всем этом они неплохо заработывают. Я слышала их разговоры: сегодня заработали 53 тысячи. Их умножайте хотя на 20 дней и получится свыше 10 миллионов.
отмена
отмена