М. Мухамеджанов: В армии необходимо ввести институт священнослужителей
12 Января 2015 (11:38) | 7308 | Автор: Ольга Золотых
На прошедшем заседании круглого стола в Актау с предложением ввести институт священнослужителей в армии выступил Председатель республиканского общественного объединения «Союз ветеранов (участников боевых действий на Таджико–Афганской границе и военных конфликтов)», гвардии подполковник запаса Мурат Мухамеджанов.
- Я как человек военный считаю, что в Казахстане необходимо применить опыт зарубежных стран по учету и опыту религиозного фактора в Вооруженных силах. К примеру, в России на штатные должности в армии назначаются священнослужители. В свое время там провели реформирование и трансформацию Вооруженных сил, и в соседней России в военном ведомстве уже существует Управление по вопросам религии с верующими военнослужащими. Основная задача – это возрождение армейского и флотского духовенства, - говорит М. Мухамеджанов.
В большинстве стран мира религия занимает особое место в морально – психологической подготовке и формировании духовно- нравственного воспитания военнослужащих. К примеру, в США есть специальный центр по подготовке военных священнослужителей – в течение нескольких месяцев здесь проходят обучение капелланы. Это военные священнослужители, которые стоят на штатных военных должностях и имеют воинские звания и знаки различия.
Из Википедии: «Наиболее распространено современное значение слова «капеллан» — священник в армии (должность приравнена к заместителю командира полка или батальона, которому предоставляется личный вооруженный адъютант). Ответственный за воспитание рядовых солдат, матросов, офицеров и их семей. В его функции входит богослужение среди военнослужащих, контроль за их моральным состоянием, отпевание умерших (погибших) и т. п. Кандидаты от священников отбираются среди магистров наук и по рекомендации епископа. Проходят сертифицированную подготовку»
- Военные священнослужители не являются комбатантами. Комбатант – это лицо, которое участвует в боевых действиях, а капелланы в них не участвуют. В настоящее время деятельность военного священника в зарубежных армиях регламентируется специальными нормативными документами, а также законодательными документами национальных Министерств Обороны. Эти документы наделяют их соответствующими правами и обязанностями, и они проводят различные обряды, ритуалы , таинства. В их задачу входит также - быть консультантом и советником командиров и начальников штабов по вопросам религии и морально – боевого состояния военнослужащих. Они оказывают помощь в воспитании подчиненных в духе патриотизма, долга, чести, проводят беседы по вопросам морали, - рассказывает Мурат Мухамеджанов.
Мурат Мухамеджанов предлагает не отставать от развитых стран и рассмотреть возможность внедрения священнослужителей в ряды Вооруженных Сил РК.
- У нас очень много течений исламского толка, сейчас их около 73-ех. Меня, как военного человека не может не беспокоить нынешнее положение дел в армии. Почему армия тесно не сотрудничает с «Духовным управлением мусульман Казахстана», с Русской православной церковью и т.д.? Почему не поднимается вопрос о том, чтобы в Вооруженных Силах РК были назначены штатные священнослужители? У нас многонациональная армия, и я считаю, что просто необходимо такие институты духовенства вводить в Вооруженные Силы Казахстана. Никто, ни одно государство в мире не может гарантировать свою безопасность. И кто даст гарантию, что танк или оружие, которое возьмет в руки солдат, не будет стрелять в нашу же сторону? Если командир не знает религиозные основы ислама, христианства, то откуда он может знать, приверженец какого течения тот или иной солдат? А если завтра у этих ребят появятся лидеры в армии, то куда они могут повернуть новобранцев? – задается вопросами Мурат Мухамеджанов.
О необходимости наличия представителей духовенства в армии говорит и майор спецназа, участник миротворческих операций в Ираке Арман Туганбаев.
- Когда мы приехали в Ирак, я обратил внимание на то, что все военнослужащие молятся, это официально разрешено. И я заметил, что когда люди ходят в мечеть или в церковь, то они идут в бой более уверенными. Я, конечно, не призываю всех бежать сразу в церковь или в мечеть, я говорю, как это дело обстоит в зарубежных армиях. Простой пример: прибыла колонна, которую расстреляли – транспортировали раненных и убитых. И когда отправляли тела, то священнослужители проводили различные обряды. Одно дело - вынести перед ними знамя, провести военную процедуру, другое, когда офицеры-священнослужители проводят религиозные обряды над погибшими. Но все это государство держит под жестким контролем, все четко прописано – так можно проводить, а так нельзя, тут черное, а тут белое. И государству в этом плане легче управлять и следить за всем, - отмечает А. Туганбаев.
Майор спецназа считает, что этот вопрос нужно решать на уровне государства, и оно само должно определять, что правильно, а что нет.
- Лет пять назад в Арыстане стали просить написать заявления по собственному желанию тех, кто читал в рабочее время намаз. Все уволившиеся были отличными сотрудниками и сильными спортсменами. А их попросили уволиться, даже не разобравшись, какого течения они придерживаются. Я считаю, что если бы были специалисты в этом ведомстве, которое могли бы, поговорив с ребятами, определить, какого толка и рода течение, то и увольнений бы не было. А чтобы такие специалисты были, надо обязательно поднимать этот вопрос, этот барьер нужно перейти, - считает А. Туганбаев.
Конечно, тема религии, тем более в армии, очень неоднозначная. И, естественно, этот вопрос должны решать на самом высоком уровне, возможно даже используя опыт и учась на ошибках других стран.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена