В Актау пожилая женщина просит милостыню, чтобы оплатить коммунальные услуги
2 Мая 2016 (13:39) | 18162 | Автор: Айнура Кемалова
В наши дни стало привычным видеть пожилых людей, пенсионеров, сидящих у магазинов, в местах скоплений людей и продающих продукты со своего огорода, рукоделие, книги и т.д. Эти люди стыдятся просить милостыню, привыкшие всю жизнь честно зарабатывать на хлеб. Они просто продают по чуть-чуть, чтобы обеспечить себе более или менее достойную жизнь, ведь в большинстве случаев старики умудряются еще и помогать своим детям. Пока есть силы, они чем-то занимаются, а если совсем нет, то остаются дома под присмотром своих детей, внуков в лучшем случае, в худшем – уходят в Дом престарелых.
А что происходит с теми стариками, у которых нет детей, а родственники далеко и пока не собираются даже навестить их? Что делать, когда все, что можно было вынести из квартиры, вынесено и продано, но не ими самими, а ворами? Что делать, если об этих людях не только забыли, но и не знают об их существовании даже в государственных социальных службах?
В Актау мы стали свидетелями таких жизненных обстоятельств и печальной судьбы одинокой пенсионерки, жизнь которой в ее возрасте сопоставима с жизнью зверя в джунглях, который добывает свой кусок на улице. История Валентины Сергеевны Ситниковой не может оставить равнодушными тех, у кого есть сердце, кто не понаслышке знает, что такое одиночество, тем более в старости.
В этом году Валентине Сергеевне исполняется 87 лет. По ее словам, она родилась в 1929 году, в России, в Ставрополе. В Казахстан приехала в 1952 году, сначала в Южно-Казахстанскую область, в г. Чимкент, а в 1963 году переехала на постоянное жительство на Мангышлак. Работала преподавателем русского языка и литературы в Жетыбае, в отдаленном поселке Саркамыс.
По словам Валентины Ситниковой, она вышла замуж только после 30 лет, прожила в квартире мужа с мачехой, которая очень плохо к ней относилась, к тому же оказалось, что муж болен эпилепсией, так что детей она не могла родить.
Через какое-то время Валентине удалось получить общежитие и уйти туда, но это не улучшило ее жизнь, муж болел все сильнее и умер раньше, чем она ожидала. Так вспоминает она о нем:
[QUOTE]Он был высокий, красивый мужчина, очень трудолюбивый и добрый.[/QUOTE]
После работы в школе Валентина Сергеевна до пенсии проработала фасовщицей на базе ОРСа и заработала себе маленькую пенсию. Это все, что удалось узнать о ней. Что касается родственников, то ее сестра живет в Санкт-Петербурге, а два племянника в Ставрополе.
Несмотря на свой преклонный возраст, пенсионерка считает своим долгом помогать племянникам, в 2014 году она отправила 100 тысяч тенге одному из них. На вопрос, помогают ли они ей, Валентина машет рукой:
[QUOTE]Да куда им мне помогать! Нет там работы, у них семья, дети. Вот мне бы им помочь.[/QUOTE]
Таким образом, становится ясно, что Валентина Ситникова очень долго живет одна, без помощи родственников, получая пенсию в размере 40 тысяч тенге.
Прошение милостыни стало одним из способов выживания. На момент знакомства с сотрудниками редакции пенсионерка сидела у дверей супермаркета и жалостливо просила: «Дайте на хлеб…»
Ни один человек не может равнодушно пройти мимо этой бабушки, почти все что-то ей оставляют. Худая, с бороздами морщин на лице, с немытым и обветренным лицом, еле волоча ноги, Валентина Сергеевна приходит изредка просить на пропитание. С декабря 2015 года она не получала пенсию: ей стало трудно ходить за пенсией, к тому же она решила накопить, чтобы съездить к родным, а в последнее время, когда все же решила сходить за пенсией, то не нашла пенсионную книжку:
[QUOTE]Как-то прихожу домой, смотрю у меня все в чемодане перерыто, а книжки нет, надо еще раз посмотреть.[/QUOTE]
На следующий день она посмотрела, но так и не нашла документ. А жить на что-то надо, вот и стала она ходить и просить милостыню. Иногда у нее собирается достаточно денег, чтобы купить продукты, но она продолжает сидеть до вечера, как будто отрабатывает рабочие часы. Возможно, Валентине не хватает человеческого внимания.
В жизни не редки случаи, когда у таких старушек находились «покровители» и просто принуждали работать таким способом. Мы спросили у бабушки, заставляет ли кто-нибудь ее тут сидеть.
[QUOTE]Нет, да что вы! Я тут редко сижу, очень редко, а вот та бабушка Нина (показывает пальцем) сидит тут каждый день.[/QUOTE]
Очень стало жаль бабулю, мы купили то, что она просила. Затем решили выяснить, где бабушка живет, и поговорить с соседями.
Квартира с тараканами и мышами
При входе в квартиру в нос ударил запах сырости, неработающей канализации и запущенного жилища. Но Валентина Сергеевне стало за это неловко, и она сразу побежала открывать двери балкона. Пройдя в комнату, скинув свой плащ и убрав платок с головы, Валентина Сергеевна превратилась в совсем маленького и истощенного человека. Седые волосы походили на белую шапку, она села на стул, опустила печальные глаза и почти мечтательно произнесла: Принять бы горячую ванну…
По ее изложению, в квартире давно нет горячей воды и отопления. Поэтому большая электроплита переместилась в комнату, всю зиму согревая пожилую женщину.
[QUOTE]Вот уже 20 лет у меня нет отопления, зимой холодно, одеваю все теплое, включаю плиту. Давно нет горячей воды. Вот с ЖЭКа приходили люди и собирали деньги на новые трубы, и я тоже сдала. Несколько раз ходила к соседям купаться, но стыдно без конца ходить.[/QUOTE]
Действительно, в ванной не работали краны, а унитаз был забит. В кухне есть только питьевая вода. Под раковиной в стенах образовались щели, и там завелись мыши. По всей комнате бегали тараканы, из-за отсутствия холодильника пахло пропавшей едой, его заменил балкон, где в углу лежали лук, картошка и т. д. Когда речь зашла о холодильнике, женщина забеспокоилась:
[QUOTE]Нет, не надо холодильник! У меня в зале плита стоит на электричестве, а если в кухне еще будет работать холодильник, то напряжение не выдержит и плита сгорит.[/QUOTE]
Становилось понятно, что бабушка давно перебивается всухомятку и лишь изредка пьет чай.
Помогают, чем могут
Мы обратились к соседям. Жильцы из квартиры напротив утверждают, что часто относят бабушке горячую еду, но она боится впускать к себе.
[QUOTE]Помните, у нас несколько дней шли дожди. Когда я проходил мимо ее квартиры, то заметил, как она тряпкой собирает воду. Хотел ей помочь, но она сказала, что справится сама.[/QUOTE]
Молодой человек еще зимой заметил, что в кухне у бабушки разбито окно, и чтобы не замерзнуть, она заткнула проем подушкой.
Еще одна соседка по имени Динара, сказала, что почти каждую неделю на ручку двери ей вешают пакет с продуктами, все об этом знают. Иногда она с соседями заходит к Валентине Сергеевне:
[QUOTE]Бабушка очень добросовестная, вовремя оплачивает коммунальные услуги, у нее зимой, действительно, не было отопления. Не знаю, почему, но на нашем этаже во всех однокомнатных квартирах батареи не работали, мы включали электропечи, и это могут подтвердить все соседи. За бабушкой мы присматриваем и не подпускаем к ней посторонних людей. Были случаи, что приходили мошенницы, которые обещали помочь прибраться, но им просто нужна была квартира бабушки.[/QUOTE]
Также девушка поделилась, что Валентина Ситникова иногда, выходя во двор, угощает детей конфетами. Был случай, когда мальчику на шоколадку не хватило денег, и она пополнила нехватку.
Что ответили коммунальные служащие РКЦ и ПКСК
Мы поинтересовались, оплачивает ли Валентина Сергеевна свои счета. В РКЦ о ней тепло отозвались:
[QUOTE]Это же наша бабуля! Она очень грамотная, учитель русского языка и литературы. Она всегда вовремя все оплачивает, последний платеж был за февраль 2016 года.[/QUOTE]
Как оказалось, в ПКСК тоже ее знают, но на вопросы, почему нет отопления, директор ответила, что зимой топили, бабушка ни разу не приходила и не жаловалась. Было ли на самом деле отопление, можно узнать в середине мая во время опрессовки. На том и порешили.
С вопросом, помогают ли ей соцработники, мы обратились к директору городской социальной службы для одиноких и престарелых граждан Кунзире Айтбатыровой. Как оказалось, о существовании почти 90-летней пенсионерки, которая в живет в городе с 1963 года, соцработники узнали 4 апреля текущего года. Одна женщина обратилась к депутату, а та, в свою очередь, отправила запрос в соцслужбу. Представители этой службы нашли Валентину Сотнику и 6 апреля 2016 года провели акт обследования материально-бытового положения, из которого сделали выводы, что Валентина Ситникова в Дом престарелых идти не хочет, от социального работника отказывается, заявив, что она самостоятельная.
Директор:
[QUOTE]О ней мы узнали недавно. Она домой никого не пускает. Но если она захочет, мы можем ее взять на обслуживание.[/QUOTE]
На вопрос, почему спустя столько лет ее нет в данных соцслужбы, директор так пояснила:
Кунзира Айтбатырова:
[QUOTE]В городе 11 тысяч пенсионеров, мы не можем всех проверить, из них мы выявляем одиноких, которые нуждаются в социальной помощи. Бывает, что нам ПКСК сообщает о таких людях. У нас восемь направлений. Мы помогаем одиноким престарелым, у которых нет здесь родственников. Наш социальный работник убирает в квартире, может сходить за продуктами, а что касается тараканов и мышей, то с этими вопросами нужно обращаться в СЭС.[/QUOTE]
Выводы
В свои почти 90 лет пенсионерка обладает хорошей памятью, хотя иногда что-то забывает. Когда мы всей редакцией собрали ей сухой паек, она очень удивилась, потом сказала, что не стоило хлопотать, а затем спросила, сколько за это она нам должна:
[QUOTE]Я не привыкла брать что-то без денег, я сама могу купить.[/QUOTE]
Редкие походы за милостыней стали для нее, как поход на работу. Действительно, пусть даже это милостыня, но вполне заслуженная, так как ходить и сидеть у магазина на холодной плите для престарелой женщины равносильно тяжелому труду. Несмотря на то, что Валентина Сергеевна не получает пенсию 4 месяца, она все же выкраивает из своих копеек деньги, чтобы оплатить все услуги и не быть в долгу. На столе у нее лежат в полиэтиленовом пакете жировки, завернутые в бумагу с надписью «оплата».
Во время общения стало непонятно: она копит деньги либо потеряла пенсионную книжку. Но она живет надеждой, что соберет пенсию и поедет в Ставрополь. Иногда ее одолевает чувство вины, что не может помочь материально своим племянникам. К сестре ехать не хочет. Видимо, промерзнув всю зиму в холодной квартире, она боится холода, повторяя, что в Ленинграде у сестры холодно.
Несмотря на слова директора социальной службы, что Валентина Сергеевна самостоятельная, условия, в которых она живет, доказывают обратное. Этот человек остро нуждается в социальной помощи. Более того, ей нужна медицинская помощь - ежедневное добывание пищи милостыней не может не отразиться на психике человека. Она очень осторожна, пуглива, подозрительна. По словам соседки, несколько раз приходили к ней сантехники, но она просто не открыла им дверь. Ночью пенсионерка закрывает дверь ключом и подпирает толстой палкой.
Фото Айнур Кемаловой
Видео Катерины Панасян
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
отмена
отмена
отмена
Для своих ничего, а оралманам все, несправедливо, а бабушке помочь надо
отмена
отмена
отмена
отмена
жалко ее, а наши соц.службы работают отвратительно! ну и что самостоятельная, видно же ей тяжело справляться, лишь бы отписаться.
отмена
отмена
можно,конечно,думаю не это проблема, а проблема, как ей зимовать
отмена
отмена
отмена
отмена
отмена
Байкеры, срайкеры... Помогают не профессии или хобби, помогают люди. И люди в основном безвестные. И среди байкеров наверняка есть милосердные.
Есть какой-то вариант скупки недвижимости в таких случаях, когда человек заочно продаёт квартиру, а о нём заботятся остаток его жизни. Просьба в меня камнями не кидаться!
А вообще, хорошая идея собраться и сделать ремонт или погасить ей долги. Да и продуктов подкинуть. Есть же у нас в городе фонды.
Почему нет? Но лучше подремонтировать квартиру и меблишко подкинуть, а то всё в чемоданах лежит.
отмена