Заместитель акима Мангистауской области: «При строительстве НПЗ мы обязательно учтем печальный опыт Атырау»
Курс валют в Актау
на 16/07/2018
 
341.47
344.75
 
398.59
402.98
 
5.37
5.56
Номер редакции: 8 (7292) 53 34 53
Номер журналиста: 8 747 353 34 53
Рекламный отдел: 8 707 040 14 81
site@tumba.kz
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Понедельник,
16 Июля, 17:42
Вход |Регистрация
Главное » Жизнь региона

Заместитель акима Мангистауской области: «При строительстве НПЗ мы обязательно учтем печальный опыт Атырау»

27 Октября 2015 (10:14) | 3969 | Автор: Ольга Золотых

 

Еще в прошлом году президент РК поставил перед правительством задачу - выбрать место, рассмотреть сроки и источники финансирования для строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода в республике. За право такой чести боролись сразу несколько областей. В итоге победу одержала Мангистауская. В министерстве энергетики была создана рабочая группа по 4-ому НПЗ, а акимат области провел предварительную работу. В частности, местные власти встретились с иранскими партнёрами – с представителями министерства нефти, с национальной нефтяной компанией Ирана, с администрацией соседней провинции Мазендеран, где находится нефтяной терминал. Также прошли встречи и обсуждения с китайскими нефтяными компаниями CNPC, Citic, которые работают на территории Мангистауской области и осуществляют как нефтедобычу, так и строительство.

 

Рахимбек Амиржанов, заместитель акима Мангистауской области:
[QUOTE]С обеих сторон мы получили подтверждение согласия. Причем, подтверждено оно было на официальном уровне двумя официальными нотами Министерства иностранных дел Ирана. Китайские компании в начале этого года официально обратились с письмом в Министерство энергетики РК с предложением инвестиций и строительства четвертого НПЗ. Кроме того, в июле китайские компании во время встречи с премьер –министром РК также официально предложили финансировать строительство и разработку ТЭО НПЗ.[/QUOTE]

 

Почему Иран заинтересован в проекте? Несмотря на то, что Иран, как и РК, является одной из ведущих нефтедобывающих стран в мире, но на данный момент почти половину нефтепродуктов он импортирует.

 

 

[QUOTE]Если в РК этот дефицит 30 процентов и физический объем составляет 1,5 – 2 миллиона тонн нефтепродуктов, то в случае с Исламской республикой Иран по информации Министерства нефти, он составляет минимум 10 миллионов тонн. Во многом это связано с той же географической ситуацией, из-за которой испытываем дефицит мы. У них большая часть населения живет на севере, а НПЗ в районе залива на юге. В этой связи мы уже получили предварительную информацию о том, что Иран порядка 35 долларов на тонну вынужден затрачивать для того, чтобы транспортировать все объемы нефти с юга страны на север.[/QUOTE]

 

В свое время все это способствовало тому, что Иран инициировал своп -операции (операции замещения) с Казахстаном и Туркменистаном через порт Нека по Каспию. Т.е., Казахстан отдавал через порт Актау на иранский порт сырую нефть (этот объем в 2010 году доходил до 5 миллионов тонн нашей сырой), а на юге Иран взамен отдавал свое черное золото казахстанским нефтяникам с коэффициентом импортозамещения. На этом Ирану удалось здорово сэкономить: ему не надо было транспортировать нефть через всю страну.

 

[QUOTE]Значительная доля нефти в Мангистауской области добывается за счет нефтяных месторождений, которыми владеют китайские компании. Поэтому их интерес к этому проекту обусловлен тем, что за счет этой схемы мангистауская нефть будет перерабатываться на нашем НПЗ, мы получим здесь нефтепродукты. Из них полтора миллиона тонн отправляем на свой рынок, Иран забирает эти нефтепродукты на свой рынок на севере через порт Актау, а на юге китайские компании взамен хотят получать нефть от Ирана и забирать ее на свои нефтеперерабатывающие заводы на юг Китая. По сути это является одной из форм реализации инициативы нашего президента – Нурлы Жол, которая гармонирует с основной государственной политикой КНР «Новый Шелковый путь». Это своеобразный, если не шелковый, то нефтяной треугольник.[/QUOTE]

 

 

В настоящее время Казахстан испытывает дефицит нефтепродуктов, несмотря на то, что объем собственной добычи у нас уже порядка 80 миллионов тонн. Проблема дефицита связан в тем, что в настоящее время Павлодарский завод загружен порядка на 30 процентов, Шымкентский завод завязан в основном на Кумкольском месторождении, хотя предполагалось, что и эти НПЗ будут работать на западно-сибирской нефти. Однако, по словам замакима области, в настоящее время российским нефтяным компаниям невыгодна такая бизнес- схема – отдавать нефть на переработку в Казахстан.

 

[QUOTE]В ближайшее время собственный дефицит топлива в Российской Федерации, по разным оценкам, составит порядка 2 миллиона тонн. И также я хотел бы обратить внимание на то, что ситуация еще более усугубится. Дело в том, что согласно указанию министерства иностранных дел РФ с 1 января следующего года, (но из-за того, что российские компании не успевают, эти сроки перенесли на лето следующего года) официально на территории России будут запрещены все низкие продукты. И будет переход на евро 5. Что это будет означать для нас? Только одно –нехватку бензина и возрастание его стоимости для нашего потребителя.[/QUOTE]

 

Одна из главных причин недостатка топлива в РК в том, что нефть в республике добывают на западе и в Кызылорде, а НПЗ находятся далеко.

 

[QUOTE]Атырауский НПЗ, два цеха которого были еще во время войны переброшены из Баку, технологически не имеет возможность производить высокие нефтепродукты. И в настоящее время он в основном работает на Мангистауской нефти. Основные рынки сбыта нефтепродуктов – это юг нашей страны, где основная плотность населения и север Казахстана, где находятся основные сельхозпроизводства.[/QUOTE]

 

 В самое ближайшее время в области готовы приступить к реализации ТЭО проекта. При этом государственных средств для его реализации привлечено не будет. Он изначально рассматривается как инвестиционный.

 

 

 

[QUOTE]Если у казахстанских компаний есть средства и желание, что мы их не ограничиваем. Но дело в том, что здесь планируется привлечение иностранных прямых инвестиций. Мы экономим наши бюджетные средства. Все риски возьмут на себя инвесторы. Но самое главное мы получим то, что это предприятие будет находиться на территории Казахстана в Мангистауской области, наша нефть не будет продаваться просто как сырье, а будет здесь перерабатываться. За счет этого мы будем получать добавленную стоимость, дополнительные налоги и значительное количество прироста рабочих мест для нашей области. Кроме того, мы сгладим острый вопрос по дефициту топлива и нефтепродуктов для нашей с вами республики.[/QUOTE]

 

Китайская сторона в начале этого года согласно письму министерства энергетики предполагала мощность завода – 6 миллионов тонн и стоимость оценивала порядка пяти миллиардов долларов. Иранская же сторона рассматривает возможность строительства более крупного завода. Соответственно, стоимость инвестиций еще больше увеличится.

 

При этом китайские компании намерены завозить не старое оборудование, а совершенно новое, чтобы производить высокие нефтепродукты Евро 5 и Евро 6.

 

[QUOTE]Более того, реализация данного проекта в области позволит также повысить рентабельность другого государственного проекта, который в свое время был реализован Казахстан Темир жолы – это железнодорожная магистраль Жезгазган- Бейнеу, которая предполагает основной грузопоток с востока на запад нашей страны. А обратно с запада могут возить нефтепродукты в сторону Астаны или Алматы. И соответственно, мы повышаем оборачиваемость груза по этой железной дороге - это будет способствовать повышению рентабельности проекта, который был реализован на государственные средства.[/QUOTE]

 

К этому проекту проявляет интерес и республика Азербайджан. Так как в это стране также есть дефицит в высоких нефтепродуктах. Азербайджан предлагает реализовать своп – замещение, как и Иран. Это значит, что на НПЗ наши нефтяники могут отдавать казахстанскую нефть, а Азербайджан готов взамен отдавать свою сырую нефть в порту Джейхан в Средиземном море. Это даст казахстанским нефтяникам возможности диверсификации и разнообразия транспортных маршрутов для продажи своей нефти на мировые рынки.

 

[QUOTE]Хотел бы отметить, что этот проект имеет свою достаточно глубокую предысторию. В 1989 году было постановление совета министров СССР, где для Мангистауской области была начата разработка документов для строительства НПЗ. В рамках этого постановления в свое время было разработано ТЭО и было освоено порядка 35 миллионов долларов. Но в связи с экономической ситуацией, он был приостановлен. По сути, мы этот проект пытаемся сейчас реанимировать. В советское время проектные институты провели достаточно большую работу, была обоснована экономическая целесообразность. Дело в том, что та нефть, которая добывается у нас, в частности на Бузачинском полуострове – тяжелая. А ее транспортировка на дальние расстояния - это большие транспортные затраты. И кроме того, особого желания у трубопроводных компаний иметь дело с тяжелой вязкой нефтью, как, например, каражанбаская, особого желания нет. Поэтому в свое время во времена советской власти этот НПЗ планировался именно для переработки Бузачинской нефти.[/QUOTE]

 

 

Если в Мангистау начнут перерабатывать свою собственную нефть, то нефтяники начнут получать прибыль порядка 40 долларов на тонну. Поэтому этот проект также выгоден и нашим казахстанским нефтяным компаниям для того, чтобы повысить рентабельность нефтедобычи. Примерный срок строительства НПЗ с учетом разрешительных процедур и вводом его в эксплуатацию- 5 лет.

 

 Говоря об окупаемости проекта для инвесторов, заместитель акима области отметил, что обычный срок эксплуатации таких объектов – более 30 лет. Но причины, по которым все эти страны выразили желание построить НПЗ в области, это вовсе не получение быстрого дохода.

 

[QUOTE]В основном желание участвовать как китайской, так и иранской стороны в реализации этого проекта, в основном обуславливается социально –политическими причинами. Здесь речь идет о политической задаче для Исламской республики Иран – закрыть собственный дефицит внутри своей страны на 40 процентов, такая же политическая задача стоит и перед нами – мы должны стабилизировать собственный рынок нефтепродуктов и обеспечить нашему населению доступ к высоким нефтепродуктам по разумной цене. Интерес КНР в том, чтобы обеспечить стабильность и гарантированность поставок сырой нефти на собственный рынок Китая. Поэтому этот проект естественно экономически целесообразный, но больше превалируют обязательства правительств трех стран перед своим населением по стабилизации поставок нефтепродуктов на внутренние рынки.[/QUOTE]

 

Вопрос о месте расположения будущего НПЗ пока остается открытым. Это будет рассматриваться в рамках ТЭО. В акимате пообещали, что будет учтена близость к месторождениям и к портам, так как основной объем нефтепродуктов пойдет на экспорт.

 

[QUOTE]Мы обязательно учтем печальный опыт Атырау, где НПЗ находится в черте города и доставляет большие неудобства для горожан.[/QUOTE]

Подписывайтесь на наш Telegram канал -
будьте в курсе всех новостей
Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 747 353 00 03
Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ:
aktau, 28 Октября 2015 (11:38)
0 0
в форт шевченко надо постройт
Клава, 27 Октября 2015 (18:58)
2 0
Пока его построят, все уже на электромобили пересядут
Гудбай май лав, 27 Октября 2015 (18:57)
0 0
В акимате пообещали, что будет учтена близость к месторождениям и к портам, так как основной объем нефтепродуктов пойдет на экспорт.


Сначала говорят, что у нас офигенный дефицит бензина, а потом, что его на экспорт будут отправлять. На хрена тогда его строить? Чтобы соседям бензин отдавать?
aktau2005, 27 Октября 2015 (15:31)
2 0
Уважаемый Махно!Никто не пытается преуменьшить заслуги и опыт атыраускогоо НПЗ ( я сама уроженка Гурьева). Речь в данном случе идет и долгосрочной перспективе, подкрепленной интересами не одной, а нескольких сторон. Это первое. Второе, не забывайте, что когда речь идет о производстве, то основопологающий вопрос - реализация продукции, в которую входят также вопросы транспорта. А МАнгистау, как морские ворота РК, как нельзя лучше подходят именно для этих целей. Для многих сейчас остро стоит проблема экологии. вот это уже третий пункт, который необходимо тщательно прорабатывать с самого начала. При выборе участка необходимо также учитывать возможность развития сопутствующих производств и услуг. С моей точки зрения, все эти моменты прекрасно решаются одним единственным вариантом - это порт Курык. И этот вариант должен обязательно быть рассмотрен в новом ТЭО!
Насчет специалистов я вообще не вижу никакой проблемы. В Атырау мои знакомые нефтепереработчики и технологи ищут работу. Общеизвестный кашаганский проект подарил нам большую ″партию″ прекрасно подготовленных казахстанских специалистов. Со знанием англ языка и междунаролного опыта работы. Так что за это переживать вообще не стоит.
Порт Курык в настоящее время вообще никак не задействован, население там небольшое, подходные пути для судов идеальны для зимней стоянки.
В общем буду очень рада присутствовать на общественных слушаниях!
Гадя петрович, 27 Октября 2015 (12:11)
1 0
Вы уж учтите))
Garry, 27 Октября 2015 (12:00)
2 0
Значительная доля нефти в Мангистауской области добывается за счет нефтяных месторождений, которыми владеют китайские компании

Вот это повод для гордости
Махно, 27 Октября 2015 (11:57)
2 2
Непонятно о какой печали идёт? Завод строился в годы ВОВ, тогда Гурьев был маленьким рыбачим городком, и поселение стояло чуть поодаль, к тому же нужна была близость причалов местного речного порта, поэтому его воткнули на берегу ерика (рукава) Соколок р. Урал. Со временем город разросся, но расстояние от Атырауского НПЗ до жилых кварталов. это как у нас до корпусов КазАзота, бывших СКЗ и ГХМЗ, не более того.

Атырауский НПЗ, два цеха которого были еще во время войны переброшены из Баку, технологически не имеет возможность производить высокие нефтепродукты.

Что за бред? Какие два цеха? Атырауский НПЗ - это первенец нефтепереработки Казахстана. Весь технический проект этого завода был разработан американской компанией ″Баджер и сыновья″ по заданию Наркомата СССР по нефтяной промышленности. То есть, он изначально был заточен на передовые западные технологии. Что нам предложат персы и китайцы, ещё на воде вилами писано. Сейчас АНПЗ это крупнейший завод с 65 летним опытом работы, с кучей трудовых династий, высокопрофессиональными кадрами. Имеет мощность 5 млн тонн нефтепереработки. На сегодняшний день является единственным НПЗ, расположенном в центре основных нефтяных месторождений страны с прямой поставкой сырых нефтей по действующим системам нефтепроводов Продукция завода поступает, как на внутренний, так на внешние рынки.
Основная специализация – переработка нефти по топливному варианту: выпуск авиационных и автомобильных бензинов, различных моторных и котельных топлив
В настоящее время завод располагает высокотехнологичными установками.Прошёл 1 этап реконструкции японской компанией ″Марубени корпорейшн″, позволивший выпускать 21 наименование продукции, а будет ещё больше. А после завершения 2 этапа по лицензии международной компании Axens АНПЗ превращается в высокотехнологичный центр нефтехимии страны. И потом, Атырау все эти годы взращивал у себя кадры, обучал, натаскивал. Если ли это у Актау? Почти все мангистауские месторождения ведь поднимали гурьевские нефтяники.
Если намылились строить Актауский НПЗ, то уже щас надо готовить кадры, инженеров, технологов, мастеров, ремонтников, КИПовцев и т.д. И их должно быть много. Развивать массу сопутствующих сервисных услуг и видов работ. Завод по нефтепереработке построить, это вам не Актау Сити или завод планшетов ″нарисовать″ на бумаге.
0000, 27 Октября 2015 (10:52)
3 0
Они хотят сделать круче, чем в Атырау? В Атырау уже сделали и все работает. У нас пока только на словах. Когда слова перейдут в дело, можно только гадать.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или войдите в систему