В Актау обсудили усовершенствование плана действий по правам человека
3 Апреля 2014 (15:13) | 1961 | Автор: Редакция
Не так давно в СМИ появилась информация о том, что республиканские неправительственные организации хотят разработать новый и усовершенствовать старый Национальный план действий по правам человека, срок которого истекает уже в следующем году. Переход от слов к делу произошел 1 апреля, и в Актау был дан старт региональным встречам по обсуждению рекомендаций гражданского общества, где собрались исключительно представители НПО Западного Казахстана.
Первый Национальный план действий по правам человека был разработан еще в 2009 году и включал себя программу, предусматривающую конкретные шаги по совершенствованию казахстанского законодательства и правоприменительной практики, национальной системы защиты человеческих прав. Стоит также отметить, что подготовлен он был на результатах исследований государственных органов и других организаций, которые на момент его создания специально проводили социологический опрос.
Здесь были учтены все имеющиеся проблемы в законодательной базе и правоприменительной практике Республики, на которые и делался основной упор. Свод из 23 правил стал для казахстанского общества этакой палочкой-выручалочкой, основываясь на которую можно было полностью защитить себя и свои права.
Но, по мнению правозащитников, их еще нужно доработать.
- Итоги выполнения первого Национального плана продемонстрировали наличие проблем в выполнении поставленных перед документом задач. Поэтому и важно разработать новый План, в котором будут полноценно учтены рекомендации гражданского общества и результаты реализации первого Плана, - отметила на встрече Роза Акылбекова, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности.
К слову, данная идея нашла одобрение практически среди всех казахстанских неправительственных организаций, но так как встреча была региональная, в Актау съехались лишь представители из Уральска, Актобе, Атырау и Жанаозена.
В ходе собрания НПОшниками было озвучено множество предложений и рекомендаций по усовершенствованию имеющегося уже Национального плана действий по правам человека. Многие из них оказались действительно значимыми для казахстанского общества. К примеру, право выбора. Здесь представители НПО предложили проводить их в четко выбранные сроки и максимально расширить право на выдвижение. К тому же, они считают необходимым пересмотреть принципы формирования состава избирательной комиссии и расширить права местных наблюдателей, а значит увеличить доступ выбора гражданам.
В праве на достаточное жилье правозащитники предложили образовать единый государственный орган, который будет защищать население Казахстана от принудительного выселения из собственного жилища.
Также поступали предложения к внесению поправок в право на труд. Представители НПО выступили с рекомендацией законодательно установить возможность и разработать механизм самостоятельного взыскания с работодателя заработанной платы и усилить ответственность работодателей за неисполнение требований трудового законодательства.
Но по некоторым из предложений возникали вопросы. К примеру, поступила рекомендация об отмене Закона о регулировании Интернета как недемократичного и нарушающего международные принципы и нормы свободы выражения мысли. Также предлагалось прекратить практику внесудебной блокировки интернет-изданий.
Казалось бы, здесь таится истинная идея поддержки свободы выражения мысли, свободы слова. Но на сегодняшний день в интернет-пространстве имеется множество сайтов-провокаторов, разжигающих социальную и национальную розни. Как поступить государству в этом случае? Оставить все как есть, или все-таки следовать своей политике и пресечь попытки возбуждения напряженности среди населения?
Вспомним, как в 2011 году при печально известных всему миру событиях в Жанаозене, некоторые интернет-порталы явно провоцировали незаконные действия собравшихся на площади города. Манипулируя народом, в выигрыше остались только те СМИ, кому было на руку создание ажиотажа в Казахстане, ведь основной их целью было ничто другое как свержение власти и дестабилизация и без того напряженной обстановки.
Предлагалось также расширить права инвалидов. Представителями неправительственных организаций говорилось, что необходимо разработать долгосрочную программу для инклюзивного образования и трудоустройства людей с ограниченными возможностями. На этом, кстати, собравшиеся сделали основной упор.
Но в замешательство повергло незнание некоторых НПОшников послания Президента РК народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от 17 января 2014 года, где основным приоритетом было отмечено усиленное внимание государства к гражданам с ограниченными возможностями.
«..Мы вовлечем их в активную жизнь, они будут не просто получать пособия, а будут осознавать себя членами общества, полезными работниками. Если необходимо, то Правительству надо проработать этот вопрос со всеми компаниями и принять соответствующее решение. Поручаю Правительству с 1 июля 2015 года повысить на 25 процентов размеры социальных пособий по инвалидности и утере кормильца. Следует усовершенствовать правовую базу деятельности объединений инвалидов», - говорилось в Послании.
Исходя из этого, обсуждение данного вопроса не имело никакого смысла, так как над ним наше государство уже начало усиленную работу.
А реплика присутствующей на региональной встрече Асель Нургазиевой из атырауского общественного объединения «Заман», о том, что она не в курсе приоритетов Послания президента РК, и вовсе, повергла в недоумение.
«Я задам дурацкий вопрос, кто-нибудь читал программу 2050? Что там вообще? Никто не в курсе?», - спросила Асель Нургазиева.
Непонятным остается одно – как может человек носить имя «правозащитника» и представителя «гражданского общества», если он даже не соизволил ознакомиться со стратегией Президента? К слову, не все представители неправительственных организаций оставили о себе подобное впечатление.
будьте в курсе всех новостей Присылайте свои новости на WhatsApp
+7 777 259 44 50
Зарегистрируйтесь или войдите в систему