Среднеазиатская, или, как её часто называют, степная черепаха – одно из самых удивительных созданий, обитающих в нашей природе. Достаточно сказать, что её вынашивает и рождает сама Земля. Там, в темноте земного чрева, из зарытых мамашами яиц вылупляются крохотные черепашата. Трогательные существа с мягкими нежными панцирями, величиной со старинную монету. Они отнюдь не спешат выбраться на волю, к солнцу и свежему воздуху. Напротив, зарываются ещё глубже в недра, дабы продлить своё внутриутробное (внутриземное) состояние ещё на 9 месяцев. Пережить зимние холода и уже окончательно и полноценно родиться весной следующего года.

А там уж – выбраться на поверхность земного мира и замереть в изумлении от обилия весенних красок, запахов, звуков и тепла. Однако прежде чем стать полноценной черепахой, тем самым живым броненосцем, пережившим динозавров, крошкам-черепашкам ещё предстоит увернуться от множества клювов, клыков и когтей. Лакомиться черепашьим мясом любят ведь не только завсегдатаи французских рестораторов и философы китайских харчевен. Обретение панциря будет продолжаться около 10 лет. И каждый год выжившие, нагуляв жира, будут зарываться в благодатное земное чрево с наступлением летней жары и коротать время до следующей весны.

Но напрасно думать, что естественная броня – универсальная защита от всех напастей. Потому что среди этих напастей появилась такая напасть, против которой бессильны и панцири, и зубы, и ноги, и крылья, и плавники. Читатель, думаю, уже понял, о ком речь.

Беда пришла к нашей степной черепахе не сразу. Многие поколения номадов вообще не обращали на неё никакого внимания. А с принятием ислама она вообще попала в разряд нечистых. Беда пришла с победой социализма. В 30-е годы начался промысел среднеазиатской черепахи. А к 1975 году экспорт черепах из Казахстана составлял уже 126 тысяч штук в год. Уже тогда учёные забили тревогу. В самых черепаховых местах Семиречья поголовье сокращалось стремительно и неуклонно. Там, где в 50-е годы плотность черепашьего населения составляла 40-50 особей на гектар, к концу семидесятых она сократилась до десятка.

Охота на степную черепаху столь бесхитростна, что ею может легко заниматься даже самый никчёмный человечишка. Ходи да собирай добычу в мешок. Вот как описывал процесс такой охоты герпетолог Р.А. Кубыкин:

"По лёгкости этот промысел можно сравнить разве с собиранием яиц у колониально гнездящихся птиц. Но до гнездовья пернатых, расположенных в труднодоступных местах, ещё надо добраться. А здесь несколько часов хорошей дороги – и "дары природы" в твоих руках. Какой вид из рептилий, птиц и млекопитающих по лёгкости добывания можно сравнить с черепахой? …Она же перед человеком совершенно беззащитна. Никакие свойства, приобретённые за миллионы лет эволюции, черепаха не может противопоставить даже невооружённому человеку".